Выявляя систему требований, предъявляемых определенной профессией к субъекту труда, его индивидуально-личностным особенностям, психологическая наука прибегает к профессиографии – «комплексному методу изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии» [5, с. 73]. Изучение психологических характеристик деятельности, ее содержания, средств, условий подводит к обоснованию критериев профессиональной пригодности (степени соответствия индивидуально-личностных качеств субъекта требованиям профессии), а также позволяет вывести принципы классификации профессий по содержательно-психологическому принципу.
Ниже мы приводим три фундаментальных теоретико-методологических подхода к изучению профессий [3, с. 82]. Данные походы отражают разные точки зрения на процесс труда, роль в нем субъекта, задачи исследователей, осуществляющих изучение профессиональное развитие, профессиографию.
Операционно-технологический подход. Профессия представлена как сумма трудовых актов, требующих развития некоторых способностей, на основе которых осваивается определенные знания и навыки. Профессиограмма – сводка технических, санитарно-гигиенических, психофизиологических, психологических знаний.
Системный операционно-технологический подход. В рамках данного подхода трудовой процесс рассматривается во взаимосвязи с интимно-личностным отношением человека к технологическому процессу, условиям и организации труда. Выявляется связь мотивации конкретного человека с объективной сложностью деятельности, взаимосвязь целей деятельности и представлений человека о способах ее достижения. Данный подход задает общую ориентацию исследования субъект-объектных взаимодействий.
Системно-деятельностный поход. В центре изучения здесь – множественные состояния сознания субъекта в процессе труда, образы-представления как психические регуляторы труда, система «сознание-знание-отношение» как признак осмысленной готовности к труду. Обеспечивается изучение динамики становления, развития, формирования, саморегуляции, оценки уровня деятельности субъекта труда, оценка уровня его сформированности и причин неудач, разработка средств коррекции на операторно-психологическом и психофизиологическом уровнях.
Продуктивный подход к изучению профессий предложен О. А. Ахалая [1]. Его основные положения были оформлены нами в виде таблицы.
Цель труда |
- гностическая - преобразующая - организация и упорядочивание - обслуживание - изыскательская |
Орудия и средства труда |
Внешние: - инструменты - механизмы, оборудование машинное, транспорт - автоматическое оборудование - приборы и измерительные устройства. Внутренние: - речь (деловая, эмоционально-выразительная), - поведение - интеллектуальные средства |
Степень проблемности деловых ситуаций |
- низкая (работа определена нормативными актами) - средняя (иногда возникают ситуации, требующие нестандартного решения) - высокая (требуется творческая активность) |
Социально-психологические параметры |
Степень коммуникативности процесса труда: - низкая (индивидуальный труд) - высокая (коллективный труд) Степень самостоятельности: - исполнитель - организатор собственной деятельности - руководитель Особенности трудового взаимодействия: (по кол-ву контактов) - немногочисленные контакты - многочисленные (по типу партнеров) - клиенты -сотрудники-коллеги - подчиненные - равноправные партнеры (по степени постоянства) - постоянные - меняющиеся
|
Эмоционально-волевые параметры |
Характеристика ответственности: - повышенная (за жизнь и здоровье других людей) - материальная - морально-этическая - средняя ответственность сотрудника. Работа в различных микроклиматических условиях: - в помещении - на открытом воздухе - в необычных условиях (под водой, в лесу и т.д.). Факторы, вызывающие психическую напряженность: - риск для жизни - общение с правонарушителями, с больными людьми - физическая нагрузка - четко регламентированный темп работы, или, наоборот – рваный ритм - ночные смены - длительное пребывание в одном положении - специфические температурные условия, воздействие вибрации, запахов, шума.
|
Представив значимые и продуктивные, на наш взгляд, подходы к изучению профессий, мы переходим к собственной разработке – теоретической модели профессии.
Теоретическая модель профессии имеет следующие обязательнее элементы:
- основа: профессионально ориентированное мировоззрение – некоторый аспект, «угол зрения», который является системообразующим в отношении видения мира субъектом труда;
- социально-культурные ценности, поддерживаемые профессией;
- выражение социокультурных ценностей на деятельностном уровне (конкретные сферы реализации труда, полезный эффект труда)
- профессионально-значимые качества субъекта труда.
Рассмотрим каждый из уровней данной модели более подробно.
Каждая профессия «поддерживает и защищает определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и обеспечивает ей общественное признание» [8 с. 19, 29]. Ценности, поддерживаемые, например, искусством как сферой профессиональной деятельности, связаны с приоритетом эстетически направленного восприятия мира, ориентацией на рефлексию, художественным отражением реальности, обеспечением оптимальных условий в социуме для приобщения его членов к специфической культуротворческой деятельности. Мы видим, что данное теоретическое положение нашло отражение в практике. Так, вся совокупность профессий в сфере искусства обобщенно обозначается категорией художник (искусствоведение, например, давно и прочно пользуется этой категорией – художниками в широком смысле называют писателей, музыкантов, поэтов, танцовщиков).
Процесс принятия человеком социально-культурных ценностей, поддерживаемых той или иной профессией, мы назовем важнейшим актом профессионализации, а саму профессионализацию – непременным условием развития личности. Таким образом, овладение профессией представляет собой сложный акт опредмечивания личностных отношений к реальности в конкретной, исторически сложившейся форме - в деятельности, в труде (а точнее, в какой-либо одной из многих возможных его сфер).
Мы считаем, что возможно применить термин профессиональность мировоззрения для того, чтобы отразить место профессии в развитии личности подлинного профессионала.
Термин профессиональность мировоззрения (профессионально ориентированное мировоззрение) отражает прямую связь профессии с формированием взглядов человека на бытие, оценкой перспектив жизненного пути, отношением к культурным, духовным, интеллектуальным ценностям. Обоснование данного термина связано с существующим уже термином «профессиональное мировоззрение», который, однако, по мнению автора, утратил свою четкость, при его употреблении не возникает ясного понятия, которое он призван обозначить.
Сегодня, говоря о профессиональном мировоззрении, его часто отождествляют с профессиональным самосознанием, субъективной картиной профессиональной деятельности и даже индивидуальным стилем деятельности. Исследователи склонны, в первую очередь, указывать, «что профессиональное мировоззрение отражает ту часть мировоззрения человека (курсив мой – А. К.), которая связана с его профессиональной деятельностью» [7, с. 55]. Профессиональное сознание (или профессиональное самосознание) главным образом осмысливается как познание и самооценка профессионально значимых качеств, выработка осознанного отношения к труду, его результатам [4]. Говоря о субъективной картине профессиональной деятельности, авторы отмечают, что она «является важнейшей составляющей профессионального бытия человека, формируется на основе накопленного опыта, определяет направленность профессиональной деятельности», в ней проявляется «своеобразие видения человеком своей профессии», «уровень постановки профессиональных задач» [2, с. 173].
Профессионально ориентированное мировоззрение будет отличаться следующими признаками. Его базовыми структурами – ценностями и идеалами – выступят те социокультурные ценности, которые поддерживаются определенной профессией. Данные ценности не только глубоко осмысливаются профессионалом, но и вызывают к себе стойкие эмоциональные отношения - чувства. В данном случае, это состояния, связанные с переживанием своей идеальной представленности – в других людях, в новых поколениях, в профессии как социокультурной и исторической общности, чувства, связанные с переживанием упорядоченности всей системы индивидуальных знаний и представлений о мире, - то есть, состояния, вызванные преодолением человеческой дилеммы (пользуясь терминологией Э. Фромма). Социокультурные ценности профессии не представлены в сознании профессионала «сами по себе», в отрыве от общей картины социального взаимодействия и исторического развития конкретного общества, человечества в целом (что характерно для профессиональной деформации личности, показывает низкий общий уровень развития человека). Напротив, профессионал видит тот «вклад» (по образному выражению А. В. Петровского), который он делает в другие личности и, через них, в общественное развитие. В этом отличие профессионализма от профессиональной деформации, в случае которой человек не видит подлинного положения социокультурных ценностей профессии в системе общественных отношений - например, как Сальери в психологическом этюде Б. М. Теплова. Профессиональность мировоззрения предполагает активную жизненную позицию, изначально подразумевает возможность определенного влияния на реальность, посредством распространения и поддержания создания социокультурных ценностей, поддерживаемых профессией. Таким образом, можно сказать, что человек, отличающийся профессиональностью мировоззрения, обладает и определенной психологической устойчивостью, позволяющей ему противостоять негативным воздействиям среды, сохранять собственную тождественность.
Наличие профессионально ориентированного мировоззрения свидетельствует о действительно состоявшемся развитии человека, осуществленном в деятельности, в труде, в результате чего был сформирован определенный образ мира. Именно профессиональность мировоззрения, «профессиональное видение мира», на наш взгляд, отличает одаренных детей – собственно, будущих профессионалов по возрасту, но, можно сказать, начинающих профессионалов (а иногда уже и сложившихся) по своей сути.
В нашем случае мы обращаемся к стремительно развивающейся, востребованной профессии звукорежиссера. О необходимости научного изучения данной профессии говорят такие ее представители как Петр Кириллович Кондрашин - доцент кафедры звукорежиссуры Российской Академии музыки им. Гнесиных, Евгений Павлович Кочетков - доцент кафедры звукорежиссуры Российской Академии театрального искусства (бывший ГИТИС) и др.
В основу теоретической модели профессии звукорежиссера мы заложили базис профессионально ориентированного мировоззрения. В данном случае – это «Чувство медиа», формирующееся на духовных способностях человека в условиях научно-технического прогресса: «осознавая историю, человек осознает и ее преходящий характер. … Человек сознает свою конечность и свою смертность. И в духовном стремлении выти за границы смертности он стремится утвердиться в истории культуры» [9, с. 183-184]. Сохранение звучания мира, его голосов и есть обеспечение живой связи поколений, утверждение человека и его дел во времени.
Естественным образом из данного образа мира вытекают особые социально-культурные ценности, поддерживаемые профессией – это следующей уровень теоретической модели. Среди указанных ценностей следующее:
- расширение коммуникации между людьми, установление межкультурных связей, создание особой глобальной мировой культуры, массового приобщения к ценностям культуры, организация досуга, повышения уровня информированности, компетентности людей в различных сферах общественного сознания;
- удовлетворение духовных (культурных) потребностей, утверждение и поддержание в качестве ценности интенсивной духовной, интеллектуальной, художественно-творческой деятельности, ставшей неотъемлемой частью жизни передового общества во всем мире.
Третьим уровнем модели выступают профессионально значимые качества звукорежиссера. Важнейшими из них являются:
- четкое осознание и принятие профессионалом социально-культурных ценностей, поддерживаемых профессией, доминирование собственно профессиональной направленности над предметной и ситуативной (личность и профессионал становятся единым целым, профессия предстает как способ бытия, без чего оказывается невозможным сложный процесс интегрированного художественного и технического творчества);
- наличие аналитического слуха - способность выявлять тончайшие субмодальности звука, оперировать ими, создавая совершенные фонограммы; особое, осознанное, уважительное, творческое отношение к звуку как к великой ценности человечества, дающей неограниченные возможности самовыражения и общения;
- умение сочетать техническое творчество (развитое техническое мышление) и художественный взгляд на мир;
- лидерские и организаторские навыки: способность провести собственную творческую позицию, организовать полноценный процесс звукозаписи, трансляции;
- выносливость, терпение, способность к кропотливому (нередко монотонному) труду;
- высокий уровень общей культуры человека, необходимый для следующего комплекса качеств:
- творческой самостоятельности – то есть, собственной личностной позиции в вопросах искусства, в отношении профессии, честность и принципиальность в вопросах творчества;
- ориентация на дело, готовность поступиться занятием определенного положения ради успешно выполненной работы (имена «чародеев звука», тех профессионалов, которые предоставляют возможность мобильного доступа к художественным ценностям всему обществу, сохраняют величайшие достижения искусства для новых поколений, чаще всего остаются в тени).
В настоящей статье пути интеграции личностного и профессионального самоопределения представлены на примере творческой в своей сути профессии. С чем это связано? Конечно не с тем, что мы настаиваем на выделении «низших» и «высших» профессий. Однако именно творческая профессия подразумевает как условие успешности интеграцию личностного и профессионального самоопределения. Данное положение обусловлено тем, что средства деятельности «могут быть не только внешними, вещественными, но и внутренними, психическими» [4, с. 65], в творческих же профессиях эти внутренние средства являются преобладающими, обращение к внутреннему миру является здесь необходимым условием деятельности. На эмпирическом уровне (да и в научной литературе) мы часто можем встретить определение «художник» в отношении самых различных специальностей. «Художник», «поэт своего дела» говорят о профессионале, добившемся значительных результатов. Возможно, интуитивно в этих случаях отмечается главное в профессиональной деятельности – переход профессии в «способ бытия», полная реализация и развитие личности в труде.
Постоянное рождение новых профессий делает сложным их изучение с прежних позиций, так как научно-технический прогресс и обновляющиеся социокультурные ценности открывают все новые грани приложения неисчерпаемого человеческого потенциала - новые, сложнейшие объекты и инструментарий труда, новые производственные отношения. Нам представляется, что разработка теоретических моделей профессий может стать тем практическим инструментарием, который будет способствовать интеграции личностного и профессионального самоопределения.
Список литературы
1. Ахалая О. А. Практикум по психофизиологии профессиональной деятельности. – СПб, 2007
2. Гаврилова Л. В. Субъективная картинная профессиональной деятельности// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Психология индивидуальности». – М., 2007
3. Иванова Е. М. Системно-деятельностный подход к психологическому профессиографированию: Дисс.. д-ра психологич. нак. – М., 2004
4. Климов Е. А. Психология профессионала. – М., Воронеж, 2003.
5. Психология: Учебник для гуманитарных вузов /Под общ. Ред. В.Н.
6. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003
- Рыбин С. Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: Дис… канд пед. Наук. – М, 2001.
8. Цвык В.А. Профессионализм: социально-философский анализ: Дисс. … д-ра философских наук. – М., 2004
9. Шадриков В. Д. Способности человека. – М., 1997