Психологически безопасная образовательная среда — условие сохранения психологического здоровья часто болеющего ребенка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 2866 раз

Библиографическое описание:

Шумская, А. И. Психологически безопасная образовательная среда — условие сохранения психологического здоровья часто болеющего ребенка / А. И. Шумская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 30-35. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14141/ (дата обращения: 26.04.2024).



В последнее десятилетие при изучении и обсуждении проблем образования используется понятие «образовательная среда». В настоящее время в педагогической психологии под образовательной средой понимают условия, в которых осуществляется воспитание и обучение. В широком смысле под средой понимают совокупность влияний и условий, окружающих человека.

Проблема развития образовательной среды разрабатывается в исследованиях отечественных (Г. А. Ковалев, В. П. Лебедева, В. В. Рубцов, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин) и зарубежных (А.Бандура, К.Роджерс, К.Левин) педагогах и психологах.

По определению В. А. Ясвина: образовательная среда — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Под образовательной средой рассматривают окружение учебного заведения [10].

В дошкольном учреждении образовательная среда относится к многоаспектным, сложным педагогическим явлениям, которые характеризуются качественными и количественными показателями. Образовательная среда представляет собой совокупность образовательных сред, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. В ее структуре можно выделить два уровня и вида образовательных сред: на уровне индивидуальной деятельности педагога — среда профессионального функционирования педагога; а на уровне деятельности образовательного учреждения — педагогическая среда дошкольного учреждения.

Формирование образовательной среды как системы необходимых условий для полноценного развития, обучения и воспитания должно помогать обнаружению и развитию способностей детей, а обучение должно строиться на основании их интересов и природных задатков.

К условиям создания психологически безопасной образовательной среды для часто болеющего ребенка относят: дисциплину и доброжелательные взаимоотношения. В которые входят: внимание и уважение, психологическая поддержка, доверие друг к другу, забота о безопасности каждого члена.

М. С. Мириманова рассматривает образовательную среду как систему условий и влияний, необходимых для социального развития личности.

Образовательная среда является частью социальной и жизненной среды человека. Учебные учреждения являются субъектами безопасности. В образовательной среде важность изучения психологической безопасности личности определяется тем, что образовательные учреждения включая в себя подрастающее поколение, семью и взрослых, могут строить частную систему безопасности через воспитание и обучение, а также через решение задач развития.

Проблема безопасности существовали всегда. В настоящее время они сильно обострились и оказались в центре внимания.

Под определением безопасности понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от внешних и внутренних угроз.

В настоящее время психологическую безопасность определяют как:

  1. Состояние сохранности психики человека;
  2. Сохранение целостности личности, адаптивности социальных групп, общества и функционирования человека;
  3. Возможности личности и среды по предупреждению и устранению угроз;
  4. Состояние среды, создающее свободное от проявлений психологического насилия по взаимодействии и состояние защищенности, которое будет способствовать удовлетворению потребностей в личностно — доверительном общении, а также создающее важную причастность и значимость к среде и обеспечивающее психическое здоровье входящих в нее участников.
  5. Нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой.

По определению И. А. Баевой под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1].

Моделирование психологической безопасности образовательной среды должно строиться на основании следующих принципов: принцип психологической защиты личности; опоры на развивающее образование; помощь в социальной и психологической умелости.

В основе модели лежит психологически здоровая личность. В ее компоненты входит: отказ от психологического насилия, диалог и сотрудничество. А также референтная значимость, психологическая защищенность, удовлетворенность потребности в личностно-доверительном общении.

В дошкольном учреждении образовательная среда относится к многоаспектным, сложным педагогическим явлениям, которые характеризуются качественными и количественными показателями. Образовательная среда представляет собой совокупность образовательных сред, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. В ее структуре можно выделить два уровня и вида образовательных сред: на уровне индивидуальной деятельности педагога — среда профессионального функционирования педагога; а на уровне деятельности образовательного учреждения — педагогическая среда дошкольного учреждения.

Формирование образовательной среды как системы необходимых условий для полноценного развития, обучения и воспитания должно помогать обнаружению и развитию способностей детей, а обучение должно строиться на основании их интересов и природных задатков.

К условиям создания психологически безопасной образовательной среды для часто болеющего ребенка относят: дисциплину и доброжелательные взаимоотношения. В которые входят: внимание и уважение, психологическая поддержка, доверие друг к другу, забота о безопасности каждого члена.

По определению И. В. Дубровиной: «психологическое здоровье — это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации» [2, с.70].

О сниженном психологическом здоровье часто болеющих детей свидетельствует повышенная тревожность, агрессивность, низкая самооценка, а также трудности в общении со взрослыми и сверстниками и повышенная утомляемость. Портрет психологически здорового часто болеющего ребенка характеризуется жизнерадостностью, уравновешенностью, высокой самооценкой, любознательностью, эмпатичностью, честностью. Наивысшим уровнем психического здоровья является психологическое здоровье. В заботу о психологическом здоровье входит: внимание к внутреннему миру ребенка, его увлечениям и интересам, переживаниям и чувствам, знаниям и способностям, отношению к себе и окружающим. Он живет в гармонии с собой, не чувствует внутреннего дискомфорта и умеет защищаться, но никогда не нападет первым.

Литература:

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
  2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / под ред. И. А. Баевой. М., 2009. 247 с.
  3. Башкин М. В. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Учебное пособие. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова — Ярославль: ЯрГУ, 2014. 108 с
  4. Дубровина И. В. Психологическое здоровье детей и подростков. — М.: Академия, 2000 256 с.
  5. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. N. 3. С. 17–21.
  6. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. /Л. Я. Гозман — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. 175 с.
  7. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. — М.: Педагогика. 2005.
  8. Никифоров Г. С. Психология здоровья: учебник для ВУЗов. — Спб.: Питер. 2008. c. 94
  9. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб., 2006. С. 62.
  10. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. М. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, дошкольное учреждение, болеющий ребенок, психологическая безопасность, психологическое здоровье, психологическое насилие, среда, безопасная образовательная среда, личностно-доверительное общение, обеспечивающее психическое здоровье.

Похожие статьи

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Таким образом, психологически безопасная среда дошкольного образовательного учреждения — это важнейшая составляющая полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Обеспечение психологической безопасности...

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков...

Психолого-педагогические условия создания безопасной...

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков...

Управление психологической безопасностью образовательной...

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании)

Психологическая безопасность образовательной среды...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Проблема возрастающей защищенности личности от психологического насилия в образовательной среде. Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность...

Изучение психологической безопасности образовательной...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Система мониторинга психологической безопасности...

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в...

Похожие статьи

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Таким образом, психологически безопасная среда дошкольного образовательного учреждения — это важнейшая составляющая полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Обеспечение психологической безопасности...

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков...

Психолого-педагогические условия создания безопасной...

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков...

Управление психологической безопасностью образовательной...

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании)

Психологическая безопасность образовательной среды...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Проблема возрастающей защищенности личности от психологического насилия в образовательной среде. Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность...

Изучение психологической безопасности образовательной...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Система мониторинга психологической безопасности...

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в...