В настоящее время наблюдается уменьшение уровня физической подготовленности студентов вузов, что связано, в частности, с сокращением количества часов, отводимых на элективные дисциплины по физической культуре и спорту. Одной из причин данной проблемы является уменьшение практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт: общая физическая подготовка» в вузах. Цель исследования заключается в обосновании негативного влияния уменьшения двигательной активности студентов, обусловленного сокращением практических занятий по указанной элективной дисциплине в вузах.
Ключевые слова: студенты вузов, физическая подготовка, физическая активность, учебный план, физическое воспитание, развитие студента.
Целью физического воспитания в вузах является обеспечение комплексного развития студентов, поддержание и укрепление их физического здоровья, формирование здорового образа жизни, а также развитие физических качеств, необходимых для успешного учебного процесса и будущей профессиональной деятельности. Физическое воспитание в вузах также способствует формированию лидерских качеств, самодисциплины, самоконтроля и ответственности, которые могут быть полезны во всех сферах жизнедеятельности студентов. В целом, целью физического воспитания в вузах является создание условий для гармоничного развития личности студента, его физического и психического благополучия, а также подготовка к активной и продуктивной жизни в современном обществе. Достижение данных целей невозможно без соблюдения оптимального двигательного режима [2]. Учебные занятия по физическому воспитанию в вузе два раза в неделю могут обеспечить только поддерживающий эффект развития физических качеств и способностей человека, что не может компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю.
В последние годы отмечается устойчивая тенденция к снижению уровня физической подготовленности студентов, которая непосредственно связана с объемом двигательной активности. Малоподвижный образ жизни, значительная учебная нагрузка, увлеченность гаджетами приводит к уменьшению двигательной активности студентов. Данная проблема многократно поднималась в исследованиях ряда авторов [1, 4, 5].
Одной из причин снижения двигательной активности и уровня общей физической подготовки студентов, на наш взгляд, является сокращение количества часов, отводимых учебными планами вузов, на практические (аудиторные) занятия дисциплины «Физическая культура и спорт» и элективных дисциплин.
В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования уровней бакалавриата и специалитета предусмотрена реализация дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата и специалитета в объеме не менее 72 академических часов и элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения.
В пункте 15 Приказа № 301 от 05.04.2017 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» говорится, что при реализации образовательных программ организация обеспечивает обучающимся возможность освоения элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом организации [3].
Таким образом, наблюдается противоречие, которое состоит в том, что в федеральных государственных образовательных стандартах элективные курсы по физической культуре и спорту являются обязательными, а пункт 15 приказа № 301 от 05.04.2017 г. допускает их реализацию как в виде аудиторных, так и в виде самостоятельных занятий в порядке, установленном локальными актами каждой конкретной образовательной организации. Это приводит к различным трактовкам данных документов и сокращению практических занятий по физической культуре в вузах.
Сокращение объема часов на физическое воспитание студентов может оказать отрицательное влияние на их физическое и психическое здоровье, а также на общее благополучие. Вот некоторые возможные последствия сокращения часов физического воспитания: снижение физической активности, уменьшение количества занятий может привести к снижению уровня физической активности у студентов, что может негативно сказаться на их общем физическом состоянии, здоровье и настроении; ухудшение физической подготовленности, меньше часов на физическое воспитание может привести к ухудшению физической подготовленности студентов, что может повлиять на их способность к сосредоточенной учебе и выполнению физических задач.
Как заметила Кузнецова З. В. также наблюдается увеличение стресса и утомляемости, физическая активность помогает снизить уровень стресса, улучшить настроение и повысить общее благополучие [6]. Сокращение часов на физическое воспитание может привести к увеличению стресса и утомляемости у студентов; ухудшение общего здоровья, недостаточная физическая активность может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения осанки и др.; ухудшение образа жизни, физическое воспитание в вузе способствует формированию здорового образа жизни у студентов.
Сокращение часов на физическое воспитание может привести к уменьшению мотивации к занятиям спортом и поддержанию активного образа жизни. В целом, сокращение объема часов на физическое воспитание студентов может иметь негативные последствия для их здоровья, общего благополучия и успехов в учебе. Поэтому важно находить баланс между учебным процессом и физической активностью, чтобы обеспечить комплексное развитие студентов. Увеличение объема часов, отводимых на физическое воспитание в вузе, может быть полезным и эффективным для достижения поставленных целей. Однако оптимальное количество часов, необходимых для достижения указанных целей, может зависеть от множества факторов, включая уже существующую программу физического воспитания, уровень физической подготовленности студентов, доступные ресурсы, структуру учебного плана и т. д.
Важно учитывать, что увеличение объема часов физического воспитания должно быть сбалансированным и адекватным, чтобы не негативно сказаться на других аспектах учебного процесса. При этом не всегда количество часов напрямую коррелирует с качеством занятий и результатами.
Более важным фактором является эффективность проводимых занятий, их насыщенность и целенаправленность. Важно также обеспечить разнообразие видов физической активности, индивидуальный подход к студентам с учетом их потребностей и возможностей, а также создание комфортных условий для занятий.
Таким образом, для достижения указанных целей важно не только увеличение объема часов физического воспитания, но и оптимизация программы, улучшение качества занятий и создание специальных условий, способствующих эффективному физическому развитию студентов.
Литература:
- Кравцов, А. В. Перспективы развития физкультуры в высших учебных заведениях / А. В. Кравцов, Л. П. Федосова, Г. В. Федотова // Тенденции развития науки и образования. — 2023. — № 93–2. — С. 15–16. — DOI 10.18411/trnio-01–2023–53. — EDN OOIYJB.
- Апенина, С. С. Физическая культура в жизни студентов / С. С. Апенина, Г. В. Федотова, Л. П. Федосова // Тенденции развития науки и образования. — 2023. — № 93–7. — С. 102–105. — DOI 10.18411/trnio-01–2023–362. — EDN EGDOAC.
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Министерства образования и науки РФ № 301 от 05.04.2017 г. // ГАРАНТ.РУ: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (дата обращения: 27.02.2024).
- Маркарян, Э. Р. Воздействие физических упражнений на умственную деятельность студентов / Э. Р. Маркарян, Л. П. Федосова, А. И. Мельников // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития: Материалы II Международной научно-практической конференции по физической культуре, спорту и туризму, Красноярск, 15–16 сентября 2023 года / Отв. за выпуск М. А. Ермакова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2023. — С. 68–72. — EDN HAJSWY.
- Ломидзе М. А., Кузнецова З. В. Влияние оздоровительного плавания на обучающихся с плохим соматическим здоровьем в рамках занятий по физической культуре и спорту в вузах // XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, 2021. С. 99–104.
- Удовицкая Л. У., Кузнецова З. В. Инновационный метод обучения плаванию студентов в вузе // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей по материалам национальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ. Краснодар, 2020. С. 963–969.