Авторы: Офицерова Татьяна Александровна, Губанихина Елена Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Офицерова Т. А., Губанихина Е. В. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 202-205. — URL https://moluch.ru/archive/182/46783/ (дата обращения: 23.01.2018).



В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности

Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психологического здоровья дело не только семьи, но и педагогов. Большинство родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнуют конфликты детей между собой и школьников с педагогами, беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Именно поэтому школа должна стать не только местом, где учат и воспитывают, но и психологически безопасным, комфортным пространством.

Психологическое здоровье является основой жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научиться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ своего «Я».

Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формировании в детстве. Современный учитель должен обращать внимание на базовые факторы, определяющие и обеспечивающие психологическую безопасность образовательного процесса. [2]

Очевидно, что психологическая безопасность — важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Баева И. А. дает определение психологической безопасности в следующих аспектах:

‒ как система межличностных отношений, вызывающих у участников ощущение принадлежности (референтной значимости среды);

‒ как состояние образовательной среды, в котором отсутствует психологическое насилие во взаимодействии, которое способствует удовлетворению потребностей в общении личностно-доверительного плана, и создает референтную значимость среды, а также обеспечивает психическое здоровье всех участников;

‒ как системы мер, которые направлены на предотвращение угроз для устойчивого развития личности.

Исходя из этого, источником психологического комфорта выступает организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса. Основной угрозой при этом является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, нарушается базовое удовлетворение основных потребностей. Как правило, основным источником психотравмы является психологическое насилие в процессе взаимодействия. Анализ работ по проблемам психологического насилия дает основание выделить следующие его проявления: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, обидное обзывание, принуждение сделать что-то против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение, недоброжелательное отношение. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия для всех участников образовательной среды. Угрозой психологической безопасности является также непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. [1]

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психологического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования, одной из задач которой является осуществление мониторинга психологической безопасности.

Основными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают:

  1. Качество межличностных отношений.
  2. Комфортность образовательной среды.
  3. Защищенность от психологического насилия.
  4. Удовлетворенность образовательной средой.

Качество межличностных отношений раскрывается через позитивные факторы (доверие, доброжелательность, принятие, толерантность) и негативные факторы (агрессивность, конфликтность, враждебность, манипулятивность). Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности, укрепляют психическое здоровье.

Защищенность в образовательной среде рассматривается через оценку отсутствия психологического насилия во всех его видах и формах для всех участников образовательного пространства.

Комфортность в образовательной среде рассматривается через оценку эмоций и чувств и доминирующие переживания в процессе взаимодействия взрослых и детей в образовательной среде школы. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как «дома». Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний. Но и для развития его физического состояния.

Удовлетворенность образовательной средой анализируется через возможности удовлетворения базовых потребностей ребенка: в помощи и поддержке, в сохранении и повышении его самооценки, в познании и в преобразующей деятельности, в развитии способностей.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в группе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Для определения качества межличностных отношений используется социометрическая техника, разработанная Дж. Морено. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. С помощью диагностики выявлено, что психологический климат в классах положительный, но есть ребята, на которых стоит обратить внимание. Ребенок, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в психологической поддержке, и мы должны помочь ему укрепить психологическое здоровье.

С целью изучения мотивации к учебной деятельности среди 1–4 классах может использоваться методика «Градусник». Методика позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно — 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека — 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что — либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он называет учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета.

По результатам проведенной нами диагностики самым благоприятным предметом является математика, на втором месте — музыка и физкультура, английский язык, затем окружающий мир, литературное чтение, технология и изобразительное искусство; русский язык занимает последнее место.

Сравнивая эти показатели со средним значением качества обученности по предметам можно заметить, что предмет русский язык имеет качество обученности сравнительно ниже других предметов. Это говорит о том, что на уроке русского языка ребята чувствуют себя тревожно, у них не все получается, скорее всего, это связано с высокими требованиями к изучению предмета.

В ходе диагностики ребята поместили на последние места такие предметы как изобразительное искусство, технология, физическая культура, но при этом качество обученности по этим предметам остается высоким. Исходя из специфики предмета, отметка выставляется с учетом творческих или физических способностей, поэтому качество обученности может отличаться от психологического состояния ребенка на уроке.

Следует обратить внимание и на другие закономерности. Психологическое здоровье младших школьников напрямую связано с успешностью или неуспешностью в учебной деятельности. Длительное пребывание ребенка в ситуации учебной неудачи, субъективное ощущение неподконтрольности результата, могут привести к ожиданию неудач (сценарий «неудачника»), способствовать формированию повышенной тревожности, невротических социальных страхов, снижению самооценки.

Исследование отношения учащихся начальной школы к учению проходило с помощью методики «Беседа о школе» Т. А. Нежновой, которая показала, что у 90 % учащихся сформировано положительное отношение к школе и учению,10 % показали нейтральное отношение. Качество образования во многом зависит от того как ребенок относится к учению, хочет ли он идти в школу. Только с положительным отношением к школе можно добиться хороших результатов в учении.

Еще одним компонентом психологической безопасности является защищенность от психологического насилия, которая определяется уровнем тревожности и напряженности на уроке, уровнем самооценки ребенка.

Уровень тревожности и напряженности учащихся начальной школы на уроке помог определить тест школьной тревожности Филлипса, целью которого является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Результаты проведенных нами исследований показали, что у 18 % детей на уроках проявляется тревожное, напряженное состояние. В ходе диагностики выявлено, что это состояние в большей степени связано с общей тревожностью в школе, страха самовыражения, переживаниями социального стресса, что характерно для первоклассников, которые принимают на себя новую социальную роль школьника.

По мнению И. А. Баевой моделирование психологической безопасности образовательной среды должно исходить из следующих принципов: принцип опоры на развивающее образование; принцип психологической защиты личности; помощь в формировании социально-психологической умелости.

Основными методически-организационными условиями осуществления сопровождения участников образовательного процесса в контексте психологической безопасности являются следующие:

  1. Проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.
  2. Программа психологического сопровождения для каждого субъекта учебно-воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.
  3. Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.
  4. В каждой из программ, помимо содержательных задач, отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества, при обсуждении группового опыта отмечаются вышеназванные аспекты.
  5. В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно-ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно-воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих.
  6. Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной среды школы осуществляется на протяжении всего учебного года. [3]

Психологическая безопасность учащихся может рассматриваться в рамках концепции национальной безопасности страны, тогда это защищенность их здоровья, жизни, чести и достоинства; прав и свобод. Психологическая безопасность образовательной среды может рассматриваться как прямое продолжение безопасности личности учителей, родителей, учащихся, а также как защита спокойствия и общественного порядка, прав и свобод, духовных ценностей, и нормальной деятельности учебных учреждений.

Литература:

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
  2. Баева И. А., Лактионова Е. Б. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды // Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. СПб.: Питер, 2010. 416 с.
  3. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И. А. Баевой, О. В. Вихристюк, Л. А. Гаязовой, — М.: МГППУ, 2013. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательной среды, психологической безопасности, психологической безопасности образовательной, безопасности образовательной среды, психологического насилия, образовательной среде, психологического здоровья, Обеспечение психологической безопасности, образовательной среды школы, Удовлетворенность образовательной средой, образовательного процесса, межличностных отношений, безопасного психологического взаимодействия, Психологическая безопасность, референтной значимости среды, психологической безопасности образовательного, участников образовательной среды, Комфортность образовательной среды, значимости образовательной среды, состояние образовательной среды.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос