Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность
Автор: Гаджиева Умажат Басировна
Рубрика: 1. Общие вопросы психологии
Опубликовано в
Статья просмотрена: 11765 раз
Библиографическое описание:
Гаджиева, У. Б. Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность / У. Б. Гаджиева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3309/ (дата обращения: 16.12.2024).
Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии [1, с. 56].
Прежде чем выяснять какие «профессионально важные качества» личности необходимы при выборе профессии, попробуем выбросить психологическое понимание профессии и познакомимся с разнообразным миром профессий.
Е. А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:
Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека).
Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.
Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего, но прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал.
Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции».
Основные характеристики профессии:
это ограниченный вид трудовой деятельности;
это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку;
это деятельность, выполняемая за определённое вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являющееся условием его всестороннего развития;
это деятельность, дающая человеку определённый социальный и общественный статус;
наконец, можно вспомнить определение профессии, данное ещё в 1913 г. С. М. Богословским: «Профессия — есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признаётся за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии — отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником.
Ещё в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В. Н. Татищев классифицировал все «науки» (виды труда) по критерию «добра и зла для человека»:
«нужные» науки (экономика, медицина, право);
«полезные науки» (риторика, математика, «землемерие», механика);
«щегольские, или увеселяющие» (поэзия, танцевание, живопись);
«любительские, или тщетные» (астрономия, алхимия);
«вредительные» науки (колдовство, ворожба).
В 20-е гг. XX столетия С. П. Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде:
автоматический рефлекторный труд (вертельщик ручки веялки);
полуавтоматический привычный труд (труд машинистки);
шаблонно-исполнительский труд — по указке (работа на станке, работа счетовода);
самостоятельный труд в пределах здания (инженер, врач, учитель);
свободный творческий труд (работа в области искусства, работа учённого, политического деятеля).
За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж.Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):
реалистический тип (техника, мужские профессии);
интеллектуальный тип;
социальный;
конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности);
предпринимательский;
артистический.
Предполагается, что определённому личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своём труде [4, с.75].
В современной России наиболее известна «четырёхъярусная классификация профессии, предложеная Е. А. Климовым.
I ярус (по признаку различии их объектных систем):
человек — природа;
человек — техника;
человек — знаковая система;
человек — человек;
человек — художественный образ.
На II ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются 3 класса по признаку — целей труда:
гностические (знание) — дегустатор, искусствовед, социолог;
преобразующие — токарь, учитель;
изыскательные — воспитатель, композитор.
На III ярусе каждый из предыдущих трёх классов разделяется на 4 отдела по признаку — орудий труда:
профессии ручного труда — ветеринар, слесарь;
профессии машинно-ручного труда — токарь, водитель;
профессии с применением автоматных систем — авиадиспетчер;
профессии с преобладанием функциональных средств труда — актёр, акробат.
На IV ярусе — 4 группы по признаку — условий труда:
в помещениях с нормальным микроклиматом — бухгалтер;
на открытом воздухе — агроном;
в необычных условиях — водолаз;
в условиях повышенной ответственности — следователь.
Эта классификация даёт обзорную схему мира профессий и составляет примерную формулу определения профессии.
Мир профессий и специальностей многообразен. По данным справочников — от 7 до 35 тыс. их наименований. И каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности» [3, с. 63].
Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности личности: мотивы (намерения интересы, склонности, идеалы) ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, социальное положение) профессиональную позицию (отношение к профессии, установка, ожидание и готовность к профессиональному развитию. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности.
Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества, их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию систем профессиональных качеств [2, с.23].
В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность деятельности. К профессионально важным качествам он относит так же и способности.
Таким образом, профессионально важные качества — это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств [5, с. 97].
В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость пластичность, настойчивость целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Профессиональной обусловленной подструктурой личности является профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение [8, с.48]. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительная память глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.
Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.
Ответ на вопрос, какие психофизиологические показатели могут влиять на характер субъектной деятельности педагога может быть дан на основе характеристик основных свойств темперамента в трактовке школы В. С. Мерлина.
В качестве таких свойств, как известно, выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия.
Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы — слабости, уравновешенности — неуравновешенности, скорости уравновешивания процессов возбуждения и торможения [6,7, с. 137, 75].
При этом отметим, что в трактовке Мерлина свойства высшей нервной деятельности влияют, прежде всего, на стиль деятельности.
Всё вышеизложенное в этом параграфе позволяет сделать вывод о том, что в профессиональном самоопределении личности наряду с другими факторами имеет большое значение тип темперамента данной личности.
Литература:
Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под ред. Бабосова, Минск: Народная Асвета, 1988. — 240 С.
Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Академический проект, 2003. — 186 С.
Йовайма Л. А. Проблемы профориентации школьников. — М.: Педагогика, 1983. — 200 С.
Калаев А. В. Новые технологии воспитания. — Казань: Дом печати, 1998. — 257 С.
Лиферов А. П., Степанов Н. А. Образование будущего: глобальные проблемы — локальные решения. Методическое пособие. — Рязань, 1999. — 304 С.
Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. — М.: Владос, 2000. — Кн.1–608 С.
Немов Р. С. Психология. В 3 кн. — М.: Владос, 2000. — Кн.2. — 609 С.
Прошицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М.: Просвещение, 1991. — 180 С.