Проблема адаптации студентов первокурсников из сельской местности к обучению в колледже
Автор: Воробьева Ольга Александровна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 7752 раза
Библиографическое описание:
Воробьева, О. А. Проблема адаптации студентов первокурсников из сельской местности к обучению в колледже / О. А. Воробьева. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/995/ (дата обращения: 19.12.2024).
Проблема адаптации в психолого-педагогических науках имеет давнюю историю, но при этом не теряет актуальности. Это объясняется не слабостью разрабатываемых положений, а диалектичностью жизни: развитие экономики и общественной жизни предполагает анализ новых аспектов адаптации индивида к ним.
Особенностью состояния любого общества всегда будут являться элементы миграции населения. А значит, всегда будут актуальными вопросы адаптации человека к новым особенностям местности, социума.
Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней – от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как «ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя» [6, с.215; 7, с.168; 4, с.546].
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды [2,c.27]. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Разрыв между деревней и городом существовал всегда. Студенты-сельчане рассматриваются как группа, самоорганизующаяся на основе общих компонентов традиционного мировоззрения, стимулирующего воздействия внешней, «чужой» для них среды. Сельчане, приезжающие в крупный город поставлены перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, предписаниями, ограничениями, охватывающими и регламентирующими практически все стороны их жизни.
У студентов сельской местности на первом курсе происходит изменение многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет динамический стереотип. Последствия могут проявляться в нервных срывах и стрессовых реакциях. По этой причине период адаптации, связанный со сменой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении.
Исследования М.В. Левченко выявили следующие трудности к процессу адаптации первокурсников из сельской местности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями [1,c.52].
Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.
Можно выделить несколько периодов адаптации студентов к новой среде:
1. Предаптационный период. Начинается с момента принятия студентом решения о поступлении в колледж и является периодом психологической подготовки.
2. Период адаптации. Делится на две стадии: ориентировочная и оценочная. Первая направлена на знакомство со средой крупного города, выработку ориентации в ее предметно-вещных элементах. Оценочная стадия характеризуется интенсивной познавательно-критической отборочной деятельностью.
3. Период долговременной адаптации. Он продолжается все время обучения студента [2,c.29].
Определение жизненного пути сельской молодежи – это в свою очередь выбор социально-профессионального статуса и социально-территориальные перемещения с целью реализации жизненных планов [8,c.49]. Особую важность, как видно из реальной практики, проблема адаптации приобретает в условиях колледжа, в процессе образования, транслирующего не только профессиональные знания, но и воспроизводящего культурный пласт общества. От позитивной адаптации сельского студента в условиях колледжа зависит формирование его личности. При поступлении людей в колледж важнейшие социокультурные условия их жизнедеятельности резко меняются: они попадают в новую среду, меняется содержание учебной деятельности, создается новое коммуникативное пространство не только во время аудиторных занятий, но и во внеурочное время. В студенческой группе сосредотачиваются ранее незнакомые друг другу молодые люди, между которыми начинают формироваться межличностные отношения. Полностью меняется среда проживания: часть студентов начинает жить в общежитии или на частных квартирах, другая – в «семье» родственников.
Сложный процесс социальной адаптации начинается до поступления в высшие и средние специальные учебные заведения [8,c.53]. Выбор будущей специальности варьируется от самостоятельного решения до полного подчинения воле родителей, почти все поступающие согласовывают свои действия с советами старших. Многие поступают, не предполагая, чему будут обучаться.
Препятствием на пути к успешной адаптации является более низкий уровень знаний большинства сельских ребят на момент поступления, который уступает уровню городскому. Следовательно, возникает чувство ущербности перед городскими студентами.
Приезд в город ставит перед студентом реальные жизненные проблемы и одна из самых главных связана с устройством на жительство. Институт прописки, высокие цены на недвижимость, недоступность для сельского студента приобретения квартиры в городе являются очень важными проблемами, которые необходимо решить молодому человеку еще до поступления[5,c.24]. У студента есть три варианта решения данного вопроса – жить с родственниками, в общежитии или снимать квартиру.
Частная квартира является наиболее удобным вариантом в плане независимости студента от родственников и соседей по общежитию. Самой главной опасностью, по признанию самих студентов, является практически безграничная свобода, полная предоставленность самому себе. Многие не выдерживают такой ответственности, вплоть до того, что оставляют место учебы[1,c.46].
Студенты-первокурсники, начиная жизнь вдали от родительской опеки и контроля, испытывают значительный психологический стресс. Адаптация студентов к жизни в общежитии – это существенный параметр их социальной адаптации в целом. Студенты, проживающие в общежитии, меньше интегрированы в учебную группу, чем другие студенты, они больше включены в иные круги общения (соседи, «земляки» и др.).
Здесь необходимо сказать о той рекламе, которой наивно верят поступающие абитуриенты; им все видится в розовом цвете…. Но зачастую реальная обстановка, с которой студент сталкивается в общежитии, далека от внушаемых ему установок. Большую сложность представляют условия для индивидуальных, внеаудиторных занятий.
В результате всего вышесказанного можно выделить три группы студентов в соответствии с успешностью прохождения процесса адаптации.
Первая группа – дезадаптированная. Приспособление общества к интересам людей создает условия для более глубокой адаптации личности и ее самореализации, а адаптированность личности, в свою очередь, способствует интеграции общества, его стабильному развитию. В противном случае можно говорить об односторонней, а значит, неполной адаптации. По существу, это состояние дезадаптации. Студенты, вошедшие в данную группу, не смогли адаптироваться в социокультурном пространстве, не построили новых коммуникативных связей. Испытывают враждебное отношение к городу, горожанам, учебному процессу в вузе, не заинтересованы в получении диплома и знаний. Цель поступления обычно объясняют тем, что «так захотели родители»[3,c.12]. Молодые люди плывут по течению, не строят планов на будущее, живут одним днем.
Вторая группа – пассивно адаптированная. Представители данной группы за годы обучения либо «варились в собственном соку», то есть круг общения был представлен родово-земляческим кругом, либо наоборот, преимущественно городскими[5,c.31]. Цели поступления в высшее учебное заведение объясняют по-разному: от желания получить корочку диплома до получения знаний, которые помогут устроиться в дальнейшем, то есть обеспечат социальную защищенность. Студенты данной группы строят активные планы на будущее, независимо от того, останутся они в городе или вернутся в деревню.
Третья группа – активно адаптированная. Студенты этой группы наиболее успешно адаптировались в социокультурной среде учебного заведения. Осознавая себя как «целостность», молодые люди активно строили социальные связи с городскими. Цели получения высшего образования также различны: желание обладать статусом образованного человека, карьерные устремления. Студенты этой группы предпочитают либо остаться в городе, где проходили обучение, либо уехать в другие, более перспективные, по их мнению, города.
В итоге лишь для одной группы студентов – активно адаптированной, этап студенческой адаптации пройдет успешно, так как данная группа усвоила и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют её индивидам быть полноправными членами общества.
- Литература:
Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации [Текст] / С.Д. Артемов. – М., 1990.- 180с.
Емельянов В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс, 2001. № 9. С. 79.
Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебным нагрузкам [Текст] / Д.В. Колесов. – М.,1987. – 176с.
Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов в высш. Пед. учеб. завед. / Р.С.Немов.- М.,1994.- 576с.
Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. С. 28 - 32.
Общая психология [текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Петровского. – М.,1977.- 480с.
Общая психология [текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Богословского. – М., 1981.- 383с.
Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // Социс, 2002. № 1. С. 91.