Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гаджиева, У. Б. Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность / У. Б. Гаджиева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3309/ (дата обращения: 16.11.2024).

Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии [1, с. 56].

Прежде чем выяснять какие «профессионально важные качества» личности необходимы при выборе профессии, попробуем выбросить психологическое понимание профессии и познакомимся с разнообразным миром профессий.

Е. А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:

  1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека).

  2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

  3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего, но прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал.

  4. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции».

Основные характеристики профессии:

  • это ограниченный вид трудовой деятельности;

  • это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку;

  • это деятельность, выполняемая за определённое вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являющееся условием его всестороннего развития;

  • это деятельность, дающая человеку определённый социальный и общественный статус;

  • наконец, можно вспомнить определение профессии, данное ещё в 1913 г. С. М. Богословским: «Профессия — есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признаётся за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии — отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником.

Ещё в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В. Н. Татищев классифицировал все «науки» (виды труда) по критерию «добра и зла для человека»:

  1. «нужные» науки (экономика, медицина, право);

  2. «полезные науки» (риторика, математика, «землемерие», механика);

  3. «щегольские, или увеселяющие» (поэзия, танцевание, живопись);

  4. «любительские, или тщетные» (астрономия, алхимия);

  5. «вредительные» науки (колдовство, ворожба).

В 20-е гг. XX столетия С. П. Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде:

  1. автоматический рефлекторный труд (вертельщик ручки веялки);

  2. полуавтоматический привычный труд (труд машинистки);

  3. шаблонно-исполнительский труд — по указке (работа на станке, работа счетовода);

  4. самостоятельный труд в пределах здания (инженер, врач, учитель);

  5. свободный творческий труд (работа в области искусства, работа учённого, политического деятеля).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж.Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

  1. реалистический тип (техника, мужские профессии);

  2. интеллектуальный тип;

  3. социальный;

  4. конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности);

  5. предпринимательский;

  6. артистический.

Предполагается, что определённому личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своём труде [4, с.75].

В современной России наиболее известна «четырёхъярусная классификация профессии, предложеная Е. А. Климовым.

I ярус (по признаку различии их объектных систем):

  1. человек — природа;

  2. человек — техника;

  3. человек — знаковая система;

  4. человек — человек;

  5. человек — художественный образ.

На II ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются 3 класса по признаку — целей труда:

  1. гностические (знание) — дегустатор, искусствовед, социолог;

  2. преобразующие — токарь, учитель;

  3. изыскательные — воспитатель, композитор.

На III ярусе каждый из предыдущих трёх классов разделяется на 4 отдела по признаку — орудий труда:

  1. профессии ручного труда — ветеринар, слесарь;

  2. профессии машинно-ручного труда — токарь, водитель;

  3. профессии с применением автоматных систем — авиадиспетчер;

  4. профессии с преобладанием функциональных средств труда — актёр, акробат.

На IV ярусе — 4 группы по признаку — условий труда:

  1. в помещениях с нормальным микроклиматом — бухгалтер;

  2. на открытом воздухе — агроном;

  3. в необычных условиях — водолаз;

  4. в условиях повышенной ответственности — следователь.

Эта классификация даёт обзорную схему мира профессий и составляет примерную формулу определения профессии.

Мир профессий и специальностей многообразен. По данным справочников — от 7 до 35 тыс. их наименований. И каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности» [3, с. 63].

Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности личности: мотивы (намерения интересы, склонности, идеалы) ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, социальное положение) профессиональную позицию (отношение к профессии, установка, ожидание и готовность к профессиональному развитию. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности.

Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества, их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию систем профессиональных качеств [2, с.23].

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность деятельности. К профессионально важным качествам он относит так же и способности.

Таким образом, профессионально важные качества — это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств [5, с. 97].

В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость пластичность, настойчивость целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Профессиональной обусловленной подструктурой личности является профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение [8, с.48]. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительная память глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.

Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.

Ответ на вопрос, какие психофизиологические показатели могут влиять на характер субъектной деятельности педагога может быть дан на основе характеристик основных свойств темперамента в трактовке школы В. С. Мерлина.

В качестве таких свойств, как известно, выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия.

Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы — слабости, уравновешенности — неуравновешенности, скорости уравновешивания процессов возбуждения и торможения [6,7, с. 137, 75].

При этом отметим, что в трактовке Мерлина свойства высшей нервной деятельности влияют, прежде всего, на стиль деятельности.

Всё вышеизложенное в этом параграфе позволяет сделать вывод о том, что в профессиональном самоопределении личности наряду с другими факторами имеет большое значение тип темперамента данной личности.


Литература:

  1. Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под ред. Бабосова, Минск: Народная Асвета, 1988. — 240 С.

  2. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Академический проект, 2003. — 186 С.

  3. Йовайма Л. А. Проблемы профориентации школьников. — М.: Педагогика, 1983. — 200 С.

  4. Калаев А. В. Новые технологии воспитания. — Казань: Дом печати, 1998. — 257 С.

  5. Лиферов А. П., Степанов Н. А. Образование будущего: глобальные проблемы — локальные решения. Методическое пособие. — Рязань, 1999. — 304 С.

  6. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. — М.: Владос, 2000. — Кн.1–608 С.

  7. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. — М.: Владос, 2000. — Кн.2. — 609 С.

  8. Прошицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М.: Просвещение, 1991. — 180 С.

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, качество, профессиональная среда, III, выбор профессии, высшая нервная деятельность, деятельность, профессиональная деятельность, тип темперамента, эмоциональная устойчивость.

Похожие статьи

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Важность развития эмоционально-волевой сферы в формировании личности

Отношения в структуре профессионально-ценностных ориентаций личности специалиста

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Похожие статьи

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Важность развития эмоционально-волевой сферы в формировании личности

Отношения в структуре профессионально-ценностных ориентаций личности специалиста

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности