Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» в работе педагога-психолога по познавательно-речевому развитию в ДОУ
Автор: Жирнова Оксана Сергеевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 15.03.2017
Статья просмотрена: 6047 раз
Библиографическое описание:
Жирнова, О. С. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» в работе педагога-психолога по познавательно-речевому развитию в ДОУ / О. С. Жирнова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 48-54. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/12076/ (дата обращения: 17.12.2024).
Приоритетным направлением работы нашего детского сада являться коррекция и развитие речи. В настоящее время количество дошкольников с речевыми нарушениями растет. И в нашем детском саду «Радуга» таких детей почти 30 %. Поэтому возникла потребность в создании многофункционального дидактического пособия «Путешествие по сказкам» для работы с детьми с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» является авторской разработкой, целью которого является содействие гармоничному познавательно-речевому и сенсорно-моторному развитию ребёнка раннего и старшего дошкольного возраста.
За основу я взяла направление познавательно-речевое развитие. Это направление в своей работе я выбрала не случайно. Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном объеме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому развитию детей.
Познавательно — речевое развитие включает в себя несколько областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы.
Содержание работы по направлению «Познавательно-речевое развитие» включает: сенсорное развитие, развитие познавательно — исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Работать с эти пособием можно с детьми с 1,5 до 7 лет.
Методы и приемы, используемые в работе с пособием «Путешествие по сказкам»:
− наглядные: наблюдения, рассматривание картинок, использование различного дидактического материала из пособия «Путешествие по сказкам» демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
− практические: упражнения, игры, моделирование, проектная деятельность, поисково-исследовательская деятельность.
− словестные: рассказ, чтение, сочинение сказок, вопросы, беседы, викторины, использование художественного слова.
Методы и приёмы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно); словесные игры; музыкально-ритмические и релаксационные упражнения;
Методы и приёмы развития зрительного восприятия: наглядные пособия, панно, магнитная доска, дидактические игры.
Методы и приёмы развития крупной и мелкой моторики: упражнения на координацию речи с движением по лексическим темам, пальчиковые игры — гимнастики, дидактические пособия на развитие мелкой моторики.
Методы и приёмы развития речи: артикуляционная гимнастика, стихи, потешки, сказки.
Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт
Для работы с детьми в нашем детском саду «Радуга» я решила взять за основу хорошо всем известные еще с детства сказки.
Сказки являются средствами познавательно — речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и, соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких проблем в моей педагогической деятельности всегда было использование сказок в разных образовательных областях и видах деятельности детей.
Познавательно-речевое развитие рассматриваю как владение речью, средством общения и культуры; развитие связной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, знакомство детской литературой и устным творчеством, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование предпосылок обучения грамоте.
Актуальность использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников в моей работе состоит в том, что сказка является эффективным средством развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста. Использование сказок в познавательно — речевом развитии строится на интегративном подходе в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Хочется отметить, что цель использования сказок в познавательно-речевом развитии, заключается в том, что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.
В процессе познавательно — речевого развития с использованием сказок формируются высшие психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению, а так же создаются необходимые условия для развития различных форм деятельности: игровой, трудовой, учебной. А для того, чтобы работа в этом направлении стало эффективной, педагогический процесс должен быть: мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГОС ДО и интеграции образовательных областей, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с введением культурных и региональных компонентов.
Сфера применения сказок в познавательно-речевом развитии детей охватывает 13 самых различных видов человеческого мышления и интегрируется во всех пяти областях воспитательно-образовательного процесса, а также в работе с родителями и в формировании предметно-развивающей среды. Хочется отметить, что технология использование мною в работе сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников дает положительные результаты и в достаточном его изучении он с успехом применяется во всех разделах дошкольного воспитания.
В моем пособии я использую не только сказки, но и сенсорные и моторные игры. Знакомство с сенсорными эталонами проводим в увлекательной игровой форме. Дети учатся играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, размер.
Большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной активности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами. Игры, используемые в пособии, позволяют обеспечить у детей совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Далее ознакомимся с содержанием многофункционального дидактического пособия «Путешествие по сказкам».
Само пособие представляет собой папку 40*40см (40*80см) с кармашками, в которых находятся различные игры на основе фланелеграфа, магнитной доски и настольные игры.
Рис. 1. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам»
Рис. 2. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам»
В комплект пособия входят:
− Сказки (театр на плоскости) «Колобок», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Три медведя», «Теремок», «Колобок»;
− Викторины, загадки по сказкам;
− Игра «Расскажи по картинкам» («Колобок», «Репка»);
− Игра-пазлы «Собери правильно», «Откуда фрагмент»;
− Игра «Веселые матрёшки»;
− Игры на логическое мышление, внимание, память «Матрешки», «4й лишний», «Ассоциации», «Чего не хватает»;
− Сенсорно-моторные игры (цвета, фигуры, лабиринты);
− «Сказочное лото», «Цветное лото» и другие.
Сказки можно не только рассказывать, но и проигрывать, а также сочинять. Вопросы по сказке помогают уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения. Игра «Эмоции» позволяет снять психоэмоциональное напряжение детей, развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого лица. Игры-пазлы развивают образное мышление. Небольшие размеры игр в пособии служит подспорьем в развитии мелкой моторики пальцев рук. Игры с геометрическими фигурами, а также картинками разных цветов способствуют развитию сенсорных эталонов и умению различать и называть цвета. Игры из серии «Чего не хватает», «Кто лишний» и т. д. благоприятствуют развитию памяти, внимания, мышления. Игра в лото развивает речь, моторику, знакомит ребенка с окружающим миром, а также в легкой игровой форме обучает математике и логике.
Пособие «Путешествие по сказкам» можно постоянно обновлять: менять сказки, дополнять новыми играми и атрибутами.
Преимущества данного пособия:
- Предназначено для детей от раннего до старшего дошкольного возраста (1,5 до 7 лет), как с нормальным речевым развитием, так и для детей с речевыми расстройствами.
- Возможно использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- Прост в изготовлении, удобен в использовании, легко перемещается из кабинета в кабинет и из группы в группу
- Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное, речевое и сенсорно-моторное развитие.
- Обогащает активный словарь дошкольников, способствует развитию всех сторон речи.
- Способствует развитию таких психических процессов, как память, мышление, воображение, восприятие.
- Развивает познавательный интерес и познавательную активность.
Прогнозируемый результат.
В процессе действий с предметами, у детей накопится определенный опыт, словарный запас, понимание обращенной к нему речи. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начнет активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения сформируется восприятие. На развивающих занятиях, действуя с предметами, дети начнут обнаруживать их отдельные свойства и разнообразие свойств в предмете, разовьется их способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. В связи с чем, у дошкольников повысится уровень развития психических процессов в целом, а также уровень развития восприятия и его свойств. В результате занятий с использованием пособия «Путешествие по сказкам»:
- У детей эмоционально — положительное настроение, без эмоционального и мышечного напряжения;
- Дети умеют объединить свойства предметов в целостный образ предмета, узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства; применяют на практике перцептивные (обследовательские) действия, знают основные свойства предметов, их назначение, особенности.
- У детей развиты восприятие формы, цвета, величины, пространства, чувства ритма, общая и мелкая моторика, координация движений
- Сформирована познавательную активность, любознательность и расширен кругозор детей
- У детей развиваются все стороны речи.
Игры и упражнения, имеющиеся в пособие «Путешествие по сказкам» и реализуемые на занятиях, могут быть использованы психологами, педагогами при организации развивающих занятий с детьми, начиная с раннего до старшего школьного возраста, с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, а также родителями.
«Учите — играя, а воспитывайте детей любя!».
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. – 69 с.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. / Е. С. Евдокимова //Волгоград. «Перемена» 2001 — с. 18
- Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. «Игры в сказкотерапии» / Т. Д. Зинкевич — Евстегнеева, СПб, ООО Из. «Речь», 2008 г.
- Калунина Е. Воспитание сказкой. / Е. Калунина // Ребенок в детском саду. — 2002. — № 5. — с. 73.
- Сухин И. Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников. / И. Г. Сухин. М.: «Новая школа», 1998. – 256 с.