Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Денисенко, С. Ю. Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов / С. Ю. Денисенко, П. В. Косенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3.1 (13.1). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2461/ (дата обращения: 29.03.2024).



У старшеклассников отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благополучия. Это может привести к дезинтеграции личности. Чтобы найти оптимальный способ поведения, выбрать вариант адекватного выхода из конфликтного положения, избавиться от стрессовой ситуации и жизненных затруднений, нужны усилия образовательных учреждений и общественности, их помощь и поддержка, т. е. то, что мы называем педагогическим сопровождением социального самоопределения выпускников школ.

К возрастным трудностям жизненного самоопределения сегодня добавляется многообразие сложных социальных проблем, обусловленных преобразованиями в российском обществе. Когда происходит резкая смена образа жизни и социального поведения, когда колеблются до взаимоисключения ценности и отторгаются некоторые традиционные нравственные и мировоззренческие представления, а новые вызывают множество сомнений, неэффективными оказываются многие стереотипы, привычные модели поведения.

В условиях общей нестабильности обостряется вероятность принятия спонтанных, непродуманных решений проблем экзистенциального характера. Считаем, что без способности сделать осознанный выбор, должной готовности к жизненному и профессиональному самоопределению человек теряет возможность обрести культуру, реализовать себя как существо самобытное и активно преобразующее общественную жизнь.

Во исполнение приказа МО и ПО РО № 474 от 26.06.2015 года «О присвоении статуса областных экспериментальных площадок образовательным учреждениям» и в целях поддержки и стимулирования общественно-значимой инновационной образовательной и управленческой деятельности в реализации проекта «Создание целостной системы профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности региона и потребностей личности в саморазвитии», школа № 61 стала базовым учреждением по реализации данного инновационного проекта. Второй год работа ведется в рамках создания в школе целостной системы профориентации: социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессий, а также формирование потребности и готовности к труду в современных условиях.

Изучение социально-экономической обстановки в нашем регионе и стране в целом проводится в нашей школе на уроках экономической географии, обществознания, экономики, элективного курса «Налоги и налогообложение». Это позволяет помочь старшеклассникам сориентироваться в информации о рынке труда, востребованных профессиях и перспективах их развития.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека имеет некоторую общую структуру, которая включает: позиции старших членов семьи, сверстников, учителей; личные профессиональные планы; способности, умения, достигнутый уровень развития как субъекта труда; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонность, интерес к тем или иным видам деятельности; общую активность, самооценку, уверенность в достижении успеха, уровень саморегуляции. Вопросы профессионального выбора обычно осознаются и становятся предметом разговоров в семье в старшем школьном возрасте. В неправильном выборе профессии зачастую виновны члены семьи, ориентирующие школьника на преходящие ценности, такие как заработок, доступность получения образования, престижность, а не подлинные его способности и призвание. Нередко родители настаивают на выборе профессии, о которой мечтали, но не смогли реализовать. В преодолении этой проблемы большую роль играет психолог, классный руководитель, учитель-предметник которые призваны оказать помощь, в выборе будущего: информируя о мире профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии.

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору), чтобы привлекательность профессии определялась не только размером заработной платы, но и другими не менее важными факторами как: отсутствие стрессов, стабильность возможность распоряжаться собственным временем. При этом важно учитывать возрастные особенности ребенка. В начальной школе профориентация служит общему развитию, вырабатывая навыки: сравнение, классификация, анализ, расширение словарного запаса, в данном возрасте происходит развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. С обучающимися младшего подросткового возраста работа направлена на развитие личности (формирование образа «Я»), приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. На этом этапе необходимо оказать содействие переходу от общей ориентации на труд, к ориентации на виды профессиональной деятельности. В подростковом возрасте определяется предпочтительная сфера профессиональной деятельности, исходя из особенностей личностного развития. Ребятам необходимо адекватно оценивать себя, владеть информацией и знаниями о мире профессий. На данном этапе формируется осознанность выбора профессии, методом группового и индивидуального консультирования с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Работа со старшеклассниками построена на системе конкретных профориентационных мероприятий. Задачей данного этапа является уточнение выбора профессии, построения плана профессионального пути. Это происходит благодаря обучению действиям по самоподготовке и саморазвитию, формированию профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекции профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Важную роль в выборе профессии старшеклассников играет медико-биологический аспект. Изучение медицинских характеристик профессий и медико-биологических особенностей собственного организма происходит в урочной и внеурочной деятельности.

На уроках биологии, химии, физики, физической культуры обсуждаются вопросы неблагоприятных условий труда, такие как: вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза, ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляется школьный план работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя — раздел профориентация. Ответственным за профориентационную работу в школе является заместитель директора по воспитательной работе, которая поддерживает тесные контакты школы со центром занятости Советского района, предприятиями, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями. Специалистами центра занятости проводятся консультации старшеклассников, приглашают к участию в совместных профориентационных мероприятиях службы занятости и министерства образования:

 Интерактивные встречи старшеклассников с работодателями, представителями учреждений НПО «Профессии которые мы выбираем»;

 Участие в днях открытых дверей в центрах занятости в центрах занятости населения, в учреждениях начального и среднего профессионального образования, на предприятиях и в организациях, испытывающих потребность в квалифицированных рабочих кадрах;

 Профориентационные экскурсии и профессиональные пробы на рабочих местах стабильно работающих и развивающихся предприятий;

 Ноябрьский конкурс сочинений «Я выбираю…»;

 Конкурс плакатов (баннеров) на тему «Я в рабочие пойду»;

 Традиционный апрельский областной День профориентации молодежи Ростовской области «Сделай свой выбор».

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся выпускных классов, которую проводят с помощью мобильного центра занятости Советского района. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители. На классных часах учителя обсуждают с ребятами алгоритм действий по выбору профессий:

  1. Важно разобраться в своих интересах, склонностях и способностях, иными словами, определить для себя «Чего же я хочу?»
  2. Узнать, а какие же профессии существуют вообще в мире, где можно обучиться этим профессиям
  3. Узнать, а какие требования предъявляет профессия к человеку, к состоянию его здоровья, к физиологическим и психологическим качествам, иными словами, ответить на вопрос «А смогу ли Я?»
  4. Необходимо знание того, какие профессии нужны городу, области, стране. Есть потребность в таких специалистах или нет, каковы перспективы развития отрасли.

На классные часы приглашаются специалисты представители разных профессий, которые делятся своим профессиональным опытом, рассказывают о своем профессиональном пути.

К основным показателям эффективности профориентационной работы относится:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

5. Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

Сформированность профессионально важных качеств — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

– индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

– направленность профориентационных воздействий, прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Перед выпускниками школ всегда стоят два важных вопроса связанных с продолжением образования. Первый вопрос – как поступить в престижный вуз, колледж, техникум. Второй не менее важен: куда поступать. То или иное решение вопроса в большинстве случаев определяет будущее человека. Если на первый вопрос дает ответ ЕГЭ, то ответ на второй вопрос целиком зависит от самих старшеклассников и их родителей. Сосредоточив все свои усилия на решении первого вопроса, будущие студенты часто даже не рассматривают все возможности, просто не знают о них, не догадываются о том, что их ждет в ближайшем будущем — в студенчестве. В этом им помогает школа — информируя об образовательных учреждениях и помогая сделать выбор между ними и подать заявку с выбранными для сдачи ЕГЭ предметами. В этот период приходит время серьезно подумать над вопросом — куда поступать. А для этого нужно знать о возможных вариантах.

Литература:

  1. Активные методы в работе школьного психолога: сборник научных трудов. Изд-во: Отв. ред. Дубровина И. В. — М.: изд. АПН СССР, 1989. — 165 с.
  2. Атутов П. Р., Климов Е. А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. — 1984. — Т. 1.
  3. Булынин А. М., Булынина Т. П. Изучение личности школьника в целях профориентации: Метод. Рекомендации. // Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. Института, 1995. — С. — 85.
  4. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (5–11 классы). — М.: Вако, 2009–271 с.
  5. Чистяков Н. Н. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся. — М., 1982.
  6. Орёл В. Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. // Ярославль, 1990. — С. 83.
  7. Федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений. Проект./ Министерство образования Российской Федерации. — М., 2009. – 36 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профориентационная работа, выбор профессии, качество, профессия, результативный критерий, жизненная ценность, классный руководитель, профессиональный выбор, Советский район.

Похожие статьи

профессиональный выбор, выбор профессии...

профессиональная деятельность, профориентационная работа, профессия, качество, выбор профессии, результативный критерий, Советский район, жизненная ценность, классный руководитель...

Понятие профессионального выбора в современных...

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность... Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий...

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность школы, профориентационная деятельность, выбор профессии, ориентированная консультация...

Похожие статьи

профессиональный выбор, выбор профессии...

профессиональная деятельность, профориентационная работа, профессия, качество, выбор профессии, результативный критерий, Советский район, жизненная ценность, классный руководитель...

Понятие профессионального выбора в современных...

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность... Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий...

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность школы, профориентационная деятельность, выбор профессии, ориентированная консультация...

Задать вопрос