Личностный компонент профессионала системы «Человек-человек»
Автор: Дебель Мария Александровна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июнь 2012)
Статья просмотрена: 1957 раз
Библиографическое описание:
Дебель, М. А. Личностный компонент профессионала системы «Человек-человек» / М. А. Дебель. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2368/ (дата обращения: 19.12.2024).
Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и переживаний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант и т.д..
Изучению проявлений личности в профессиональной деятельности посвящены работы многих известных психологов, например, В.А. Бодрова, А.А. Деркач, А.В. Карпова, Е.А. Климова, Ю.П., Поваренкова, А.Р. Фонарева, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Д.Н. Завалишиной, С.Л. Рубинштейна, В.А. Барабанщикова, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломова и других.
В современной психологии существует гамма интерпретаций термина «личность». Авторы по-разному трактуют этот термин, наполняют его различным содержанием и вписывают это понятие в свои теоретические построения.
Профессор М.И. Еникеев отмечает, что личность — это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
- В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить:
1) динамику ее психических процессов — темперамент;
2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности — способности;
3) направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение;
4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.
По мнению А.Г. Ковалева, личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. В личности выделяется, прежде всего, её общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество. Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:
1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью. Мировоззрение человека - это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии её индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.
2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств.
3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться.
4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.
5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения её разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения и на поведении.
Личность, – писал С.Л. Рубинштейн, – образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». С другой стороны, - подчеркивал он, - и все «психические процессы... протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее».
Человека как личность Ананьева Б.Г. рассматривает в единстве четырех сторон:
- 1) человека как биологического вида;
2) онтогенезе и жизненном пути человека как индивида;
- 3) человека как личности;
- 4) человека как части человечества.
При этом Б.Г. Ананьев утверждает, что психология проникает в существующую связь в интериндивидуальную структуру социального целого, к которому принадлежит личность и интраиндивидуальной структуре самой личности.
Подход Абульхановой К.А. Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.
Согласно подходу Д.И. Фельдштейна, в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором её формирования является общественно значимая деятельность.
- Общим во всех теориях личности является то, что в качестве ведущего компонента становления личности выделяют направленность как сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, отношения к себе и окружающим. А также то, что личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром.
- Теоретические и практические исследования психологических феноменов согласования личности и профессии определили ряд классификаций трудовой деятельности.
Классификация профессий по содержанию труда наиболее полно в отечественной психологии разработана Е.А. Климовым. Так, например, по объекту труда различаются профессии: «человек – живая природа», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».
В нашем исследовании приняли участие представители профессий группы «человек - человек». Тип данной группы, качественно отличается необходимостью наличия компетентности во взаимодействии с людьми. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой.
Выбор респондентов исходил из нескольких принципов: во – первых, все респонденты имеют высокий квалификационный уровень, и стаж работы не менее 5 лет; во – вторых, анализ мнения социума, подтверждает высокий профессионализм именно данных респондентов. При этом, используя 16ФЛО Кеттелла, мы учитывали вероятность преднамеренного или бессознательного стремления давать такие ответы, которые «обосновывают» его притязания. Именно поэтому уделили большое внимание социальной желательности. Никто из респондентов не проявил максимальную лживость в ответах.
- Рассмотрим подробнее результаты обследования, которое проводилось в 2012 году. Респондентами явились представители нескольких профессий: учителя – 12 человек, воспитатели 18 человек, администратор гостиницы – 6 человек, медицинский работник – 8 человек. Средний возраст испытуемых 30 – 38 лет.
Методика многофакторного анализа личности Дж. Кеттела включает в себя 16 шкал, которые по выявляемым характеристикам группируются в четыре блока качеств:
1) коммуникативные (факторы «А», «F», «H», «L», «N», «Q2», «E»);
2) эмоциональные (факторы «C», «I», «O», «Q4»);
3) регулятивные (факторы «E», «C», «G», «Q3»);
4) интеллектуальные (факторы «B», «M», «N», «Q1»).
По результатам диагностического обследования каждому испытуемому был создан индивидуальный профиль личности. В таблице №1 представлены средние показатели стенов в соответствии с профессией.
Профессии |
Стены в каждом факторе |
|||||||||||||||
A |
B |
C |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
|
Учителя |
9,2 |
7,6 |
9,1 |
4,2 |
6,2 |
9,4 |
5 |
8,4 |
6,2 |
6,4 |
7,2 |
4,1 |
7,6 |
7,4 |
7,4 |
3,4 |
Воспитатели |
8,2 |
7,2 |
8,4 |
6,2 |
7,6 |
8,2 |
4,8 |
8,2 |
7,8 |
7,6 |
6,8 |
4,4 |
6,2 |
7,2 |
6,1 |
5,2 |
Администратор гостиницы |
7,2 |
7,2 |
7,2 |
7,4 |
8,1 |
7,6 |
5,6 |
6,1 |
8,6 |
4,8 |
5,6 |
3,6 |
8,2 |
7,6 |
7,2 |
3,8 |
Медицинский работник |
8,6 |
7,4 |
8,6 |
5,6 |
5,6 |
8,6 |
7,2 |
5,6 |
8,2 |
5,6 |
7,4 |
5,2 |
5,6 |
7,4 |
7,6 |
4,2 |
Считаем необходимым остановиться на интерпретации данных блоков:
1). Коммуникативные свойства и особенности межличностного общения.
Мы можем отметить, что имеется высокая склонность к общению (фактор А) у всех представителей профессий группы «человек – человек». При этом можно отметить практически у всех высокое честолюбие (фактор L). Только у группы учителей средние показатели, что свидетельствует о ситуативном проявлении. Доминантность, напористость (фактор E) сочетаются с относительно высокой энергичностью (фактор F), достаточным контролем эмоций, дипломатичностью (фактор N=6 стен), со средней социальной смелостью (фактор Н), а также с достаточной независимостью от коллектива (фактор Q2) и с относительно высоким самоконтролем (фактор Q3).
Все вышеперечисленное свидетельствует о наличии определенных лидерских возможностей. А также о развитых коммуникативных способностях, что соответствует профессиональных компетенциям респондентов.
2) Эмоциональные особенности
Эмоциональное состояние характеризуется устойчивым преобладанием положительных эмоций. Достаточно высокая эмоциональная устойчивость (фактор С), оптимизм, энергичность (фактор F) сочетаются с невысокой тревожностью (фактор О), а также с низкой психической напряженностью (фактор Q4). Подобное сочетание факторов свидетельствует об устойчивости эмоционального состояния, а также об отсутствии предрасположенности к стрессовым состояниям.
3) Регулятивные свойства личности
Относительно высокие значения самодисциплины (фактора Q3) в сочетании с высокими показателями моральной нормативности (факто G) свидетельствуют о способности мобилизовать себя на достижение поставленной цели вопреки внутреннему сопротивлению и внешним препятствиям. Данный показатель свидетельствует также об ответственности, а также ярко выраженном чувстве долга.
4) Интеллектуальные свойства личности
Исследование показало наличие относительно высокого потенциала, это подтверждается сочетанием значений по факторам В, М, N, Q1.
Достаточно высокое интеллектуальное развитие (фактор В), которое сочетается c развитым творческим воображением (фактор М), дипломатичностью (фактор N) и склонностью к инновациям (фактор Q1). Сочетание такого рода свидетельствуют о достаточно высоких возможностях и гибкости мышления.
Таким образом, результаты диагностики личностных особенностей представителей профессий группы «человек – человек» показывает, что существенных различий не имеется. Каждый респондент, который является профессионалом своего дела, имеет развитые личностные качества, необходимые в их профессиональной деятельности.
Литература:
Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Мир».,2009. – 189 с.
Выбойщик И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла: Учебное пособие. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000.– 54 с.
Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход. – Харьков: Издательский дом «Гуманитарный центр», 2011 г. – 296 с.
Психология личности: Учеб. пособие / О. В. Белановская; Научн. ред. Ю. Н. Карандашев, Т. В. Сенько. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2006. – 226 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб – Питер, 2003.- 720с.