Обучение одаренных студентов в высшем учебном заведении
Автор: Рахматов Ахмеджан Ибрагимович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 01.05.2020
Статья просмотрена: 51 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. И. Обучение одаренных студентов в высшем учебном заведении / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 35-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15795/ (дата обращения: 16.12.2024).
В ХXI веке в РФ произошли изменения в общественной, политической, экономической сферах, что в свою очередь вызвало закономерное изменение в системе физического воспитания и образования студентов отечественных вузов. В качестве одного из главных принципов государственной политики в области образования и воспитания провозглашен гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья индивида.
В современном социуме нужны активные, образованные, здоровые специалисты. Но статистика свидетельствует о том, что на сегодняшний день происходит катастрофическое понижение здоровья молодого поколения.
Основу физической культуры составляют рациональные способы применения двигательной деятельности. Создание специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности подрастающего поколения. Системный анализ деятельности индивида показал, что физическая культура по праву называется культурой, поскольку она является способом и результатом преобразования человека его собственной природной данности.
К временам Платона, Сократа, Гиппократа, Конфуция уходит вопрос разносторонней одаренности, однако, несмотря на античность данное понятие изучено плохо. Термин «одаренный» на протяжении всего XX века претерпело модификации. Термин одаренный применялось первоначально к взрослым людям у которых были выдающиеся достижение в той или иной сфере. В 20-е годы XX века психологи начинают применять данный термин и к детям, также различали специальные таланты: художественный, социальный коммерческий и т. д.
В 70 — е годы XX века отдел образования Канады предложил следующее определение, которое используют западные специалисты и в настоящее время: одаренными и талантливыми являются те, кто-либо профессионально подготовленным индивидам как обладающий потенциалом к большим достижениям в силу высоких способностей.
Следует подчеркнуть следующий момент — увеличение роли личности, как объекта, так и субъекта образовательно — воспитательной деятельности. Следствием этого является дифференциация целой системы образования, в том числе и личностных особенностей одаренных студентов.
Одаренность студента — это динамическое, интегральное образование, которое включает интеллектуальный компонент, креативность и духовность как высший уровень развития индивида, которое формируется в процессе взаимодействия с социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях человека.
Данная категория видится следующим образом. Начав отбор студентов, необходимо продолжить использовать методы учебы и развития, а следовательно, удовлетворять имеющуюся общественную востребованность сформированных способностей студентов.
Условия обучения предъявляют требования к физическому состоянию студентов. От них требуется во время повышенной учебной нагрузки и учебного процесса проявлять большую устойчивость к нарастающему в процессе занятий утомлению, сохраняя необходимый уровень восприятия и способность перерабатывать полученную информацию.
Увеличенный объем учебной нагрузки и связанный с этим дефицит свободного времени привели к значительному сокращению двигательной активности студентов не только на занятиях, но и в их повседневной жизни. Следствием этого явилась их плохая физическая подготовленность и ухудшение состояния здоровья в целом.
Анализ научно-методической литературы по этой проблеме показал, что одаренные студенты характеризуются общеизвестной нервно-психической организацией, что рождает значительные трудности в плане их общественной адаптации, а также к повышенным требованиям учебной деятельности; проявление и выявление одаренности не гарантирует сохранности ее на более поздних этапах развития личности. Форсирование ритма бытия, усложнение социальной структуры, в полном и несбалансированность, разноречивость формирования нашего мира, в подробности, требуют 0т молодого образованного человека стабильного увеличения запасов здоровья. Гармонизировать в студенте природное и социальное — вот линия к созданию устойчивой, психологически постоянной личности.
Реальная ситуация для одаренных студентов связана с перегрузками в учебной и психической сфере при явной незагруженности в плане физическом. Студенты исследуемой основной, подготовительной и специальной медицинской группы, как правило, проводят в вузе до восьми часов, а по возвращении домой готовят домашнее задание по 7–8 учебным дисциплинам, на что у студентов ежедневно уходит от двух до более четырех часов. Фактически весь световой день эти студенты проводят за учебниками.
Одаренные студенты более загружены и тратят на обучение больше времени, поэтому для нормального функционирования организма им необходимо чаще бывать на свежем воздухе и регулярно заниматься физической культурой. В реальности досуг у них уходит преимущественно на просмотр телевизора, компьютерные игры, прослушивание музыки, а занятия физическими упражнениями (спортом) в рейтинговом списке из девяти возможных занимают четвертую позицию. Показательным является и то, что из девяти основных видов деятельности во внеаудиторное время только в трех задействованы двигательная активность и физическая нагрузка.
Путем сопоставления времени подъема и отхода ко сну выявлено, что студент вуза каждый день не досыпает от одного до трех часов, что неминуемо отрицательно сказывается на самочувствии и умственной работоспособности на следующий день, а так как подобные явления не единичны, а регулярны, то в дальнейшем такой образ жизни сказывается на общем состоянии здоровья студентов.
Физическая культура имеет, по своей сути, деятельностный характер, так как, вне деятельности она перестает быть культурой, и именно деятельность является формой ее существования. Поэтому физкультурную деятельность как главный итог участия студентов в занятиях физической культурой в ходе их воспитания и образования, преподаватели кафедры рассматривают в контексте жизнедеятельности и жизненного пути каждого. В этом заключается особая сложность и специфика учета и использования средств физической культуры.
Результаты существующей системы обучения не обеспечивают должного уровня сформировано физической культуры личности и необходимой физической подготовленности студентов. В особенности это касается одаренных юношей и девушек с повышенными учебными способностями.
Направление поиска резервов совершенствования вузовской физической культуры многоплановы и охватывают различные ее формы. Так, в качестве одного из путей выходов из сложившейся ситуации многие авторы предлагают увеличение количества занятий физической культуры в вузе до шести — восьми часов в неделю. Но такой подход связан с огромными материальными затратами и не принесет желаемого результата. Другие ученые видят выход в спортизации занятий физической культурой после занятий, которая предполагает со студентами использование конверсии спортивных технологий. Но это приемлемо лишь в тех регионах, где имеются возможности дополнительного финансирования, а также в вузах, которые имеют право разрабатывать собственные образовательные стандарты, где занятия идут в одну смену, и для тех, которые по своему физическому состоянию имеют возможность пользоваться этими технологиями.
Перспективным является путь повышения эффективности физического воспитания студентов, связанный с активизацией академических, внеаудиторных форм их двигательной активности.
Одним из основных звеньев в формировании полноценной личности одаренного студента является физическая культура. Остается привлечь данную категорию студентов к физической культуре и увлечь ею на длительный период. Реализовать это в короткий срок возможно только при условии учета интересов самих студентов.
Экспериментальное исследование позволило доказать, что предлагаемая образовательная система физического воспитания нацелена на формирование физической культуры личности; на создание гуманной среды и успешной социализации личности студента в области физической культуры.
Подведенные итоги исследования подтверждают о правильности гипотезы о том, что формирование физической культуры личности одаренных студентов будет действенным, если:
а)подбор средств, форм, методов моделируемого процесса приведен в соответствие с критериями формирования физической культуры личности;
б)будут созданы адекватные условия для развития обучения и оздоровления путем активизации двигательной деятельности, как основы формирования здорового образа жизни и повышения резервных возможностей организма;
в)учебно-воспитательный процесс образован с учетом персональных особенностей студентов;
г)состав и построение знаний разработаны в соответствии с взглядами гуманизации и демократизации образования, целями и задачами формирования физической культуры личности.
Проблемы представляются перспективной разработка социально-психологического портрета одаренного студента с мировоззренческими детерминантами здоровою образа жизни; разработка единой методологии диагностики, прогноза и коррекции нарушений, отклонений физического и психофизиологического статуса одаренного молодого человека.
Литература:
- Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). — М.: Высшая школа, 2001.
- Андреева Д. А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. — В кн.: Проблемы активности студентов. — Ростов-Дон: Феникс, 2005.
- Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. — Иркутск, 1986.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-познавательного процесса: Метод. основы. — М.: Просвещение, 1982.
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Мир, 2006.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пос. — М.: Высшая школа, 1991.
- Верещагин В. Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. — Владивосток, 2008.
- Дичев Т. Г., Тарасов К. Е., Проблема адаптации и здоровья человека. — М.: Просвещение, 2006.