Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Офицерова Т. А., Губанихина Е. В. Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 108-110. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13419/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности, качество образования.

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной, так как именно она является одним из самых важных условий успешного учебного процесса и полноценного формирования личности. В связи с этим создание психологической безопасности образовательной среды может выступать одной из центральных задач в образовании.

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. [1]

Можно выделить основные показатели психологической безопасности образовательной среды.

  1. Качество межличностных отношений, которое раскрывается через позитивные факторы (доверие, доброжелательность, принятие, толерантность) и негативные факторы (агрессивность, конфликтность, враждебность, манипулятивность). Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности, укрепляют психическое здоровье.
  2. Комфортность образовательной среды, которая рассматривается через оценку эмоций и чувств и доминирующие переживания в процессе взаимодействия взрослых и детей в образовательной среде школы. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
  3. Защищенность от психологического насилия со стороны сверстников, педагогов, администрации и родителей.
  4. Удовлетворенность образовательной средой. Она анализируется через возможности удовлетворения базовых потребностей ребенка: в помощи и поддержке, в сохранении и повышении его самооценки, в познании и в преобразующей деятельности, в развитии способностей. [2]

С целью оценки одного из основных показателей качества образования — безопасности образовательной среды, в частности психологической безопасности, нами была разработана система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Мониторинг психологической безопасности образовательной среды — это комплексная система обеспечения психологически комфортной среды в образовательной организации, способствующей укреплению психологического здоровья, профилактике угроз, препятствующих продуктивному, устойчивому развитию личности. [3]

Исходя из определения психологической безопасности образовательной среды, нами были выделены компоненты психологической безопасности, определены показатели, в соответствии с которыми подбирался диагностический инструментарий (таблица 1).

Таблица 1

Компоненты психологической безопасности

Показатели психологической безопасности

Диагностический инструментарий

1. Качество межличностных отношений

— удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик-ученик»

— удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик-учитель»

Экспресс-методика изучения социально психологического климата в учебном коллективе

(А. Н. Лутошкин)

2. Комфортность образовательной среды.

— мотивация учебной деятельности

—уровень притязаний

—отношение к учению

Диагностика учебной мотивации Н. В. Матюхиной

Моторная проба (К. Шварцландер)

Методика анализа отношения школьников к учению (Л. Балабкиной)

3. Защищенность от психологического насилия.

-преобладающее эмоциональное состояние (уровень тревожности)

и напряженности на уроке

—уровень самооценки

Методика определения уровня беспокойства-тревоги (Ж.Тейлор)

Методика диагностики самооценки у подростков и старших школьников (адапт.Л. Д. Столяренко)

4. Удовлетворенность образовательной средой

— удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса.

Психологическая диагностика безопасности образовательной среды в школе (И. А. Баева)

Мониторинг с помощью подобранного нами пакета диагностических методик проводился на базе МБОУ «Комаровская школа». В нём приняли участие 80 учеников 5–10-х классов.

Изучение качества межличностных отношений в классах проводилось с помощью экспресс-методики изучения социально-психологического климата в учебном коллективе А. Н. Лутошкина. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Класс

Значение психологического климата (С)

Результат

Качество обученности вклассе

5

12

неустойчиво-благоприятный

54

6

17

неустойчиво-благоприятный

62

13

неустойчиво-благоприятный

31,2

15

неустойчиво-благоприятный

43,7

20

неустойчиво-благоприятный

50

5,6

неустойчиво-благоприятный

14,2

9

8

неустойчиво-благоприятный

63,3

10

10

неустойчиво-благоприятный

73,4

В ходе анализа результатов мониторинга можно заметить прямую зависимость качества обученности в классе от психологического климата.

С целью изучения мотивации к учебной деятельности была проведена диагностика учебной мотивации Матюхиной М. В. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации, определение дополнительных мотивов учения. По результатам диагностики, на первое место ребята ставят мотивы саморазвития, что подтверждает статистика активного участия учащихся 5–7 классов в исследовательских и творческих конкурсах.

С целью исследования мотивации учащихся 8–10 классов была проведена методика изучения мотивации учения Н. В. Матюхиной. В ходе диагностики выявлено, что у 9 % учащихся — высокий уровень мотивации, у 64 %-средний уровень, у 27 %-сниженный уровень мотивации. Кроме того, на первое место учащиеся ставят познавательные и социальные мотивы, на второе место — целеполагание, на третье место- личностные.

С целью выявления уровня притязаний была проведена моторная проба Шварцландера. В ходе диагностики выявлен большой процент (60 %) учащихся с низким и нереально низким уровнем притязаний. Эти дети склонны к выбору легких заданий, не стремятся улучшить свои достижения, что влияет на качество образования.

Определить уровень самооценки личности помогла методика Л. Д. Столяренко. Ребята показали следующие результаты: высокий уровень самооценки:10 %,средний уровень 70 %,низкий уровень 20 % учащихся. Школьники с завышенной самооценкой склонны переоценивать себя, а с заниженной-недооценивают свои силы, что так же влияет на успешность обучения.

Уровень тревожности определялся с помощью шкалы тревожности Дж. Тейлора. В ходе диагностики выявлен высокий уровень тревожности у 6 % учащихся, средний у 60 %, низкий у 30 %. Тревожность и напряженность на уроке напрямую связаны с качеством образования, так как негативные эмоциональные переживания ситуаций не дают ребенку раскрыть все свои способности и возможности.

С целью выявления удовлетворенности условиями предметной среды и организации образовательного процесса была проведена анкета «Психологическая диагностика образовательной среды в школе», разработанная И. А. Баевой. В ходе анализа анкеты-опросника были получены следующие результаты: 70 % учеников позитивно относятся к образовательной среде школы и лишь 30 % нейтрально. Проанализировав компоненты позитивного отношения, мы выявили, что у учеников наблюдается преобладание позитивного эмоционального и поведенческого компонентов, что может свидетельствовать о том, что ученикам нравится посещать школу, настроение при нахождении в школе у них чаще хорошее, чем плохое. Но, в то же время, они не считают, что обучение в школе требует постоянного совершенствования их возможностей и развития интеллектуальных способностей.

Таким образом, в ходе мониторинга психологической образовательной среды школы были выявлены как позитивные, так и негативные характеристики. К достоинствам является позитивное отношение учащиеся к школе, положительное отношение к процессу обучения. К недостаткам можно отнести неустойчиво-благоприятный климат в коллективе, сниженный уровень мотивации, низкий уровень притязаний, что напрямую связано с качеством образования. Именно с ситуации комфорта начинается процесс образования и развития личности ребенка.

Всё вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что мониторинг психологической безопасности является одним из важнейших и необходимых механизмов и условий успешного управления качеством образования.

Литература:

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. — СПб.:«Союз», 2002.
  2. Баева И., Лактионова Е. Психологическая безопасность образования глазами учителя // Народное образование. — 2009. — № 9.
  3. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: «Академия», 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, психологическая безопасность, качество образования, ходя диагностики, учебная мотивация, уровень притязаний, психологическое насилие, психологический климат, моторная проба, диагностический инструментарий.

Ключевые слова

качество образования, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос