Название пособия: «Логопедическая палитра»
Целевая аудитория: развивающее пособие предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель : замотивировать детей в освоении фонематических процессов и навыку слогового чтения.
Задачи:
– учить выделять заданный звук;
– познакомить детей с образом букв;
– сформировать навык слогового чтения;
– автоматизировать поставленные звуки.
Наше время требует от нас поиска новых методик, технологий, а также дидактических материалов. Сегодня в продаже множество логопедических игр, но я считаю, что пособие, выполненное своими руками, — это не только эффективная альтернатива фабричным играм, воплощение педагогических идей, но и отличный способ заинтересовать ребенка используя свои цели.
Назначение пособия: пособие представляет собой мобильную игру развивающей направленности. Оно способствует формированию и развитию фонематических процессов, а также формирует навык слогового чтения. Знакомит детей с образом букв, готовит к слоговому чтению и позволяет автоматизировать поставленные звуки в слогах и словах.
«Логопедическая палитра» может быть использована логопедами, воспитателями, родителями, гувернерами на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ТНР.
Технические характеристики
Материал : данное пособие представляет собой пластиковую палитру для рисования с ровной поверхностью, на которую приклеены магниты и конверты с предметными карточками на гласные звуки первого ряда: [А], [О], [У], [Э], [Ы], и согласные — [Р], [Л], [С], [З], [Ш], [Ж]. Все карточки заламинированы, двухсторонние и магнитные. С одной стороны, изображён предмет, с другой стороны буква, на которую начинается название данного предмета. Количество карточек — 46. В данном пособие дополнительно имеются магниты с изображением: хрюшек, мышек, фруктов и домашних животных, вязанные гномы — синего, зелёного, красного цветов и весёлые мини смайлики с присосками. Смайликами дети могут не брать картинку руками, а игрушкой. Гномы в данном пособии помогут детям закрепить понятия гласный и согласный звук (буква).
Особенности: все материалы пособия не токсичны, безопасны в использовании, имеют приятную на ощупь текстуру и эстетический вид.
Методическая ценность
Уникальность: пособие «логопедическая палитра» позволяет осуществлять решение нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных нозологических групп и возрастов с учётом разных уровней от легкого до сложного, что немало важно.
Область применения: можно использовать в индивидуальной и подгрупповой профилактической и коррекционной работе узких специалистов, воспитателей и родителей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с ОВЗ.
Задания:
1. «Назови первый звук в слове». Для игры понадобятся конверты с картинками, в которых первый звук гласный. Или конверт(ы) в которых первый звук(и) — согласный. Ребёнок по просьбе взрослого называет картинки, определяет первый звук в слове и кладет ее на палитру. Картинку можно класть буквой вверх.
2. Автоматизация поставленных звуков: [С], [З], [Р], [Л], [Ш], [Ж] в прямых и обратных слогах. У данного задания есть три варианта игры:
а) буква- буква, б) буква — звук и в) звук — звук . В первом варианте буква-буква , ребёнок, выделяя первый звук кладет картинки буквами вверх и по заданию логопеда соединяет их в прямом и обратном направлении. Во втором случае — ребёнок, выделяя первый звук, гласные кладет картинками вверх, а согласный буквой в верх, и в третьем варианте звук — звук, картинки кладутся, не переворачивая на буквы. Ребенок должен назвать слоги, не видя букв в прямом и обратном направлении.
3. Посчитай. «Хрюшки — мышки». Ребенок выкладывает всех хрюшек и мышек на палитру и пересчитывает их. 1-хрюшка, 2-хрюшки, 3,4,5-хрюшек.
4. Ребенку предлагается разделить картинки на группы и назвать их, одним словом. Для этой игры понадобятся магниты с домашними животными и фруктами и 2 палитры.
Результативность данного пособия заключается в том, что, выполняя задания мы достигаем поставленных целей. Дети автоматизируют поставленные звуки, развивают мелкую моторику, знакомятся с образом букв, учатся слоговому чтению, развивают фонематическое восприятие.