Психологически безопасная образовательная среда — условие сохранения психологического здоровья часто болеющего ребенка | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Шумская А. И. Психологически безопасная образовательная среда — условие сохранения психологического здоровья часто болеющего ребенка [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 30-35. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14141/ (дата обращения: 19.06.2018).



В последнее десятилетие при изучении и обсуждении проблем образования используется понятие «образовательная среда». В настоящее время в педагогической психологии под образовательной средой понимают условия, в которых осуществляется воспитание и обучение. В широком смысле под средой понимают совокупность влияний и условий, окружающих человека.

Проблема развития образовательной среды разрабатывается в исследованиях отечественных (Г. А. Ковалев, В. П. Лебедева, В. В. Рубцов, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин) и зарубежных (А.Бандура, К.Роджерс, К.Левин) педагогах и психологах.

По определению В. А. Ясвина: образовательная среда — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Под образовательной средой рассматривают окружение учебного заведения [10].

В дошкольном учреждении образовательная среда относится к многоаспектным, сложным педагогическим явлениям, которые характеризуются качественными и количественными показателями. Образовательная среда представляет собой совокупность образовательных сред, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. В ее структуре можно выделить два уровня и вида образовательных сред: на уровне индивидуальной деятельности педагога — среда профессионального функционирования педагога; а на уровне деятельности образовательного учреждения — педагогическая среда дошкольного учреждения.

Формирование образовательной среды как системы необходимых условий для полноценного развития, обучения и воспитания должно помогать обнаружению и развитию способностей детей, а обучение должно строиться на основании их интересов и природных задатков.

К условиям создания психологически безопасной образовательной среды для часто болеющего ребенка относят: дисциплину и доброжелательные взаимоотношения. В которые входят: внимание и уважение, психологическая поддержка, доверие друг к другу, забота о безопасности каждого члена.

М. С. Мириманова рассматривает образовательную среду как систему условий и влияний, необходимых для социального развития личности.

Образовательная среда является частью социальной и жизненной среды человека. Учебные учреждения являются субъектами безопасности. В образовательной среде важность изучения психологической безопасности личности определяется тем, что образовательные учреждения включая в себя подрастающее поколение, семью и взрослых, могут строить частную систему безопасности через воспитание и обучение, а также через решение задач развития.

Проблема безопасности существовали всегда. В настоящее время они сильно обострились и оказались в центре внимания.

Под определением безопасности понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от внешних и внутренних угроз.

В настоящее время психологическую безопасность определяют как:

  1. Состояние сохранности психики человека;
  2. Сохранение целостности личности, адаптивности социальных групп, общества и функционирования человека;
  3. Возможности личности и среды по предупреждению и устранению угроз;
  4. Состояние среды, создающее свободное от проявлений психологического насилия по взаимодействии и состояние защищенности, которое будет способствовать удовлетворению потребностей в личностно — доверительном общении, а также создающее важную причастность и значимость к среде и обеспечивающее психическое здоровье входящих в нее участников.
  5. Нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой.

По определению И. А. Баевой под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1].

Моделирование психологической безопасности образовательной среды должно строиться на основании следующих принципов: принцип психологической защиты личности; опоры на развивающее образование; помощь в социальной и психологической умелости.

В основе модели лежит психологически здоровая личность. В ее компоненты входит: отказ от психологического насилия, диалог и сотрудничество. А также референтная значимость, психологическая защищенность, удовлетворенность потребности в личностно-доверительном общении.

В дошкольном учреждении образовательная среда относится к многоаспектным, сложным педагогическим явлениям, которые характеризуются качественными и количественными показателями. Образовательная среда представляет собой совокупность образовательных сред, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. В ее структуре можно выделить два уровня и вида образовательных сред: на уровне индивидуальной деятельности педагога — среда профессионального функционирования педагога; а на уровне деятельности образовательного учреждения — педагогическая среда дошкольного учреждения.

Формирование образовательной среды как системы необходимых условий для полноценного развития, обучения и воспитания должно помогать обнаружению и развитию способностей детей, а обучение должно строиться на основании их интересов и природных задатков.

К условиям создания психологически безопасной образовательной среды для часто болеющего ребенка относят: дисциплину и доброжелательные взаимоотношения. В которые входят: внимание и уважение, психологическая поддержка, доверие друг к другу, забота о безопасности каждого члена.

По определению И. В. Дубровиной: «психологическое здоровье — это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации» [2, с.70].

О сниженном психологическом здоровье часто болеющих детей свидетельствует повышенная тревожность, агрессивность, низкая самооценка, а также трудности в общении со взрослыми и сверстниками и повышенная утомляемость. Портрет психологически здорового часто болеющего ребенка характеризуется жизнерадостностью, уравновешенностью, высокой самооценкой, любознательностью, эмпатичностью, честностью. Наивысшим уровнем психического здоровья является психологическое здоровье. В заботу о психологическом здоровье входит: внимание к внутреннему миру ребенка, его увлечениям и интересам, переживаниям и чувствам, знаниям и способностям, отношению к себе и окружающим. Он живет в гармонии с собой, не чувствует внутреннего дискомфорта и умеет защищаться, но никогда не нападет первым.

Литература:

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
  2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / под ред. И. А. Баевой. М., 2009. 247 с.
  3. Башкин М. В. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Учебное пособие. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова — Ярославль: ЯрГУ, 2014. 108 с
  4. Дубровина И. В. Психологическое здоровье детей и подростков. — М.: Академия, 2000 256 с.
  5. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. N. 3. С. 17–21.
  6. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. /Л. Я. Гозман — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. 175 с.
  7. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. — М.: Педагогика. 2005.
  8. Никифоров Г. С. Психология здоровья: учебник для ВУЗов. — Спб.: Питер. 2008. c. 94
  9. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб., 2006. С. 62.
  10. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. М. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос