Современный ритм жизни, постоянные стрессы, плохая экология, нестабильность политической и экономической ситуации, колоссальное количество информации, стремительное развитие науки и техники приводят к снижению адаптационных возможностей личности. Чтобы быть востребованным в современном мире, человеку необходимо иметь способность внедриться в социальные группы, стать частью социального взаимодействия, быстро находить верные и выгодные решения для себя и своих коллег, не потеряв при этом психическое равновесие и физическое здоровье. Сегодня любая сфера деятельности связана с психоэмоциональным напряжением, особенно процесс приобретения знаний, поэтому студенты и школьники находятся в группе риска.
Адаптация иногородних студентов — первокурсников является сложным многогранным процессом, на который влияет огромное количество факторов. С одной стороны, молодой человек, следуя за своей мечтой, поступил в вуз неродного города, обрел некоторую независимость от родителей и теперь самостоятельно организует свой рабочий день и досуг. Но с другой стороны, на нем «висит» груз ответственности за совершенные поступки, появляется страх неудачи в учебе и в отношениях с одногруппниками, а также неуверенность в собственных силах и возможностях [1].
Система высшего образования является новым этапом в жизни первокурсника. Зачастую студент сталкивается с рядом трудностей в стенах вуза, связанных с отсутствием навыков конспектировать, работать с первоисточниками, дополнительной литературой, справочниками, необходимостью развития процессов памяти, навыков быстрого и качественного усвоения больших потоков информации, недостатком имеющихся знаний, перегруженностью общеобразовательными и специализированными дисциплинами. Проблемной становится и адаптация к продолжительности занятий, иной форме их проведения (появление новых видов работ — лекция, семинары, практические занятия, коллоквиумы, незнакомые формы контроля знаний) [2]. Нередки и коммуникативные барьеры, не позволяющие личности чувствовать себя комфортно и полностью раскрыть свои способности. Негативные эмоции могут возникать и за пределами учебного заведения (из-за условий быта, отсутствия навыков самообслуживания, поиска рационального способа организации труда и отдыха, налаживания отношений с соседями по комнате в общежитии, тоски по дому, родителям и школьным друзьям).
Следует отметить, что помимо вышеперечисленного, студента — первокурсника волнуют вопросы определения своего места в новом коллективе, усвоения новых социальных ролей, переоценки взглядов на собственную жизнь и межличностные отношения, постоянно растущего социально-экономического и психологического расслоения членов социальной группы, в которую он теперь входит [3]. Психоэмоциональное напряжение также создается такими факторами, как пространственная ориентация в чужом городе, сокращение ночного сна из-за нехватки времени на подготовку к занятиям, отсутствие поддержки со стороны знакомых, недостаток материальных средств.
В связи с этим на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского было проведено исследование особенностей психоэмоциональной адаптации первокурсников. В анкетировании приняли участие студенты двух академических групп, поступившие на обучение в сентябре 2014 года на физико-математический факультет по профилю «Математика и физика» и «Прикладная информатика». Всего было опрошено 42 человека в возрасте от 17 до 20 лет, 38 % респондентов составляют юноши и 62 % девушки. Отметим и следующий факт: 36 % поступивших остались учиться в родном городе, а остальные 64 % — иногородние (из них 86 % проживают в общежитии, 14 % снимают квартиру). Вопросы анкеты позволили выявить трудности, с которыми столкнулись первокурсники в процессе адаптации к учебному процессу в высшем учебном заведении. По результатам обработки полученных данных в ходе анкетирования нами сформирован рейтинг основных проблем адаптации первокурсников.
43 % студентов назвали главными своими проблемами значительный объем информации и дефицит времени на ее усвоение. Поэтому мы порекомендовали планировать подготовку к занятиям на час, когда достигается пик продуктивности личности. После завершения рабочего дня, пытаясь снять умственное или физическое напряжение, следует отдавать предпочтение тихому отдыху и не терять драгоценное время в мире Интернета и социальных сетей.
17 % опрошенных считают, что их базовые знания, полученные в школе, недостаточны для успешного обучения в вузе. Здесь можно посоветовать обратиться за помощью к сокурсникам или студентам старших курсов. Не надо стесняться лишний раз задать вопрос преподавателю, он лишь оценит ваше стремление понять тему.
17 % респондентов заявили о большой нагрузке по программам непрофильных дисциплин. Физики-математики называют целый список: основы экологии, возрастные особенности анатомии и гигиены, безопасность жизнедеятельности, экономика в образовании, психология, история России и краеведение. Безусловно, это связано с тем, что первокурсники не понимают значимости вышеперечисленных дисциплин для будущей профессиональной деятельности, так как еще не проходили производственную или педагогическую практику.
На третьем месте в рейтинге проблем и трудностей в адаптации первокурсников оказались негативные переживания, связанные с антипатией по отношению к преподавателю (12 %). В начале обучения студенты всегда жалуются на непривычную форму изложения материала, на чрезмерную требовательность педагогов.
Четвертую ступень (10 %) занимают проблемы, заключающиеся в недостаточной сформированности у вчерашних школьников навыков конспектирования, причем в равной степени у юношей и девушек. Чтобы развить это умение следует вслушиваться в каждое предложение лекции, выбирать главную мысль и кратко записывать ее. Начинать запись лучше тогда, когда преподаватель закончил изложение и стал комментировать вышесказанное. Отдельные части конспекта нужно обязательно выделять. Предпочтительно использовать какие-то условные обозначения, сокращения слов, аббревиатуры.
7 % респондентов заявили, что не имеют никаких трудностей. Возможно, последние данные связаны с тем, что эти студенты не посчитали нужным искренне ответить на вопросы анкеты.
Полученные в ходе анкетирования фактические данные демонстрируют также проблемы, вызывающие психоэмоциональное напряжение и тревогу иногородних первокурсников за пределами вуза и учебного процесса. Это снижение работоспособности и плохое самочувствие вследствие хронического дефицита времени, отводящегося на ночной сон и неумение организовать режим дня (55 % обучающихся). Для решения этой проблемы студентам можно посоветовать выполнять задания по принципу «от более сложного к простому», рационально организовывать перерывы, переключаться с одного вида деятельности на другой.
29 % (1 юноша и 11 девушек) опрошенных признались, что испытывают переживания из-за разлуки с близкими людьми, не покидает чувство одиночества. Справиться с этими эмоциональными проблемами можно в процессе общения с друзьями, интересного чтения, прослушивания музыки. Помогут любимые вещи, фотографии семьи и близких. Поговорите о своих переживаниях с соседями по комнате, позвоните родному человеку. Составьте список положительных моментов и приятных событий, которые произошли с тех пор, как вы покинули дом. Со временем вы адаптируетесь к новому окружению, тоска по дому больше не будет вызывать такие сильные негативные переживания.
24 % респондентов ощущают недостаток материальных средств и отсутствие навыков их рационального использования. Им следует большое внимание уделить учебному материалу, а также быть активнее в общественной и научной жизни университета, так как наше государство осуществляет программу поощрения студентов стипендиальными выплатами [4].
10 % осознали, что ошиблись с выбором специальности, им совершенно неинтересен материал и полностью отсутствует мотивация учения, а 7 % страдают от бытовых условий общежития. Возможно, это связано с низким уровнем самостоятельности личности, а так же затянувшимся процессом адаптации к новым задачам и обязанностям в плане самообслуживания.
Проанализировав блок вопросов о межличностном общении в учебных группах, мы выявили следующие тенденции в формировании чувства адаптированности у первокурсников (рис. 1): 71 % учащихся нашли общий язык практически со всеми членами своей академической группы, 21 % выделили 3–4 близких друзей, 2 % — не общается, но имеет желание, у 2 % полностью отсутствует стремление к общению, а остальные 4 % затруднились ответить. Следует отметить, что 89 % респондентов подружились со студентами старших курсов, это свидетельствует о высоких коммуникативных способностях и эффективности адаптации данных студентов к новым условиям обучения и проживания.
Рис. 1. Адаптированность первокурсников после 3 месяцев обучения в процентах
Что касается самоутверждения и выбора комфортного статуса в студенческом коллективе, то 31 % обучающихся самопрезентуются в пассивной позиции «тихони», 26 % называют себя «активистами», 19 % отождествляют собственную личность с «душой компании», 9 % считают, что ведут себя подобно «рубахе — парню», 4 % играют роль «помощника в учебе». Остальные 11 % студентов-первокурсников не смогли идентифицировать себя в студенческой группе ни с одной из предложенных ролей.
Результаты данного исследования позволяют сделать вывод о том, что большинство первокурсников успешно адаптировались к образовательному учреждению и новому образу жизни. Каждый по-своему решает возникшие проблемы: одни следуют советам товарищей, родителей, педагогов, другие — самостоятельно ищут пути решения.
Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп. С первых дней обучения в вузе именно куратор организует специальную работу по формированию благоприятного социально-психологической атмосферы в студенческих группах. Он изучает индивидуальные особенности каждой личности, повышает культурный уровень студентов, побуждает к саморазвитию, содействует хорошей успеваемости [2].
Помощники деканов всех факультетов по воспитательным вопросам разработали программы, направленные на сплочение членов студенческой группы, а также на межгрупповое и межфакультетское общение («Веревочный» курс, психологические тренинги, КВН, походы, экскурсии и пр.). Проводятся общественно-массовые мероприятия, такие как дни факультетов, день первокурсника, календарные и профессиональные праздники в формальной (торжественный концерт) и неформальной (встреча в клубе) обстановке. Немаловажное значение отдается и конкурсам талантов (Star Start и Мистер и Мисс АФ ННГУ), где любой обучающийся может проявить себя в новом для окружающих свете.
Ежегодно в нашем университете организуются внутривузовские олимпиады, недели студенческой науки, конференции различного уровня. Отметим и эффективную работу кафедры психологии, где опытный психолог всегда придет на помощь студенту. Уделяется внимание и трудовому воспитанию первокурсника (дежурство, уборка общежитий и близлежащей территории в рамках субботника, трудовая практика на агростанции). Свободное время студенты могут провести в бесплатной спортивной секции, театральной студии или вокальном кружке, поработать над созданием студенческой газеты.
В заключение подчеркнем, что проблема психоэмоциональной адаптации иногородних студентов остро стоит в наши дни, поэтому профессорско-преподавательский состав и администрация вуза делает все возможное для ее решения. Преподаватели и студенты старших курсов не остаются равнодушными, стремятся помочь первокурсникам. Ежегодно в АФ ННГУ проводится ряд мероприятий, направленных на решение задач обеспечения психолого-педагогических условий для безболезненного перехода обучающихся с одной образовательной ступени на другую. Учитывая многолетний опыт работы с молодежью наших педагогов и креативные идеи старшекурсников, были выработаны меры, направленные на создание благоприятного климата для формирования психосоциальной адаптированности молодых людей и девушек, поступивших учиться.
Литература:
1. Бисалиев Р. В., Куц О. А., Кузнецов И. А., Деманова И. Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. — 2007. — № 5 — С. 82–83.
2. Патрикеева Э. Г. Психосоциальная адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе [Текст] / Э. Г. Патрикеева // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: сб. материалов IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 18 декабря 2013 г. / АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского; под общей ред. В. Н. Крылова. — Арзамас: изд. АФ ННГУ, 2013. — С. 32–33.
3. Патрикеева Э. Г. Динамика системы ценностных ориентаций, определяющих отношение к учебной деятельности современной учащейся молодежи / Э. Г. Патрикеева, Е. Н. Трухманова // Психология обучения. — 2014. — № 3. — С. 87–102.
4. Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Ярославль: ЯрГУ, 2003. — 25 с.