Библиографическое описание:

Цирихова Е. В. Управление психологической безопасностью образовательной среды колледжа [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 72-75. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/853/ (дата обращения: 19.12.2017).

В условиях модернизации Российского образования базовым условием и результатом достижения качества образования становится обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса. Традиционно эта проблема рассматривалась с позиции опасностей и рисков для физического, психического и психологического здоровья обучающихся и преподавателей. Однако мы считаем, что проблема безопасности образовательной среды намного шире. Она имеет не только медико-психологический, но и социокультурный аспект, и выходит за рамки потребностей личности в личной безопасности. Нами выделены опасности и риски учебно-воспитательного процесса социокультурного характера, связанные с нереализацией социальных интересов обучающихся, преподавателей, педагогического колледжа, государства (низкий уровень воспитанности и общекультурной подготовки будущих педагогов, невыполнение требований государственного стандарта и ожиданий общества, неучет потребностей рынка труда, запросов работодателей и др.).

Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды

Идея исследования психологической безопасности образовательной среды включена в идеологию современной педагогики с середины 90-х гг. XX в., что нашло отражение как в Законе «Об образовании», так и в научных публикациях и исследованиях [В.И. Иванова, М.В. Тавровская, Е.В.Чернобай]

Психологическая безопасность – это состояние, характеризующее образовательное пространство колледжа, фиксируемое через отношения ее участников.

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):

-гуманистической образовательной системы среднего профессионального учреждения;

-единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей ССУЗ среде;

-включённости личности студента в образовательный процесс в субъектной позиции;

-наличия значимых для студента сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.

Модель психологически безопасной образовательной среды колледжа включает:

1. защищенность от психологического насилия;

2. референтную значимость окружения;

3. удовлетворенность в личностно-доверительном общении.[2,С.44]

Р
ис.1 -Структурная модель психологически безопасной образовательной среды [1,С.12]

Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде колледжа:

-принцип опоры на развивающее образование и воспитание

-принцип психологической защиты личности

-принцип помощи в формировании социально-психологической умелости

Угрозы психологической безопасности образовательной среды

1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия

Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения

Следствие: студент колледжа отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» ССУЗ.

3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды

Следствие:

-эмоциональный дискомфорт;

-нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;

-неуважительное отношение к себе;

-потеря личного достоинства;

-нежелание обращаться за помощью,

-игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его студентов и взрослых;

-невнимательность к просьбам и предложениям.

4.Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении

Следствие – неэффективность психологического сопровождения студента в колледже; угроза психическому здоровью

5.Эмоциональное выгорание педагогов среднего профессионального образовательного учреждения

Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью личности как студентов, так и педагогов колледжа.

Следствием отрицательной психологической безопасности образовательной среды являются:

-эмоциональный дискомфорт;

- нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;

-неуважительное отношение к себе;

-потеря личного достоинства;

-нежелание обращаться за помощью,

-игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его студентов и взрослых;

-невнимательность к просьбам и предложениям.

Формы психологического насилия:

1.Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей студентов колледжа);

2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);

3.Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)

Проявления психологического насилия в образовательной среде колледжа:

-публичное унижение;

-оскорбление;

-высмеивание;

-угрозы;

-обидное обзывание;

-принуждение делать что-то против своего желания;

-игнорирование;

-неуважительное отношение;

- недоброжелательное отношение.

Результаты исследования мнения педагогов о факторах, отрицательно влияющих на психологическую безопасность образовательной среды[4,С.98] представлены на (рис.2).

Рисунок 2- Факторы, отрицательно влияющие на психологическую безопасность образовательной среды[7,С.84]

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе развития общества безопасность должна обеспечиваться не тепличностью условий, а в рамках деятельностной парадигмы образования - умением субъектов образования регулировать опасности и риски, управлять ими.

Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды учреждения и защищенности от психологического насилия.

Условия организации безопасной образовательной среды в колледже следующие:

-активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития студента в течение учебного дня в школе;

-эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

-повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.

Соотнесение данных об изменении индекса безопасности организуемой образовательной среды педагогического колледжа и показателей качества образования позволило утвердиться в том, что проектирование педагогических ситуаций, обеспечивающих регуляцию опасностей и рисков достижения качества образования, стало основанием для продуктивного изменения отношения студентов к обучению в педагогическом колледже и получению профессии.

Основные задачи организации безопасной образовательной среды в среднем профессиональном образовательном учреждении:

-выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях ССУЗа (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником – педагогом, психологом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих образовательному учреждению);

-отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду колледжа как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития современного ребенка (экспериментальная модель «Колледж без стрессов»);

-обосновать условия организации такого типа образовательной среды и требования к ее эффективной организации, относящихся ко всем участникам, отвечающим за обучение, воспитание, развитие студентов, включая систему задач и действий, для каждого участника педагогической ситуации;

-обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, студентов в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в ходе учебно-воспитательного процесса в колледже;

- составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;

-сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

Таким образом, все вышеизложенное позволило сделать вывод о том, что в основе обеспечения психологической безопасности образовательный среды колледжа- прогнозирование, обнаружение, регуляция и ликвидация опасностей и рисков достижения качества образования. Ядром ее организации выступает психолого-педагогическая направленность коллектива на проектирование ситуаций, регулирующих опасности и риски достижения качества среднего профессионального образования. Управление психологической безопасностью образовательной среды в данном контексте должно опираться на принципы организации психологической защищенности личности; принцип опоры на развивающее образование; принцип помощь в социально-психологической умелости, входящие в концепцию гуманизации образования [2, 8]. При этом основой конструирования психологической безопасности выступает внутриличностное общение, свободное от психологического насилия во взаимодействии. Результирующим ее итогом является психологически здоровая личность.


Литература:

1.Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Дисс... докт. психол. наук. - СПб., 2002. - 386 с.

2.Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дисс. ...докт. псих. наук. - М., 2000. - 360 с.

3.Дятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Проблемы информационной безопасности человека и задачи экологического образования // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал, 2006. -№2. - www. science-education.ru/number2.htm

4.Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости психологической безопасности образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2007. - №3. - С.98-110.

5.Ковров В.В. Психологическая безопасность образовательной среды : состояние и возможности психологической коррекцит. М.: ЦЭПП МГППУ, 2010 - 225 с.

6.Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. - М.,из-е 2-е доп. 2009. - Том I. - С.39-47.

7. Сидорова Л.З. Проектирование педагогических ситуаций как средство организации безопасной образовательной среды колледжа // Современные проблемы науки и образования.– 18.05.2011- С. 84-89 

8.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.:Смысл, 2001.- 366 с.

9.Тавровская М.В. Развитие эстетического потенциала образовательной среды средствами информационных технологий: Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2007 – 24 с.

10.Чернобай, Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды / Е.В. Чернобай // Педагогика. - 2009. - №7. - С.78-82.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): образовательной среды, безопасной образовательной среды, образовательной среды колледжа, безопасности образовательной среды, организации безопасной образовательной, безопасностью образовательной среды, психологической безопасностью образовательной, психологической безопасности образовательной, достижения качества образования, психологического насилия, образовательной средой, образовательной среды образовательного, образовательной среды педагогического, участников образовательной среды, образовательной среды средствами, комфортной образовательной среды, типа образовательной среды, информационно-коммуникационной образовательной среды, безопасность образовательной среды, Управление психологической безопасностью.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос