Изменения, произошедшие в последние годы в обществе, ставят перед профессиональным образованием новые цели в вопросах подготовки специалистов. Сегодня успешность личности в профессиональном плане во многом определяется её творческим потенциалом. Поэтому на смену образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, должно прийти образование, ориентированное на творческое развитие личности каждого обучающегося. Системное становление творческой личности будет обеспечивать гармонизированный образовательный процесс, построенный на принципиально новых методологических основаниях, протекающий в результате творческой деятельности субъект - субъектного взаимодействия преподавателей и студентов и предполагающий превращение студента из пассивного объекта профессиональной подготовки в субъект взаимодействия [4].
Подготовке таких специалистов предшествуют изменения в содержании, методах и формах преподавания в профессиональных учреждениях. Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является использование инновационных методов обучения в профессиональной подготовке. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Инновации в образовательной деятельности — это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений связаны с разработкой и применением различных образовательных технологий.
Исследователи, занимающиеся проблемами профессионального образования, отмечают ряд перспективных направлений в развитии образования. Так, подчеркивается переход от информативных к активным методам и формам обучения — через включение в учебную деятельность элементов проблематизации, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы студентов. Многие исследователи считают целесообразной возможность решения данной проблемы посредством повышения эффективности образовательного процесс через актуализацию самостоятельной работы студентов, которую рассматривают как «…главный резерв повышения эффективности подготовки специалистов» [4]. В этой связи особую значимость в практике современного профессионального образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что инновационные модели обучения основаны на концепции развивающего обучения, которая предусматривает активное участие студентов в процессе обучения; подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности; акцент на процесс обучения, а не на запоминание информации.
Опыт педагогической деятельности в сфере среднего профессионального образования позволяет отметить, что наиболее эффективными являются следующие инновационные технологии обучения: проблемное, проектное, модульное и дистанционное, а также вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, которая является необходимым средством повышения мотивации к обучению и как следствие, хорошей профессиональной подготовки. Участие студентов колледжа в различных видах деятельности способствует приобретению опыта творческой деятельности и делает их более конкурентоспособными при поступлении в вуз, а приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют обучающихся среди других и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.
Учитывая специфику образовательного процесса в колледже и возраст студентов, мы считаем, что наиболее перспективной формой работы является использование проектного и проблемного обучения, методической основой которого является метод проектов и проблемные ситуации.
Термин «проект» происходит от латинского слова «projectus», что означает «брошенный вперёд». Под проектом понимают «технические документы — макеты создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов; предварительный текст какого-либо документа; план, замысел. Проектировать — значит составлять проект, предполагать сделать что-либо в будущем, намечать план, отображать предмет на плоскости» [2, с.492]. Применительно к учебно-познавательной деятельности студентов, проектирование или проективную деятельность мы определяем как особый, специфический вид продуктивной деятельности, связанный с прогнозированием, планированием и моделированием, направленный на создание каких-либо учебных проектов, а также используемый для решения различных учебных задач и проблем на теоретическом и эмпирическом уровнях.
В учебном процессе метод проектов ориентирован на использование различных образовательных ресурсов, и подразумевает как самостоятельную работу с учебной литературой научно-популярной литературой на бумажных носителях, так и использование электронных информационных ресурсов.
В качестве основных требований к использованию метода проектов выступают: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска решения; теоретическая, практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы) [1].
Основными этапами проектной деятельности являются: организационно-подготовительный, технологический и заключительный, на котором происходит представление результатов и контроль деятельности учащихся [3].
Учащиеся колледжа участвуют в разработке различных социальных проектов, при подготовке которых происходит формирование коммуникативных умений студентов, приобретается опыт участия в бизнес-форумах, конкурсах и фестивалях, что способствует получению предпринимательских знаний и компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Использование инновационных технологий обучения также связано с информатизацией обучения. В образовательном процессе колледжа апробируются возможности использования ИКТ в образовательном процессе. В рамках этого направления проводится следующая работа:
- создание программных оболочек, которые предоставляют пользователю программно-инструментальные средства для создания различных тренировочных и контролирующих программ без особых навыков программирования и без самого процесса традиционного составления программ;
- создание предметных тестов, тренинговых программ и электронных учебников;
- разработка и проведение учебных занятий с использованием электронных учебников и тренинговых программ.
Инновационность образовательного процесса заключается также в поиске, разработке и апробации активных методов и форм обучения, в результате применения которых решаются следующие проблемы образовательного процесса:
- формирование творческих умений и способностей студентов в процессе самостоятельной работы (организация различных форм самостоятельной работы, способствующих вовлечению студентов в НИР; разработка разнообразных средств обучения, повышающих эффективность самостоятельной работы: методические указания для студентов по организации самостоятельной работы, выделяющие общие приемы рациональной самостоятельной работы, проводимой как учебное исследование, а также содержащие схемы исследовательской деятельности, проводимой при выполнении различных видов самостоятельной работы; система задач и проблемных заданий для самостоятельной работы студентов; создание предметно-пространственной среды, стимулирующей формирование творческих умений студентов в процессе самостоятельной работы (информационной обучающей среды);
- адаптация обучающихся младших курсов к профессиональному образованию в колледже;
- разработка разнообразных средств обучения, повышающих эффективность образовательного процесса (разработка и создание учебных модулей на печатной основе для лабораторного практикума и домашних заданий);
- использование проблемных методов изложения материала с применением эвристических приемов (эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, мозговой штурм).
Таким образом, в современных условиях творческая личность становится востребованной на всех ступенях развития. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, а также адекватно на них реагировать, будущий специалист должен активизировать свой творческий потенциал. Однако традиционные подходы к организации профессионального образования не учитывают в полной мере специфику и особенности профессиональной деятельности выпускников в современных условиях. Требуются инновационные технологии профессиональной подготовки, обращённые к проблемам развития творческой личности. Гармонизация в образовании — перспективное научное направление, обеспечивающее становление саморазвивающейся личности будущего специалиста. Использование проектной деятельности и проблемного обучения способствует формированию творческой направленности у будущих специалистов, значительно расширяется сфера информационного восприятия и представления, формируются и совершенствуются определенные познавательные способности, гармонизируются процессы умственной деятельности и вырабатываются умения самостоятельного приобретения и применения знаний на практике, что способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
Литература:
1. Ксенцова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии. — М.; 2000. — 224 с.
2. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. — М.: Рус. яз., 1992. — 740 с.
3. Чупрова, Л. В. К вопросу об инновационных методах обучения в вузе/Л. В. Чупрова//Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2012. № 23. С.32–35.
4. Чупрова, Л. В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе/Л. В. Чупрова//Педагогика и современность, 2012. № 1. С.63–67.