Пути совершенствования безопасной образовательной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 21.06.2018

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Ядне А. Э. Пути совершенствования безопасной образовательной среды // Молодой ученый. — 2018. — №25. — С. 334-338. — URL https://moluch.ru/archive/211/51600/ (дата обращения: 23.01.2020).



Проблема возрастающей защищенности личности от психологического насилия в образовательной среде.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость среды.

Психологизация образовательной среды, которая ставит перед собой целью создание безопасных условий труда и учебы, сохранение и укрепление психологического здоровья членов, защита от любых видов и форм дискриминации, в настоящее время выступает как альтернатива существующей агрессивной социальной среде. Важным условием является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. Необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где бы личность востребовалась и свободно функционировала, где бы все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. [2, c. 58]

Объект исследования: образовательная среда МКОУ АШИ.

Предмет исследования: условия безопасности образовательной среды МКОУ АШИ.

Цель: выявление психолого-педагогических условий безопасности образовательной среды в МКОУ АШИ.

Теоретические: синтез, изучение и реферирование источников по выбранной теме, аналогия и моделирование.

Эмпирические: наблюдение за объектами исследование, измерение значимых характеристик, сравнение и анализ полученных результатов.

База исследования: исследование проводилось на базе МКОУ АШИ с. Антипаюта в течении двух месяцев (январь — февраль 2018 г.). В исследовании приняло участие 49 респондентов: 26 воспитанников младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 11 лет, 23 подростка в возрасте от 12 до 17 лет,

Важной задачей психологической безопасности становится определение интегративного ресурса психологических возможностей человека, которые будут в состоянии обеспечить его психологическую неприкосновенность.

Образовательная среда, являющаяся психологически безопасной, имеет референтную значимость для удовлетворения основных потребностей субъектов в личностно-доверительном общении. Результатом этого является формирование психически здоровой личности. Психологическая безопасность — это состояние среды, в которой ее участники ощущают состояние комфорта, безопасности и собственной значимости психологически безопасная образовательная среда включает в себя отсутствие психологического насилия для индивида, рефератную значимость для участников образовательной среды, а также возможность развития личности. Значение формирования психологической безопасности в образовательном учреждении состоит в том, что она способствует развитию психологически здоровой и полноценной личности, которая будет способна достойно справляться с жизненными трудностями.

Необходимо отметить, что в настоящее время, категория психологической безопасности определяется в следующих аспектах:

– Как система межличностных отношений, которые должны индивида, вызывать чувство принадлежности к группе;

– Как особое состояние образовательной среды, которое является свободным от насилия психологического характера, а также способствующее удовлетворению потребности в личностно-доверительном общении.

– Как система мер, целью которой является предотвращение угрозы развития полноценной, психически здоровой личности; [1, c. 92]

В качестве основных угроз психологической безопасности в школе принято выделять следующие: неудовлетворённость потребности индивида в личностно-доверительном общении, наличие психологического насилия в среде, снижение, либо же полное отсутствие референтной значимости образовательной среды.

Модерирование безопасной психологической защиты в образовательной среде должно происходить на основании следующих принципов:

– психологическая защита личности;

– Опора на развивающее образование;

– Помощь в формировании социально-психологической умелости. [3, c. 117]

Работа службы сопровождения по созданию психологической безопасности образовательной среды реализует воспитательную функцию через создание специально организованных психолого-педагогических условий не только для развития, но и для формирования личности участников образовательного процесса.

Анализ уровня безопасности образовательной среды МКОУ АШИ дал следующие результаты:

Таким образом, субъективные оценки участников образовательной среды дали возможность описать уровень психологической безопасности с их точки зрения. Наиболее защищенными чувствуют себя педагоги и подростки. Младшие школьники наиболее всего подвержены пагубному влиянию деструктивных психологических факторов, таких, как: оскорбления и неуважительное отношение. Показатели индекса удовлетворённости образовательной средой в трех группах резидентов находится на среднем уровне. Однако, педагоги склонны мене положительно оценивать образовательную среду, чем воспитанники. Общий уровень безопасности психологической среды можно охарактеризовать как средний с тенденций к постепенному снижению уровня. Дополнительно можно выделить следующие факторы риска МКОУ АШИ:

– Тесные помещения;

– Несформированность представлений о психологической безопасности и психическом здоровье;

– Нахождение в школе-интернате без родительской опеки;

– Слабая защищенность воспитанников младшего школьного возраста.

Для совершенствования образовательной среды были разработаны определенного рода методы. Главной проблемой состояния психологической безопасности МКОУ АШИ является неразвитость и неэффективность психологического сопровождения образовательной среды. Закономерным следствием этого является угроза психологического насилия для воспитанников и педагогов, в большей части угроза для воспитанников младшего школьного возраста. В жизни интерната всегда присутствуют определенного рода трудности, которые невозможно разрешить без профессиональной помощи психолога. Поэтому, воспитанники, чаще всего, остаются без квалифицированной психологической поддержки.

В направлении межличностной защиты субъектам образовательной среды будет разъясняться о содержании и важности психологической безопасности, об эффективных способах межличностного взаимодействия между самими воспитанниками, между воспитанниками и педагогами, а также внутри самого педагогического коллектива.

Работа в направлении психологической саморегуляции — это, прежде всего, возможность осознания субъектом образовательной среды, что он сам — возможный источник психологического насилия для других субъектов. Осознание является важной частью на пути к работе с третьим направлением.

Работа со способами внутриличностной защиты позволит субъектам и узнать о способах «психологической самозащиты» от попыток применения психологического насилия, а также применить их на практике. Также в этом направлении будут осуществлены тренинги психологического умения.

Роль педагога в процессе психологического сопровождения огромна. Поэтому, его функция — создание для воспитанников интерната психологически положительного фона, чувства уверенности в том, что педагог — тот человек, который способен поддержать и ответить на все вопросы. С этой целью с педагогами будет проводиться психологическое консультирование, которое будет включать в себя: семинары, индивидуальные и групповые беседы, а также социально-психологические тренинги на основе методики И. А. Баевой. В ходе тренинга будут детально рассмотрены практические ситуации, которые связаны с проблемой психического здоровья и безопасности воспитанников. Цель данного тренинга: формирование навыка обеспечения психологической безопасности личности ребенка, а также поиск эффективного взаимодействия на основе сотрудничества с воспитанниками.

– Данный тренинг будет проводиться систематически, начиная с 1 сентября 2018 года.

– Программа тренинга состоит из 4 занятий, каждое из который будет проводиться 1 раз в неделю в течение 4–6 недель.

– Площадка для проведения тренинга — лекционный зал в здании интерната;

– Время проведения тренинга — 12:00–13:30, т. к. большая часть детей в это время находиться в школе, остальная половина посещает секцию самоподготовки;

– Тренером является школьный психолог, либо педагог, документально подтвердивший свои знания в области психологической безопасности посредством обучения или курсов повышения квалификации;

Более подробно содержание тренинга для педагогов расписано в приложении 5.

В качестве главной работы с воспитанниками можно обозначить обучение способам и методам саморегуляции, обучению эффективному взаимодействию со сверстниками и педагогами, умению преодолевать стресс и конструктивно выходить из конфликтных ситуаций. Поэтому, обучение и подготовка воспитанников должны быть направлены на формирование у них:

– Эффективных психических процессов (внимание, память, восприятие);

– Волевых качеств (силы воли, адекватной самооценки, уверенности в собственных силах, смелости и решительности);

– Стабильности психических реакций, который характеризуется адекватным оптимальным уровнем возбуждения ребенка в ответ на различные раздражители;

– Способности воспитанника противостоять возможным деструктивным факторам среды, которые несут в себе угрозу для психического и физического здоровья ребенка;

– Умения самоорганизации и контроля в различные рода ситуациях, в том числе кризисных и экстремальных

– Умения подавлять либо переводить в другое, более мирное русло (сублимировать) состояния гнева, агрессии, паники и страха;

Поэтому, в занятия для воспитанников МКОУ АШИ были обязательным образом включены упражнения по технике управляемого дыхания, управление вниманием и создание чувствительных образов. Занятия также будут осуществляться в виде групповых тренингов, с учетом психовозрастных характеристик воспитанников, в ходе которых будут проведены ролевые игры и мозговой штурм, т. к. целесообразно строить обучение в игровой форме. Результатом проведения тренинга ожидается формирование определенного алгоритма поведения воспитанников, который с течением времени и постоянной диагностикой, станет нормой поведения. Целевые группы тренинга:

1) Воспитанники младшего школьного возраста (1–4 классы);

2) Младшие подростки (5–8 классы);

3) Старшие подростки (9–11 классы).

Учитывая большое количество воспитанников интерната, (230 человек), каждая из целевых групп будет дополнительно подразделяться на 2 подгруппы для удобства проведения тренинга. Следует выделить ряд конкретных характеристик планируемого занятия:

– Как и в случае с педагогами, данный тренинг будет проводиться систематически, начиная с 1 сентября 2018 года.

– Тренинг будет проводиться 1 раз для каждой группы каждые полгода;

– Площадка для проведения тренинга — лекционный зал в здании интерната;

– Время проведения тренинга. Учебные дни: с 10:00 до 11:30 для учащихся второй смены, 17:00 до 18:30 для учащихся 1 смены. Каникулы: 11:00–12:30

– Тренером является школьный психолог, либо педагог, документально подтвердивший свои знания в области психологической безопасности посредством обучения или курсов повышения квалификации;

Помимо тренинга, психологу необходимо проводить индивидуальную коррекционную работу с воспитанниками, пережившими психотравматическое деструктивное воздействие. Период проведения таких занятий целесообразен по индивидуальному плану для подобных воспитанников.

Весьма важным элементом обеспечения должного уровня психологической безопасности образовательной среды представляется дальнейшее повышение квалификации педагогов МКОУ АШИ и других образовательных учреждений в системе дополнительного профессионального образования в области изучаемого предмета, т. е. психологической безопасности. Оно строится на рассмотрении системы задач, которые моделируют различные типы реальных ситуаций в образовательной среде и за ее пределами, направленные на формирование системы психологической защиты среды и личности. Данное предложение будет внесено на повестку дня в Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа как перспективное направление развития образовательной среды.

Целесообразно сформировать план реализации мероприятий для педагогов и школьников, в котором будет отмечено периодизация проведения семинаров, бесед и тренингов. Данный план детально показан в таблице 1.

Таблица 1

План реализации мероприятий вМКОУ АШИ

Мероприятия для педагогов

Мероприятие

сен

окт

ноя

дек

Семинар «Психологическая безопасность образовательной среды»

Период с 1 сентября — 8 сентября

Социально-психологический тренинг «Формирование психологической безопасности личности и среды»

Период с 18 сентября — 30 октября

Беседа «Эффективные пути взаимодействия»

Период с 10–17 ноября

Мероприятия для воспитанников

Социально-психологический тренинг «Психологическая защита и способы эффективного взаимодействия»

1–7 ноября (Период осенних каникул)

[Источник: составлено автором]

Занятия с педагогами были выстроены таким образом, что в качестве первого мероприятия будет проводиться семинар, который носит теоретический характер и имеет цель ознакомить педагогов с основным понятиями и характеристиками психологической безопасности образовательной среды. Тренинг проводится как основная практическая часть, за которым, с небольшим временным интервалом, следует проведение беседы, которая будет осуществляться в форме дискуссии для закрепления практических знаний и умений педагогов.

Несмотря на то, что проблема психологической безопасности образовательной среды является значимой, в отечественной педагогической науке присутствует сравнительно небольшое число исследований на эту тему.

Проведенное исследование позволило обосновать необходимость психологической безопасности в образовательной среде и предложить систему психологических технологий по ее созданию. Психологическая безопасность может также являться показателем эффективности деятельности службы сопровождения в школе, минимизируя усилия по ряду традиционных направлений психологической работы службы практической психологии в образовании. Снижение психологического насилия во взаимодействии в школе, как социальном институте, может выступать пропедевтическим моментом снижения деструктивных насильственных действий в обществе в целом. Психологическая безопасность, переживаемая участниками как состояние защищенности от психологического насилия, удовлетворенности основных потребностей в личностно-доверительном общении, реализованная в референтной значимости школьной среды, является условием, запускающим позитивные возможности психического и профессионального развития всех участников учебно-воспитательного процесса — учеников, учителей, родителей.

Литература:

  1. Агузумцян Р. В., «Психологические аспекты безопасности личности» / Р. В. Агузумцян, Е.Б. — СПб.Миракс, 2016–295 с.
  2. Баева И. А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: учебник / Баева И. А. — СПб:, 2007. — 270 с.
  3. Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных завидениях: учебник / В. А. Дмитриевский- М.: 2002. — 211 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, психологическая безопасность, АШа, психологическое насилие, педагог, воспитанник, младший школьный возраст, личностно-доверительное общение, психическое здоровье, референтная значимость.


Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности...

В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.

Изучение психологической безопасности образовательной...

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость среды.

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Психология безопасной профессиональной деятельности...

психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности.

Психологически безопасная образовательная среда — условие... Учебные учреждения являются субъектами безопасности.

Психологически безопасная образовательная среда — условие...

В образовательной среде важность изучения психологической безопасности личности определяется тем, что

А также референтная значимость, психологическая защищенность, удовлетворенность потребности в личностно-доверительном общении.

Психолого-педагогические условия создания безопасной...

Работа психолога по созданию психологически безопасной... Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, образовательная среда, подростковый возраст. Психологическая безопасность – это состояние психологической...

Управление психологической безопасностью образовательной...

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического

2. референтную значимость окружения; 3. удовлетворенность в личностно-доверительном общении.[2,С.44].

Система мониторинга психологической безопасности...

Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности, укрепляют психическое здоровье.

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

‒ сохранность психики человека; среда, создающая защищенность для личности, свободная от проявлений психологического насилия, способствующая удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении...

Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности...

В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.

Изучение психологической безопасности образовательной...

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость среды.

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык...

Психология безопасной профессиональной деятельности...

психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности.

Психологически безопасная образовательная среда — условие... Учебные учреждения являются субъектами безопасности.

Психологически безопасная образовательная среда — условие...

В образовательной среде важность изучения психологической безопасности личности определяется тем, что

А также референтная значимость, психологическая защищенность, удовлетворенность потребности в личностно-доверительном общении.

Психолого-педагогические условия создания безопасной...

Работа психолога по созданию психологически безопасной... Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, образовательная среда, подростковый возраст. Психологическая безопасность – это состояние психологической...

Управление психологической безопасностью образовательной...

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического

2. референтную значимость окружения; 3. удовлетворенность в личностно-доверительном общении.[2,С.44].

Система мониторинга психологической безопасности...

Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности, укрепляют психическое здоровье.

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

‒ сохранность психики человека; среда, создающая защищенность для личности, свободная от проявлений психологического насилия, способствующая удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении...

Задать вопрос