Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности психологического консультирования родителей дошкольников

Педагогика
25.02.2019
6734
Поделиться
Библиографическое описание
Особенности психологического консультирования родителей дошкольников / Е. Н. Петракова, И. А. Мовчан, Е. С. Ашиткова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56693/.


С точки зрения американских теоретиков и практиков консультирования Д. Коттлера и Р. Брауна, работа с семьей, в отличие от индивидуального консультирования, имеет ряд особенностей [1].

  1. Семейные консультанты видят корни проблем не внутри самой личности, а в более широком контексте взаимодействия людей.
  2. От специалистов в этой области требуется больше активности, директивности и контроля, чем при индивидуальном консультировании.
  3. Семейный консультант должен быть гибким и прагматичным, использовать различные теоретические подходы.
  4. Центром внимания консультанта должны быть организационные структуры и естественный процесс развития семейной системы, ее семейные правила, нормы и объединения внутри семьи.
  5. При определении причин события или поведения важно выяснять, как взаимосвязано поведение разных людей.
  6. Используются модели развития, которые описывают жизненный цикл семьи, включая естественные и предсказуемые перемены, кризисы и конфликты.
  7. Необходимо учитывать зависимость структуры семьи от культуры.
  8. Практика консультирования, в том числе и семейного, во многом определяется методологическими принципами основных психологических школ, прежде всего пониманием личности, детерминации поведения, источника проблематизации, возможности изменений.

Консультирования родителей дошкольников — это не совсем аналогичный вариант «консультирование взрослого, обратившегося со своими проблемами» [1].

В консультировании родителей можно условно выделить две составляющие:

– образовательный компонент (психолог стремится познакомить родителя с возрастной психологией, разъяснить принципы эффективного взаимодействия, т. е. это краткий рассказ о каких-либо психологических закономерностях);

– терапевтический компонент (внимание к эмоциональным переживаниям родителя, поддержка, легализация чувств, отклик на обиды, страхи, разочарования; обращение к иррациональным факторам, лежащим в основе трудностей клиента).

Родительство включает в себя целый букет психологических феноменов: ожидания от ребенка, привычные способы взаимодействия, эмоциональные переживания, часть которых имеет вполне рациональную природу. Родители читают специальную литературу, перенимают опыт других семей, приходят к тем или иным убеждениям. Однако многие родительские установки уходят корнями в их раннее детство и имеют иррациональный характер, поэтому важна роль консультанта, помогающего в осознании того, что и почему делает родитель дошкольника [3].

В процессе консультирования родителей по проблемам ребенка очень значимым является вопрос о необходимости личной терапии родителей. В каких ситуациях имеет смысл рекомендаций психолога.

– Готовность самого родителя

– Выявление скрытого запроса

– Уровень психологических проблем взрослого настолько серьезны, что он не в состоянии оказать помощь ребенку

У психологов масса профессиональных методик, но с одним клиентом-родителем это работает, а с другим нет.

Требуется структура консультирования, последовательность шагов по работе с родителями на результат.

Подходы к методам:

Как эффективно донести до родителя идею совместной работы с психологом, именно работу родителя!

Семья — система, соединение элементов. Поведение ребенка мешает функционировать всей системе. Но если отполировать или поправить одно звено, то родителю все понравится.

Упражнение с рисунками. В этой системе ключевое звено — родители, т. к. дети не могут влиять на «атмосферу», они лишь подстраиваются. Если родитель не согласен работать, то продолжать работу нет смысла.

Рекомендуется фиксировать на бумаге результаты консультации, подписывают обе стороны. После — задание родителю (задание — это механизм запуска движения изменений). Если приходит в следующий раз не выполнив, консультация переносится (разделение ответственности) [2].

Запрос родителя. Родитель: почему он такой? Откуда в нем это?

От качества проработки этого вопроса зависит

– продолжится ли дальнейшая работа с родителем

– будет ли она эффективна

Ключевое понятие, маркер здесь — потребности ребенка в семье, откуда он потом пойдет в д/сад, школу, жизнь.

Исследование степени удовлетворения потребностей ребенка в семье Коррекция должна быть последовательной — с фундамента.

Затем предлагаете выбрать три действия, которые родитель готов применять. Потом отчет и так примерно 3–4 консультации. Опыт показывает, что родитель придет на последующие встречи, т. к. все очень конкретно и реально. Важно учесть: родитель может лгать, скрывать,

Рекомендации: после каждого занятия — анкета (что сделано, какие результаты). В конце курса, особенно если родители не вполне довольны результатом — совместный анализ письменно и прежние анкета. Там могут быть этапы, которые родитель не выполнил [5].

Эффективность деятельности психологического консультирования во многом зависит от уровня сформированности профессиональной позиции. Наполнение профессиональной позиции определяется тремя базовыми характеристиками:

Мировоззренческая — определяется общим представлением о природе и сущности человека, формах, способах и смыслах его сосуществования с другими людьми.

Теоретическая — определяется выбором той или иной теоретической модели консультирования, определяя ориентир в работе.

Эмпирическая — определяется арсеналом средств (методов, методик, техник, технологий), освоенных консультантом, и собственным опытом их использования в качестве инструмента воздействия на семью [4].

Таким образом, психология подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющихся в многообразии форм взаимодействия с дошкольной образовательной организацией. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и психолога детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении психолога к ребенку. Итак, консультирование родителей в работе психолога, занимает значительное место и является основной формой работы. Позиция психолога формируется в процессе всего обучения на базе усвоения основных методологических, философских, психологических педагогических знаний.

Литература:

  1. Архипова, Л. Н. Влияние родительского воспитания на самоотношение школьника. // Вопросы психологии, 2016. — № 3.
  2. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З. А. Богомолова // Дошкольная педагогика, 2010. — № 2.
  3. Веракса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. — МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  4. Верещагина, Н. В. Особенности работы с семьей и консультирования родителей с образовательными потребностями. // Дошкольная педагогика, 2013.
  5. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Выпуски 7–9. Раздаточный материал. — М.: Школьная книга, 2014.
  6. Комарова, Е. И. Менеджмент социальной работы / Е. И. Комарова. — М.: Книга по Требованию, 2014.
  7. Кочетова, Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей / Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина. — М.: Учитель, 2014.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №8 (246) февраль 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 179-181):
Часть 2 (стр. 111-219)
Расположение в файле:
стр. 111стр. 179-181стр. 219

Молодой учёный