О необходимости использования психологической помощи судебными приставами-исполнителями
Авторы: Тупикова Оксана Александровна, Проскурякова Лариса Александровна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Челябинск, март 2011)
Статья просмотрена: 608 раз
Библиографическое описание:
Тупикова, О. А. О необходимости использования психологической помощи судебными приставами-исполнителями / О. А. Тупикова, Л. А. Проскурякова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 129-130. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/50/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время осуществляется становление психологической службы в исполнительной системе РФ. Данная ситуации обусловлена тем, что судебный пристав обязан профессионально выполнять деятельность одного из государственных исполнителей, жестко руководствуясь приказами и иными правоустанавливающими документами, что, несомненно, указывает на специфические психологические особенности профессии.
Людям данной профессии необходима соответствующая психологическая помощь, т.к. нервно-психические перегрузки, вызванные спецификой исполнительной службы, приводят к развитию у судебных приставов стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, к появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных психических заболеваний, что приводит к снижению интереса студентов-юристов к данной профессии, вызывает снижение мотивации к деятельности, проявляющейся в профессиональной неуспешности уже работающих служебными приставами людей [2, с. 39].
Данная служба обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего не возможно решение значительной части экономических проблем современной России, что указывает на социальную значимость этой профессии. В связи с тем, что должности судебных приставов введены недавно (ФЗ "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 г. № 119) и исследований по этой проблеме пока не проводилось, необходима дальнейшая работа по данной проблематике. Этим обуславливается новизна нашего исследования.
Вышеизложенное определило цель нашего научного исследования.
Цель: разработка программы тренинга развития профессионально-важных качеств для повышения профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей.
Гипотеза: тренинг развития профессионально-важных качеств (стрессоустойчивости, инициативности и самоконтроля) повышает профессиональную успешность судебных приставов-исполнителей.
Материалы и методы исследования:
Исследование проводилось с сентября 2009г. по февраль 2011г. Выборку составили 13 человек судебных приставов-исполнителей (12 женщин и 1 мужчина, все респонденты в возрасте от 24 до 56 лет). Для проведения исследования использовались следующие методы:
Профессиографические (анализ литературы, нормативно-правовых актов, анализ продуктов деятельности, наблюдение);
Эмпирические (психодиагностическое тестирование, проведение тренинга);
Математико-статистические (вычисление первичных статистик, корреляционный анализ (критерий Пирсона), определение достоверности различий (критерий Стьюдента)).
Изучение профессионально-важных качеств осуществлялось с помощью методик:
1) опросник «определение нервно-психического напряжения» Т.Немчина;
2) опросник на выявление свойств темперамента Б.Н. Смирнова;
3) методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге;
4) тест А. Ассингера на оценку агрессивности в отношениях;
5) методика исследования волевых качеств личности;
6) тейпинг-тест на определение свойств нервной системы;
7) методика оценки профессиональной успешности.
В основу нашего исследования были положены следующие методологические принципы: детерминизма (данный методологический принцип психологии предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений), принцип научности, а также принцип развития [1, с. 21].
Результаты работы:
Респондентов исследовали по следующим профессионально важным показателям: нервно-психическое напряжение, свойства темперамента, стрессоустойчивость и социальная адаптация, агрессивность в отношениях, волевые качества, свойства нервной системы, профессиональная успешность.
В ходе исследования было выявлено, что у 15,4% респондентов – низкий уровень сопротивляемости стрессу, у 23% – пороговый, у 61,5% – высокий уровень сопротивляемости. Низкий уровень сопротивляемости стрессу говорит о том, человек плохо сопротивляется различным стрессовым факторам, что в свою очередь негативно сказывается на успешности в профессиональной деятельности.
Уровень инициативности и самостоятельности у большинства опрошенных (61,5%) находится на среднем уровне, у 23% - на низком и у 15,5% - на высоком. Инициативность относится к одном из волевых качеств личности. Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели.
По результатам тестирования было выявлено, что у большинства (46%) респондентов средний уровень самоконтроля, у 15,5% – низкий уровень и у 38,5% – высокий уровень самоконтроля. Так как деятельность судебного пристава-исполнителя несет большие психологические нагрузки, самоконтроль также является одним из важных профессиональных качеств. Самоконтроль помогает осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы.
Одной из объективных характеристик профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей является количество оконченных и неоконченных исполнительных производств. Для выявления взаимосвязи оцененных профессионально-важных качеств с объективными показателями (число оконченных и неоконченных исполнительных производств) был осуществлен корреляционный анализ данных.
В результате проведенного корреляционного анализа полученных материалов выявлено, что существует положительная связь между количеством оконченных исполнительных производств и уровнем инициативности и самостоятельности; между уровнем смелости и решительности и уровнем целеустремленности, а также взаимосвязь между оконченными исполнительными производствами и уровнем самообладания и выдержки (р ≤ 0,01).
Это говорит о том, что эффективность труда (количество оконченных исполнительных дел на момент отчетного периода) напрямую зависит от инициативности, а также от самоконтроля судебных приставов-исполнителей.
Обратная взаимосвязь наблюдается между количеством неоконченных исполнительных производств и уровнем сопротивляемости стрессу (р≤0,05). Это означает, что чем больше количество неоконченных дел, тем меньше сопротивляемость стрессу.
Полученные данные легли в основу разработки программы тренинга развития профессионально-важных качеств для повышения профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей.
Тренинг проводился 2 раза в неделю по 1-1,5 часа в течение одного месяца, всего 10 часов. Тренинг рассчитан на 8 занятий.
Первая группа занятий была направлена на развитие стрессоустойчивости, вторая – на развитие самоконтроля, третья – инициативности.
Перед и после проведения тренинга респондентам предлагались методики по стрессоустойчивости, самоконтролю и инициативности.
В результате проведения тренинга было выявлено следующее. Уровень стрессоустойчивости повысился на 16,5%, уровень инициативности – на13%, уровень самоконтроля также повысился на 23%. Эти данные в свою очередь повлияли на количество оконченных и неоконченных исполнительных производств. Число оконченных исполнительных производств повысилось на 10%, число неоконченных исполнительных производств понизилось на 12%.
Таким образом, деятельность судебного пристава-исполнителя является важным компонентом государственной службы. Данный вид профессиональной деятельности требует больших психологических затрат. В связи с этим необходимо внедрение психологической помощи в данную структуру.
- Литература:
Носкова О.Г. Психология труда.- М.: Академия, 2004.- 384с.
Толочек В.А. Современная психология труда.- СПб.: Питер, 2005.- 479с.