Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Дошкольное образование
29.01.2021
156
Поделиться
Библиографическое описание
Кузьменкова, Е. В. Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста / Е. В. Кузьменкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/6012/.


Ключевые слова: речь дошкольников, дидактические пособия, автоматизация, дифференциация.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил [1].

В настоящее время грамотная речь у детей дошкольного возраста встречается очень редко. В речи детей мы нередко наблюдаем многочисленные проблемы:

— несформированность грамматического строя речи;

— использование простых предложений;

— нарушение звукопроизношения;

— неумение использовать связную речь;

— плохая дикция;

— бедность диалогической речи;

— недостаточно развитый словарный запас.

Одной из самых главных задач в работе учителя-логопеда является формирование у детей всех сторон речи. Для продуктивной работы учителю-логопеду необходимо тщательно подбирать дидактические и игровые пособия для того, чтобы занятия не казались скучными и однообразными, а наоборот ребенок испытывал интерес к занятиям, быстрее и правильнее усваивал предложенный материал.

Поэтому данная проблема ведёт к поиску новых приёмов в работе, а именно — использование новых дидактических пособий, которые помогут в работе над всеми сторонами речи.

Пособия, изготовленные своими руками, помогают в устранении речевых нарушений и в активизации высших психических функций, таких как: мышление, память, внимание и повышают работоспособность детей.

Нижеприведенное пособие может использоваться в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми дошкольного возраста при автоматизации и дифференциации звуков.

Данным пособием может пользоваться как логопед, так и воспитатель (во время образовательной деятельности и на логочасе).

Цель: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию всех сторон речи у детей дошкольного возраста.

Логопедическое пособие «Портфель Незнайки». Автоматизация и дифференциация звуков в словах

Область применения: пособие используется для индивидуальной и подгрупповой деятельности детей при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Цель: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи.

Таблица 1

Автоматизация звуков: [Р, Л, С, Ш, Ж, З]

Задачи

Ход

Материал

Коррекционно- образовательные:

— закреплять зрительный образ букв [Р, Л, С, Ш, Ж, З];

— закреплять правильное произношение звуков в словах;

— закреплять понятие «согласный, твёрдый, звонкий»;

— учить определять позицию звука в словах.

Коррекционно-развивающие:

— развитие фонематического слуха;

— развитие мелкой моторики.

коррекционно-воспитательные:

— воспитывать самоконтроль за речью;

— воспитание активности и внимательности на занятии;

— воспитание интереса к занятиям;

— формировать положительную мотивацию на занятии через игровые моменты.

Дети, сегодня к нам пришел Незнайка и принес свой необычный портфель.

Давайте откроем его с разрешения Незнайки.

Посмотрите, здесь какие-то изображения, схемы, карточки со звуками….

А, понятно… Незнайка не умеет правильно выговаривать звук «__» [Р, Л, С, Ш, Ж, З] и определять место звука в слове. Но очень хочет этому научиться.

Вы хотите ему помочь в этом?

В портфеле лежат изображения, в которых есть звук «__» [Р, Л, С, Ш, Ж, З]; схемы, для того, чтобы определить место этого звука в слове.

Наша задача: правильно назвать все изображения и распределить под схемами.

А Незнайка все запомнит и повторит это дома у себя в Цветочном городе.

Незнайка,

портфель Незнайки,

образ буквы,

кармашки с отдельными изображениями,

схемы для определения позиции звука.

Таблица 2

Дифференциация звуков ([Л] — [Р]; [С] — [Ш]; [З] — [Ж])

Задачи

Ход

Материал

Коррекционно-образовательные:

— учить дифференцировать звуки ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]) в словах;

— закреплять умение различать звуки([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]) в словах;

— учить определять позицию звука в слове;

— учить сравнивать, различать и правильно произносить звуки на материале слов.

Коррекционно-развивающие:

— развитие фонематического слуха;

— развитие мелкой моторики.

коррекционно-воспитательные:

— воспитывать самоконтроль за речью;

— воспитание активности и внимательности на занятии;

— воспитание интереса к занятиям;

— формировать положительную мотивацию на занятии через игровые моменты.

Дети, сегодня к нам пришел Незнайка и принес свой необычный портфель.

Давайте откроем его с разрешения Незнайки.

Посмотрите, здесь какие-то изображения, схемы, карточки со звуками….

А, понятно… Он просит вас научить его различать звуки __ и __ ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]) в словах.

Вы хотите ему помочь в этом?

В портфеле есть много различных картинок со звуками __ и __ ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]). Наша задача научить Незнайку правильно называть все картинки и различать звуки __ и __ ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]).Будем прикреплять картинки под буквой, которую мы произносим в слове.

Незнайка,

портфель Незнайки,

кармашки с отдельными изображениями,

образы букв __и__ ([л] — [р]; [с] — [ш]; [з] — [ж]).

Благодаря таким пособиям в работе учителя-логопеда удается повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста, повысить уровень восприятия, мышления, памяти и внимания дошкольников. Использование дидактических пособий позволяет детям усвоить информацию быстрее и в более интересной форме.

Литература:

  1. Речь. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Речь
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
речь дошкольников
дидактические пособия
автоматизация
дифференциация

Молодой учёный