Каждый акт общения влияет на взаимное представление друг о друге, на характер взаимоотношений и их дальнейшее развитие. Совместимость в общении является одним из наиболее сложных феноменов социальной психологии. Исторически сложилось так, что большое количество психологических работ, посвященных этому феномену, было выполнено на материале изучения разнообразных малых групп. Под групповой совместимостью понимают социально-психологическую характеристику группы, состоящую в способности её членов согласовывать (делать не противоречивыми) свои действия и поддерживать соответствующие взаимоотношения, что является одним из важнейших условий создания благоприятного психологического климата [3].
Студенты, проживающие в общежитии, являются малой социальной группой. Каждая комната в общежитии — это отдельный «островок» с индивидуальным психологическим климатом. Атмосфера, царящая в комнате, влияет на самооценку, самочувствие, настроение студентов и, главным образом, на их учебу. Это и успешность в усвоении нового материала, и качество выполнения домашних заданий, и успехи во время сессионных экзаменов.
Для создания благоприятного климата в общежитии необходимо, чтобы каждая комната представляла собой сплоченный коллектив. Сплочённый коллектив — это, по мнению В. И. Зацепина, высшая стадия развития социальной общности. Автор отмечает, что членов сплоченного коллектива отличает общность взглядов по основным вопросам мировоззрения, единство коренных интересов и целей, умение сочетать личные интересы с общественными, взаимопомощь, взаимное уважение и дружеские взаимоотношения на основе общего положительного эмоционального отношения к выполняемой работе [4].
Совместимость образует иерархию уровней, на нижнем из которых находится психологическая совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных актов. Следующий уровень образует согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений участников о том, что, как, с кем и в какой последовательности должны делать члены группы при решении совместной задачи.
Так, по результатам исследований И. Галкиной и Д. Ольшанского, среди дружеских пар преобладают пары с одинаковым темпераментом. Около трех-пяти лет совместной жизни достаточно для смягчения характеристик темперамента одного из сожителей. Наиболее «универсальными» партнерами являются флегматики, так как их устраивают любые темпераменты, кроме собственного [2]. Стабильные партнеры нуждаются не в подобии, а в контрастности, чтобы качества дополняли друг друга.
Психолог Н. Обозов отмечает, что чаще всего дружат люди, сходные по таким важным характеристикам личности, как «общительность» — «замкнутость», «доверчивость» — «подозрительность», «зависимость от группы» — «самостоятельность», «озабоченность» — «беспечность», «романтизм» — «реализм», «тревожность» — «уверенность в себе», «эмоциональная нестабильность» — «эмоциональная устойчивость» [5].
Т. Карцева исследовала пары друзей и недругов и обнаружила, что в них соединяются люди самые разные — и по принципу сходства, и контраста, и сходства-контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала ровно высоким, а другая половина — контрастным уровнем интеллекта [4].
Необходимы в совместной деятельности чувство юмора и дисциплина. Радость и позитивный взгляд на мир являются спутниками удачных компаний. Люди, не умеющие радоваться друг другу, создают препятствия на пути положительных взаимоотношений. Очень важно уметь посмеяться над собой и понять шутку. Любой конфликт между людьми чреват неприятностями. Отношения «победителя — побежденного» вызывают борьбу за власть.
В ходе работы над статьей мы изучили психологическую литературу по проблемам совместимости, определили цель нашего исследования: выявить параметры, по которым можно судить о совместимости студентов, проживающих в одной комнате общежития. С помощью опроса респондентов установили факторы, которые обуславливают эффективность взаимодействия, успешность учебной деятельности и положительный психологический климат среди студентов-соседей в комнате. Таким образом, была разработана методика изучения совместимости студентов, проживающих в одной комнате общежития.
В исследовании, которое проходило в ноябре 2015 года, участвовало 150 студентов, проживающих в общежитиях № 1 и № 2 Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) и в общежитии Арзамасского политехнического института (филиала НГТУ). Испытуемым предлагалось в соответствии с предложенной шкалой значимости оценить каждый фактор, определяющий уровень совместимости. Результаты исследования в иерархической последовательности занесены в таблицу 1.
Таблица 1
Факторы, влияющие на совместимость студентов, проживающих в одной комнате общежития
Ранг |
Фактор совместимости |
Балл значимости |
||
Средний показатель по общежитиям обоих вузов |
студенты общежития АПИ (филиал НГТУ) |
Студенты общежитий АФ ННГУ |
||
1 |
Биологический ритм сна и бодрствования, отношение к чистоте и опрятность |
5,75 |
6,71 |
5,55 |
2 |
Свойства темперамента: открытость, активность, эмоциональность и пр. |
5,74 |
6,67 |
5,32 |
3 |
Качества характера: доминантность, самокритичность, самооценка, дисциплинированность, конфликтность, чувство юмора, коммуникабельность и пр. |
5,26 |
5,61 |
5,1 |
4 |
Общие предпочтения и интересы в проведении свободного времени |
4,46 |
4,92 |
4,21 |
5 |
Мотивация учения, успешность в учебе и отношение к учебным обязанностям |
4 |
4,76 |
3,36 |
6 |
Вероисповедание и отношение к субкультурам |
3,23 |
3,1 |
2,85 |
7 |
Наличие отношений среди совместно проживающих студентов до поступления в вуз |
3,15 |
3,28 |
3,1 |
8 |
Наличие родственников в общежитии, состав семьи и особенности семейных взаимоотношений |
3,11 |
3,06 |
3,22 |
9 |
Материальное положение студентов, количество денег, которые студент тратит на проживание |
2,8 |
2,98 |
2,7 |
10 |
Факультет, курс обучения, национальность, положение в учебной группе, внешность и пр. |
2,6 |
2,85 |
2,5 |
Наибольшее количество баллов набрали факторы, касающиеся биологических особенностей, опрятности и отношения студентов к чистоте. Второе место заняли особенности проявления свойств темперамента соседа по комнате. На третьем месте — качества характера студента. Следующими по количеству набранных баллов были факторы, касающиеся индивидуальных предпочтений студентов: от интересов в проведении свободного времени до эстетических вкусов интерьера комнаты, причём последнее более всего волновало девушек.
На пятом месте оказались особенности мотивации учебной деятельности студентов. В нашей методике фактор, связанный с уровнем интеллекта, волновал практически всех участников исследования и более половины отвечающих ставили максимальные баллы значимости. Студенты считают, что успешность в учебе, отношение к учебным обязанностям проживающих совместно ребят должны совпадать. Заметим, что студентов технического вуза отношение к обучению волнует в большей степени, нежели будущих педагогов. Объяснить данный факт мы затруднились.
Следующее место занимают особенности вероисповедания и отношение к субкультуре. На седьмом месте в иерархии факторов совместимости студентов — были ли знакомы соседи по комнате общежития ещё до поступления в вуз. Выяснилось, что прежнее общение практически не влияет на построение отношений после начала совместного проживания и обучения.
Фактор родства и наличие родственников оказался на восьмом месте. Замечено, что на первых годах студенты желают проживать со своими близкими в общежитии. Ребята из конфликтных семей, наоборот, не хотят пересекаться с родственниками. К пятому курсу эта проблема теряет свою актуальность, что может объясняться положительной адаптацией к соседям за пять лет проведённых вместе, возникновением тесных, практически родственных отношений. На девятом месте в нашем списке — материальное положение соседей по комнате и количество денег, которые они тратят на проживание. Выявлено: студентов практически не интересует материальное положение ребят, проживающих совместно.
И на последнем месте оказались факторы, касающиеся возраста, национальности, факультета обучения и социометрического положения в группе, а также особенности внешности студента. Обнаружено, что в основном обучающиеся в АФ ННГУ предпочитают жить со студентами своего факультета. В единичных случаях для опрашиваемых важен близкий возраст соседа по комнате.
Хочется отметить следующее: один студент из политехнического института высказался, что в общежитии не должно быть никакого деления, все проживающие должны быть как одна семья. К этому мнению присоединилась девушка из педагогического института. Но остальные участники поддержали нашу инициативу и желание исследовать вопросы совместимости соседей по комнате в студенческом общежитии, так как проблема построения благополучных взаимоотношений очень актуальна.
В ходе исследования замечено, что взгляды юношей и девушек на проблему совместимости существенно отличаются. К сожалению, мы не внесли в анонимную анкету вопрос, определяющий пол респондента, поэтому не смогли выявить гендерные различия в отношении к вопросам совместимости среди студентов, т. е. результаты представлены обобщённо.
Таким образом, личность находится в постоянном развитии, связанным с приобретением новых взаимосвязей. Сам факт разнообразия типов межличностных отношений подводит к понятию совместимости [1]. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в коллективе. Совместимость и успех учебной деятельности при проживании студентов в одной комнате общежития обуславливается:
сходством точек зрения на основные жизненные вопросы;
идентичным уровнем учебной мотивации;
психофизиологическими качествами;
индивидуально-психологическими особенностями каждой личности;
высокой самокритичностью и толерантностью к окружающим;
взаимным доверием;
максимальной загруженностью целенаправленной учебной деятельностью;
возможностью уединения.
Выбирая соседа по комнате, следует учитывать все эти факторы. Во избежание разнообразных конфликтов и непонимания можно обсудить бытовые условия проживания, принципы проведения свободного времени, способы подготовки домашнего задания и другие немаловажные аспекты сожительства с целью исключить возникновение раздражения или какого-либо неудобства. Человеку, проживающему в группе, необходимо помнить: комфортный психологический климат в комнате — это усиленная работа каждого соседа, иногда следует пойти на компромисс, суметь частично отказаться от собственных интересов во имя взаимоуважения, добра и дружбы.
Литература:
- Патрикеева Э. Г., Селезнева Т. А. Этапы «вхождения» выпускника школы в новую социальную роль студента / Патрикеева Э. Г., Селезнева Т. А. // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общей редакцией В. Н. Крылова. Арзамас, 2014. С. 216–222.
- Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А. Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек / Э. Г. Патрикеева, О. А. Соловьева // Молодой ученый. 2015. № 24. — С. 1092–1096
- Патрикеева Э. Г., Трухманова Е. Н. Динамика системы ценностных ориентаций, определяющих отношение к учебной деятельности современной учащейся молодежи [Текст] / Э. Г. Патрикеева, Е. Н. Трухманова // Психология обучения. 2014. № 3. — 87 с.
- Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Автореф. дис. …канд. психол. наук. — Ярославль: ЯрГУ, 2003. — 25 с.
- Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Дис. … канд. психол. наук. — Арзамас, 2003. — 152 с.