Судебные приставы в России представляют собой должностные лица, которые осуществляют принудительное исполнение различных судебных постановлений и решений. Деятельность судебных приставов регулируется Федеральным законом от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», согласно которому, во-первых, судебные лица являются государственными служащими РФ [3]. Они поддерживают порядок деятельности судов по осуществлению функций по контролю и надзору, правоприменительных функций, а также по исполнению судебных актов и актов других соответствующих органов.
При выполнении должностных функций судебные приставы применяют Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» [4]. Сегодня согласно закону судебные приставы относятся к Федеральной службы судебных приставов России (ФССП России).
В зависимости от обязанностей, которые им необходимо выполнять, они подразделяются на:
— судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов, т. е. на судебных приставов по ОУПДС;
— судебных приставов-исполнителей, которые исполняют судебные акты, а также акты и других органов.
Согласно закону судебные приставы должны выполнять задачи по поддержанию порядка деятельности Верховного Суда РФ, Конституционного суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Также они должны исполнять судебные акты и др. акты соответствующих органов согласно законодательству об исполнительном производстве.
Судебный пристав выполняет такие полномочия:
— поддерживает порядок деятельности судов, охрану порядка, а также пропускной режим в зданиях и помещениях;
— по принудительному исполнению судебных актов выполняет исполнительное производство;
— на основе исполнительного документа выполняет меры принудительного исполнения;
— в пределах своей компетенции выполняет производство по делам об административных правонарушениях, а также дознание по различным уголовным делам;
— ведет организацию банков данных, где информация, которая необходима для работы судебных приставов;
— хранит и реализует изъятое или арестованное имущество;
— осуществляет розыск, ребенка, должника и, при этом, взаимодействует с соответствующими органами;
— принимает участие в исполнении решений комиссий по трудовым спорам.
Одним из важных направлений деятельности судебного пристава является административное приостановление деятельности. Данная мера по Кодексу об административных правонарушениях РФ применяется при неисполнении возложенного обязательства или при нарушении законодательства физической или юридической стороной [2]. Стоит сказать, что данная мера может применяться в отношении любого субъекта предпринимательской деятельности, т. е. включая организации, предприятия и предпринимателей.
Согласно законодательству, административное приостановление деятельности применяется судебным приставом в том случае, если он установил факт неисполнения обязательств или нарушения законодательства. Так, подобными нарушениями, могут быть [5]:
— нарушение прав потребителей;
— нарушение трудового законодательства;
— неуплата налогов и др.
Судебный пристав до того, как принимает решение о приостановлении деятельности, в обязательном порядке должен сообщить об этом субъекту предпринимательской деятельности, чтобы он имел возможность исправить ситуацию и устранил выявленные проблемы в установленный срок.
Однако, если выявленные пробелы так и не были устранены, то тогда судебный пристав принимает свое окончательное решение о приостановлении деятельности. Данное решение означает, что субъект предпринимательской деятельности временно не может вести предпринимательскую деятельность. Так, запретом в данный период ему нельзя [6]:
— вести переговоры;
— выполнять финансовые операции;
— заключать договоры;
— получать доходы и др.
В исключительных случаях также судебный пристав может заморозить счета и имущество данного субъекта в целях соблюдения решения об административном приостановлении деятельности.
Срок данного административного приостановления деятельности устанавливается судебным приставом в зависимости от нарушения и его конечных последствий. Такой срок составляет обычно от нескольких дней до нескольких месяцев. Если срок завершается, то субъект предпринимательской деятельности может продолжать свою деятельность, но только в том случае, если он уплатил все налоги и исключил нарушения, которые и были до этого выявлены.
Однако в противном случае, если субъект предпринимательской деятельности по истечении установленного приостановления не уплатил все суммы налога или не исправил нарушения, то тогда срок приостановления продлевается или назначается другая мера, например, установление уголовной ответственности или ликвидация предприятия.
Процедура административного приостановления деятельности является важным этапом в реализации функции законодательства, т. к. направлено на устранение нарушений законов, а также на профилактику возможных нарушений в будущем и восстановление прав и, в конечно счете, направлено на защиту прав и интересов общества и государства.
Сама процедура административного приостановления деятельности состоит из нескольких этапов:
— судебный пристав выполняет проверку и установления самого факта нарушения законодательства и для этого осуществляется сбор всей нужной информации, а также ее полный анализ;
— если судебный пристав находит нарушения, то тогда принимается соответствующее постановление об административном приостановлении деятельности, где в обязательном порядке должны быть ссылки на законодательные акты и четкая формулировка нарушений.
Здесь важно сказать, что принятое судебное постановление может обжаловаться в установленном порядке.
Процедура административного приостановления деятельности в себя включает не только вынесение такого постановления, но и также принятие других мер дополнительного характера по реализации постановления. Например, при невыполнении физическим или юридическим лицом правила о соблюдении срока приостановления деятельности, он может наказываться штрафом или установлением усиленного контроля со стороны государства.
Административное приостановление деятельности является важным этапом в достижении установленных целей, т. к. направлено на устранение нарушений законодательства, а также пресечения возможности совершения подобных правонарушений в будущем, восстановления нарушенных прав субъектов. Перечислены выше основные случаи для административного приостановления деятельности. Ниже рассмотрим дополнительные случаи:
- Невыполнение решения суда о взыскании долга.
- Уклонение от уплаты других обязательных платежей.
- Несоблюдение требований в сфере государственной безопасности.
- Нарушение требований в сфере охраны труда и экологии.
- Систематическое нарушение антимонопольного законодательства.
Это лишь некоторые примеры случаев, в которых судебные приставы могут передавать материалы для административного приостановления деятельности предприятия или организации. Решение о применении таких мер принимается компетентными административными органами в соответствии с законодательством.
Таким образом, одной из важных направлений деятельности судебного пристава является административное приостановление деятельности. Данная мера применяется при неисполнении возложенного обязательства или при нарушении законодательства физической или юридической стороной. Стоит сказать, что данная мера может применяться в отношении любого субъекта предпринимательской деятельности, т. е. включая организации, предприятия и предпринимателей.
Литература:
- Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ)// Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 31.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»// Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Консультант Плюс.
- Брунер, Р. А. Административное приостановление деятельности. Вопросы теории и практики / Р. А. Брунер. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. — 120 c.
- Брунер, Р. А. Административное приостановление деятельности. Вопросы теории и практики. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник»: моногр. / Брунер Роман Александрович. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 949 c.