Изучение психологической безопасности образовательной среды для субъектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 21.06.2018

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Ядне А. Э. Изучение психологической безопасности образовательной среды для субъектов // Молодой ученый. — 2018. — №25. — С. 330-334. — URL https://moluch.ru/archive/211/51599/ (дата обращения: 19.09.2019).



Проблема возрастающей защищенности личности от психологического насилия в образовательной среде.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость среды.

Проблема обеспечения психологической безопасности индивиды и общества в целом, связана с усилением воздействия неблагоприятными факторами внешней среды на личность, а также с тем, к чему подобные риски могут привести в перспективе. Такие условия, как усложнение факторов внешней среды, постоянный информационный прессинг, который носит системный характер, требуют от личности умения обстрагиваться и адаптироваться, что не всегда является возможным.

Психологическая безопасность связана с совокупностью внешних условий, оказывающих влияние на индивида, при которых максимально раскрывается его природа, а психическое здоровье связано с его личностным развитием. Таким образом, понятия психологической безопасности и психического здоровья являются взаимосвязанными. проблема обострения неопределенности образовательной среды все более обостряется, что требует исследования и описания среды для каждого конкретного учреждения. [2, c. 94]

Психологизация образовательной среды, которая ставит перед собой целью создание безопасных условий труда и учебы, сохранение и укрепление психологического здоровья членов, защита от любых видов и форм дискриминации, в настоящее время выступает как альтернатива существующей агрессивной социальной среде. Важным условием является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. Необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где бы личность востребовалась и свободно функционировала, где бы все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. [1, c.58]

Объект исследования: образовательная среда МКОУ АШИ.

Предмет исследования: условия безопасности образовательной среды МКОУ АШИ.

Цель: выявление психолого-педагогических условий безопасности образовательной среды в МКОУ АШИ.

Теоретические: синтез, изучение и реферирование источников по выбранной теме, аналогия и моделирование.

Эмпирические: наблюдение за объектами исследование, измерение значимых характеристик, сравнение и анализ полученных результатов.

База исследования: исследование проводилось на базе МКОУ АШИ с. Антипаюта в течении двух месяцев (январь — февраль 2018 г.). В исследовании приняло участие 49 респондентов: 26 воспитанников младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 11 лет, 23 подростка в возрасте от 12 до 17 лет.

Проблема обеспечения психологической безопасности индивиды и общества в целом, связана с усилением воздействия неблагоприятными факторами внешней среды на личность, а также с тем, к чему подобные риски могут привести в перспективе. Такие условия, как усложнение факторов внешней среды, постоянный информационный прессинг, который носит системный характер, требуют от личности умения обстрагиваться и адаптироваться, что не всегда является возможным.

Психологическая безопасность связано с совокупностью внешних условий, оказывающих влияние на индивида, при которых максимально раскрывается его природа, а психическое здоровье связано — с его личностным развитием. Таким образом, понятия психологической безопасности и психического здоровья являются взаимосвязанными. проблема обострения неопределенности образовательной среды все более обостряется, что требует исследования и описания среды для каждого конкретного учреждения.

Цель данной диагностики — изучение уровня психологической безопасности МКОУ АШИ.

Гипотеза: состояние образовательной среды способно влиять на уровень психологической безопасности личности.

Исследование проводилось в декабре 2017 — феврале 2018 гг на базе МКОУ АШИ. В нем принимали участие 26 воспитанников младшего школьникого возраста в возрасте от 7 до 11 лет, 23 подростка в возрасте от 12 до 17 лет, 8 педагогов. Диагностирование с участием родителей воспитанников не представляется возможным, т. к. специфика Антипаютинской школы-интерната такова, что она находится на территории крайнего Севера, их родители ведут кочевой образ жизни, и имеют возможность проводить время с детьми лишь в период летних каникул.

С целью продиагностировать психическое здоровье воспитанников, были использованы методики:

– опросник самоотношения (В. В. Столин),

– индивидуально-типологический детский опросник (Л. Н. Собчик),

– самоактуализационный тест (Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская)

Диагностика характеристик безопасности среды проводилась при помощи анкеты-опросника «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников и педагогов, разработанной И. А. Баевой

Проанализированы показатели безопасности образовательной среды и представлены следующие результаты. Результаты диагностики по интегральному показателю отношения к образовательной среде демонстрирует, что большинство участников относятся к ней положительно, а именно 78 % респондентов младших школьников, 69 % подростков и 62 % педагогов.

Педагоги, в среднем, более негативно относятся к образовательной среде 11 %), чем подростки (9 %) и младшие школьники (6 %). Нейтральное отношение зафиксировано у 26 % младших школьников, 22 % у подростков и 27 % у педагогов. Данные можно представить в виде графика на рисунке 1.

Рис. 1. Интегральный показатель отношения к образовательной среде [Источник: составлено автором]

Результаты изучения данного показателя представлены в таблице 1., где * отмечены те характеристики образовательной, которые респонденты считают для себя наиболее важными.

Таблица 1

Степень удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды

Значимые характеристики

Степень удовлетворенности

Младшие школьники

Подростки

Педагоги

Взаимоотношения педагогов и

воспитанников*

3,09

2,78

2,75

Эмоциональный комфорт*

3,29

1,24

3,31

Возможность проявить

инициативу

1,25

1,21

1,2

Учет личных проблем и затруднений

0,65

0,63

0,94

Внимание к просьбам

предложениям

1,29

1,17

1,34

Уважительное отношение к себе*

2,40

2,35

2,06

Возможность высказать свою точку зрения*

1,78

1,99

1,12

Общий индекс удовлетворенности

0,48

0,47

0,46

[Источник: составлено автором]

В ходе проведения диагностики по детскому индивидуально-типологическому опроснику, у учащихся также присутствует показатель тревожности. Показатель «агрессивность» находится в пределах нормы. Стоит отметить, что результаты подростков по показателю «саморуководство» находится на низком уровне, что говорит о том, что подростки испытывают трудности со структурированием собственной деятельности, поэтому нуждаются в направлении по принципу «из вне». Также диагностика по показателю «самообвинение» демонстрирует низкий уровень самокритичности, ответственности и готовности взять вину на себя за собственные ошибки и недостатки.

Методика «Направленность личности в общении (НЛО) показала, что доминирующая направленность в общении воспитанников является конформная, которую показали 24 % респондентов. Авторитарную направленность проявляют, в среднем, 20 % воспитанников младшего школьного возраста и подростков. 14 % и 15 % отдается индифферентной направленности личности, что означает частый уход от общения. Наименьший показатель у диалогической направленности личности в общении (1–3 %), что трактуется как взаимное доверие, открытость и уважение собеседников.

Рис. 2. Направленность личности в общении

Показатель эмоциональной напряженности воспитанников младшего школьного возраста — 17 баллов, подростков — 13 баллов. Это объясняется тем, что младшие воспитанники более ранимы и обидчивы.

Характеристики психического здоровья самих педагогов диагностировались с помощью использования теста самоактуализации автора В. В. Столина. Результатом явилось то, что способность к самоактуализации педагогов интерната МКОУ АШИ расположена в интервале 45–55Т баллов. Также, что интересно, наименее выраженным показателем является показатель «самообвинения» (55 баллов), что означает низкую критичность к себе, собственным действиям и ошибкам.

В качестве диагностики эмоционального состояния была использована методика автора В. В. Бойко «Синдром эмоционального выгорания». Получены следующие результаты диагностики: наиболее выраженным показателем является Резистенция (56 баллов), далее напряжение и истощение. Данные показатели можно определить, как синдром «редукция» (18, 5), что объясняется тем, что чаще всего педагоги стараются упростить и облегчить свои профессиональные обязательства, избегать деятельности, связанной с большими эмоциональными затратами.

Для общей диагностики безопасности образовательной среды использовалась методика И. А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы». В результате проведения диагностики по данной методике по первому показателю (удовлетворенность образовательной средой), у большей части воспитанников 68 % было выявлено положительное отношение к образовательной среде, 23 % продемонстрировали нейтральное отношение и 9 % процентов респондентов наблюдается негативное отношение. Данные представлены на графике 3.

Рис. 3. Степень удовлетворенности образовательной средой

Условия психологической безопасности среды образовательного учреждения также зависит от материально-технического обеспечения, с чем в МКОУ АШИ наблюдаются наибольшие затруднения. Помещения, в которых проживают воспитанники, являются слишком тесными. В одной комнате, средняя площадь которой, в среднем в школе-интернате, 42 , могут проживать до 16 человек. Такая теснота накладывает определенные ограничения физического и психологического плана, непосредственно, на самих воспитанников.

Также фактором риска может являться то, что ни педагоги, ни, тем более, воспитанники не имеют никакого представления о психическом здоровье и психологической безопасности. Следовательно, невозможно говорить об осознанном, целенаправленном формировании безопасной психологической среды без осведомления всех ее участников.

Как уже отмечалось ранее, в связи с со спецификой функционирования МКОУ АШИ и ее географическим положением, воспитанники видят своих родителей лишь в период летних каникул. Такое расставание особо тяжело переживается воспитанниками младшего школьного возраста, т. к. они надолго лишаются родительской поддержки и остаются «беззащитными» перед возможными проявлениями негативного характера, а иногда подвергаются психологическому и физическому насилию со стороны более старших воспитанников.

Таким образом, субъективные оценки участников образовательной среды дали возможность описать уровень психологической безопасности с их точки зрения. Наиболее защищенными чувствуют себя педагоги и подростки. Младшие школьники наиболее всего подвержены пагубному влиянию деструктивных психологических факторов, таких, как: оскорбления и неуважительное отношение. Показатели индекса удовлетворённости образовательной средой в трех группах резидентов находится на среднем уровне. Общий уровень безопасности психологической среды можно охарактеризовать как средний с тенденций к постепенному снижению уровня.

Доказано, что психологическая безопасность является ведущей характеристикой, определяющей развивающий характер образовательной среды. Она может выступать как основание для проектирования и моделирования психологических условий обучения и воспитания, одновременно способствуя укреплению и развитию психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение//Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru.- 2014. № 3 С. 1–14.
  2. Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях: учебник / В. А. Дмитриевский- М.: 2002. — 211 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, психологическая безопасность, АШа, психическое здоровье, воспитанник, младший школьный возраст, внешняя среда, педагог, подросток, информационный прессинг.


Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Психолого-педагогические условия создания безопасной...

Работа психолога по созданию психологически безопасной... Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, образовательная среда, подростковый возраст. Психологическая безопасность – это состояние психологической...

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость

Цель: выявление психолого-педагогических условий безопасности образовательной среды в МКОУ АШИ.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст]

Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?

Психологическая безопасность образовательной среды...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Психология безопасной профессиональной деятельности...

психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности.

Психологически безопасная образовательная среда — условие... Учебные учреждения являются субъектами безопасности.

Управление психологической безопасностью образовательной...

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного

Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью личности как студентов, так и педагогов колледжа.

Психологически безопасная образовательная среда — условие...

Моделирование психологической безопасности образовательной среды должно строиться на основании

Дубровина И. В. Психологическое здоровье детей и подростков.

Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст.

Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Психолого-педагогические условия создания безопасной...

Работа психолога по созданию психологически безопасной... Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, образовательная среда, подростковый возраст. Психологическая безопасность – это состояние психологической...

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость

Цель: выявление психолого-педагогических условий безопасности образовательной среды в МКОУ АШИ.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст]

Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?

Психологическая безопасность образовательной среды...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Психология безопасной профессиональной деятельности...

психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности.

Психологически безопасная образовательная среда — условие... Учебные учреждения являются субъектами безопасности.

Управление психологической безопасностью образовательной...

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного

Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью личности как студентов, так и педагогов колледжа.

Психологически безопасная образовательная среда — условие...

Моделирование психологической безопасности образовательной среды должно строиться на основании

Дубровина И. В. Психологическое здоровье детей и подростков.

Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст.

Задать вопрос