На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с проблемой профессионального самоопределения, выбора индивидуального профессионального пути, а также с необходимостью адекватной оценки своих способностей и возможностей. От осознанного и рационального ответа на вопрос «Кто я» в профессиональном плане зависит успешность и эффективность профессионала, что особенно актуально в эпоху экономического кризиса и социальной нестабильности.
Вопросам психологии труда и профессионализма посвящены работы Э.Ф. Зеер, Н.Л. Ивановой, Е.П. Ермолаевой, Е.А. Климова, Е.В. Коневой, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова, Л.Б. Шнейдер и других современных исследователей.
Л.Б. Шнейдер рассматривает профессиональную идентичность как «аспект специфической интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной реальности», который представляет собой продукт профессионального самоопределения личности, репрезентуемый через образ «Я». [12, с.48]
При этом, образ «Я» понимается как трехкомпонентное образование, включающее самоописание (когнитивная составляющая), эмоционально-оценочное отношение к знаниям о себе как профессионале (эмоциональная составляющая) и соответствующие поведенческие реакции (поведенческая составляющая).
Индивид, таким образом, не только стремится соответствовать определенным социальным ожиданиям относительно своей профессии, но и презентует себя как представителя данного вида профессиональной деятельности.
Профессиональная идентичность-это идентичность человека, «для которого конкретная трудовая деятельность главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности», - пишет Н.С. Пряжников.[8, с.122]
В работе Н.Л. Ивановой и Е.В. Коневой профессиональная идентичность определяется как «интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора» [5, с.53]
Интересно отметить исследования Е.П. Ермолаевой, посвященные изучению феномена профессионального маргинализма, который рассматривается как полярный по отношению к профессиональной идентичности. Профессиональный маргинализм - это « личностная позиция непричастности и ментальная непринадлежность к общественно-приемлемой для данной профессии профессиональной морали». [4, с.52]
Таким образом, профессиональная идентичность рассматривается через призму личностного развития индивида, как явление, возникающее в ходе профессионального становления личности. Выступая в качестве фактора психологического благополучия, профессиональная идентичность обеспечивает «психоэкологический баланс», давая человеку ощущение стабильности окружающего мира и уверенности в своих силах. [4, с.51]
Особо значимым сегодня является изучение вопросов идентичности в конкретной профессиональной деятельности. Важность решения данного вопроса определяется тем, что каждая профессия имеет свои характерные особенности, влияющие на формирование личности субъекта труда в процессе его профессионального становления.
Как отмечает О.В. Гавриченко, «изучение профессиональной идентичности как высшего пика самосознания в развитии личности профессионала позволяет выделить условия формирования позитивной идентичности, которая, в свою очередь, есть условие успешности и эффективности профессионального развития». [1, с.1]
Анализ социально-психологической литературы и исследований в области профессиональной идентичности показал, что на сегодняшний день являются малоизученными вопросы, связанные с формированием и становлением профессиональной идентичности людей, представляющих сферу искусства.
Художественное творчество или искусство представляет собой специфический вид человеческой деятельности, направленный на познание мира в художественно-образной форме. Художественная реализация жизненного содержания зависит от вида искусства (изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура и пр.), имеющего свои особые роды и жанры.
Исторически, появление высокого искусства как формы древнегреческой жизни предшествовало возникновению античной философии, выступая с точки зрения зарубежных исследователей в качестве одной из важнейших предпосылок ее рождения. Именно в процессе художественно-творческой деятельности человек пытался освоить бытие, реальность как целое, в мистической, фантастической форме, используя для этого интуицию и воображение. [9, с.6]
Социально-культурный статус искусства в XX столетии определяется его мировоззренческим предназначением. Именно в нем, как отмечает В.М. Дианова, «стало возможным сосуществование различных точек зрения, позиций, ценностей, которые воплотились в плюрализме художественных методов, маргинальности жанров, нивелировке стилей». [3, с.294] В связи с этим, важнейшей функцией современного искусства, по мнению данного автора, является творческое моделирование картины мира.
Искусство как феномен современной культуры - это целостное выражение сущности и природы человека, который стремится к прекрасному, к полноценной жизни, развитию своей индивидуальности и духовного потенциала.
По С.Л. Рубинштейн, психологическая сущность художественного творчества заключается не в простом механическом воспроизведении воспринимаемой действительности, а в ее активном преобразовании, в результате чего становится возможным глубинное осмысление мира в процессе познания.
Работник искусства как профессионал не только обладает необходимой техникой, для изображения того, что он воспринимает, но и видит, по мнению С.Л. Рубинштейн, иначе, чем художественно невосприимчивый человек. Отсюда его главная задача заключается в преобразовании действительности повседневного восприятия с такой пластичностью, чтобы у других так же создалась адекватная картина жизненной реальности.
Согласно классификации профессий Е.А. Климова профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью относятся к психологическому типу «человек - художественный образ». Эти профессии объединяет специфический предмет труда работника искусства – создание художественного образа, творческого продукта, воплощающего оригинальный замысел и индивидуальный стиль его создателя.
А.А. Деркач подчеркивает особую сложность изучения сценических видов художественно-творческой деятельности (творчество музыкантов-исполнителей, а так же театральное актерское и режиссерское творчество). Это связано с тем, что до недавнего времени создаваемые произведения или образы или не фиксировались для воспроизведения вообще, или фиксировались в крайней степени несовершенно, что делает невозможным их объективную оценку современными исследователями.
Большая доля субъективизма в восприятии и оценки результатов художественного творчества приводит к отсутствию строгих критериев профессионализма в художественно-творческой деятельности
Исследователи отмечают, что для некоторых творческих профессий характерна очень тонкая, подвижная грань между профессиональным и непрофессиональным искусством. Особенно это справедливо для тех видов искусства, в которых меньше требований к специальным навыкам профессионала. Кроме того, как доказывается в работе Л.М. Магидович, с течением времени изменяется само понятие профессиональности применительно к художественному творчеству.
Характерологические особенности художественно-творческих профессий, а так же отсутствие четких критериев профессионализма в них накладывают особый отпечаток на особенности профессиональной идентификации их представителей. Вместе с тем, успешная профессиональная идентификация актеров, художников, музыкантов и других работников области искусства является важным условием их успешной самореализации в выбранной специальности.
Профессиональная идентичность представляет собой динамичное образование, становление которого начинается уже в период обучения в вузе и в дальнейшем продолжается в процессе профессиональной деятельности личности.
По мнению современных исследователей, особый интерес представляет изучение становления профессиональной идентичности в процессе многолетней подготовки профессионала. Так, в работах Л.Б. Шнейдер и др. исследователей выделяется проблема становления профессиональной идентичности в период обучения в вузе, длительность которого варьируется от 5 до 6-7 лет в зависимости от специальности и формы обучения.
Получая высшее профессиональное образование, юноши и девушки осваивают ценностные представления, характерные для данной профессиональной общности, овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного профессионального «старта» и осуществления профессиональной деятельности.
Кроме того, что уже в период профессионального обучения некоторые студенты вузов начинают трудовую деятельность в соответствие с выбранной специальностью, что так же непосредственно влияет на развитие их профессионального самосознания. Самостоятельная, настоящая профессиональная деятельность индивида, « с принятием всех ее идеалов и ритуалов» определяется исследователями в качестве главной детерминанты становления его профессиональной идентичности. [11, с. 697]
В нашем исследовании мы планируем провести сравнительный анализ специфических характеристик профессиональной идентичности студентов различных творческих профессий, что позволит расширить и углубить представления о профессиональной идентичности в сфере, связанной с творческой деятельностью.
Литература:
Гавриченко О.В. Профессиональная идентичность студентов театрального вуза [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн.2009. N 4(6). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.10. 2009)
Деркач А.А. Акмеология. М.,2002.
Дианова В.М. Искусство как моделирование картин мира // Методология гуманитарного знания в перспективе ХХI века: Материалы международной научной конференции. СПб., 2001. С. 290-294.
Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. № 4. С. 51-59
Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль., 2003
Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.,1998.
Магидович М.Л. Профессиональная идентичность художника // Журнал социологии и социальной антропологии.2004.Т. VII. № 3.С. 139-152.
Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. Академия.2005.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн.1.2006.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,2000.
Руднева Е.Н. Особенности формирования профессиональной идентичности у студентов технического вуза // Известия Самарского научного центра РАН.2009. 4(3).Т.11.С.696-699.
Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: 2007.