Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Многофункциональная логопедическая игра «Сказки на ночь»

Коррекционная дошкольная педагогика
06.05.2023
66
Поделиться
Библиографическое описание
Шушкова, Г. Н. Многофункциональная логопедическая игра «Сказки на ночь» / Г. Н. Шушкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 18-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8340/.


Учитель-логопед дошкольного учреждения, не имеющего в своем составе специализированных групп, в течение года проводит большое количество индивидуальных занятий с детьми разного возраста, находящихся на разных этапах коррекционной работы, страдающих различными нарушениями речи (ФНР, ФФН на фоне простой и сложной дислалии, стертой дизартрии).

Проведение занятий в игровой форме или с использованием различных игровых приемов позволит активизировать учебный процесс, способствует развитию внимания, памяти, мышления, формированию представлений об окружающем мире. Кроме того, играя с детьми, можно решать и задачи нравственного воспитания детей, так как развивается целеустремленность, выдержка, самостоятельность, чувство коллективизма, вырабатывается умение действовать в соответствие с принятыми в обществе нормами поведения.

Игры, игровые ситуации в работе логопеда облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.

В своей работе отдаю предпочтение многофункциональным играм и пособиям, использование которых позволяет решить сразу несколько коррекционных задач. Одним из таких пособий является многофункциональное игровое пособие «Сказки на ночь».

Занимательное игровое пособие «Сказки на ночь» предназначено для работы с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью.

Игры и упражнения с пособием направлены на:

– автоматизацию звуков;

– дифференциацию звуков;

– развитие звукового и слогового анализа слов — определение позиции звука в слове, определение количества слогов в слове, определение количества звуков в слове;

– развитие навыков словообразования;

– развитие правильного употребления предложных конструкций — именительный, родительный, винительный, предложный падежи;

– развитие умения составлять предложения, развитие связной речи.

В комплект входят:

– 4 фона с сюжетными картинками для организации сюжета игры;

– Предметные картинки на часто нарушаемые в речи детей звуки (более 20 картинок на каждый звук);

– Схемы;

– Методические рекомендации.

Работа с пособием строится следующим образом:

Ребенку предъявляется сюжетная картинка и дается игровое задание, в соответствии с которым он должен назвать предметные картинки, четко проговаривая автоматизируемый звук, или выполнить задания на дифференциацию звуков, определить позицию звука в слове, разделить слово на слоги и т. д.

Задания даются с помощью схем.

Варианты игр с пособием «Сказки на ночь»

Развитие лексико-грамматической стороны речи

1 вариант.

Цель игры: учить употреблению существительных единственного и множественного числа в предложном падеже, учить отвечать на вопросы «О ком? О чем?», развитие связной речи.

Ход игры:

Бабушка читает внуку (внучке) на ночь интересную сказку. Посмотри на картинки и скажи, о чем эта сказка.

Усложнение: Придумай предложение (рассказ) с данными словами.

2 вариант.

Цель игры: учить употреблению существительных единственного и множественного числа в предложном падеже, учить отвечать на вопросы «О ком? О чем?», развитие связной речи.

Ход игры:

Логопед кладет на фон схему и в стороне несколько предметных картинок.

Бабушка читает внуку (внучке) на ночь интересную сказку. Посмотри на схему и отгадай, о чем эта сказка. Подбери подходящую картинку.

Усложнение: Придумай предложение (рассказ) с данным словом.

3 вариант.

Цель игры: учить употреблению существительных единственного и множественного числа в именительном падеже, учить отвечать на вопросы «Кто? Что?»

Ход игры:

Логопед спрашивает у ребенка «Что (кто) Снится девочке (мальчику)?»

Ребенок называет, что нарисовано на картинке, отвечая полным предложением: «Девочке (мальчику) снится…»

Можно дать имена детям на картинке-фоне в соответствии с изучаемым звуком.

4 вариант.

Цель игры: учить употреблению существительных единственного и множественного числа в винительном падеже, учить отвечать на вопросы «Кого (что)?».

Ход игры:

Логопед спрашивает у ребенка «Что (кого) видит во сне девочка (мальчик)?»

Ребенок называет, что нарисовано на картинке, отвечая полным предложением: «Девочка (мальчик) видит во сне…».

Можно дать имена детям на картинке-фоне, в соответствии с автоматизируемым звуком.

5 вариант.

Цель игры: учить согласовывать числительные с существительными.

Ход игры:

Логопед кладет на фоны со спящими детьми схемы с цифрами. Ребенок должен назвать числительное и согласовать его с существительным. Например: «Девочке снятся три снежинки. Мальчику снятся пять снежинок».

Развитие звукового анализа и синтеза

1 вариант.

Цель игры: развивать умение определять длинные и короткие слова.

Ход игры:

Логопед кладет на фоны со спящими детьми схемы с обозначением длинного и короткого слова.

Ребенок должен назвать, что снится девочке, а что снится мальчику.

Аналогично проводятся игры на определение позиции звука в слове, определение количества звуков в слове.

Работа над слоговой структурой слова

1 вариант.

«Телеграф»

Цель игры: развивать умение делить слова на слоги.

Ход игры:

На любой фон по выбору логопеда положить схему для упражнения «Телеграф». Ребенок получает инструкцию: «Мальчику (девочке) снится сон о том, что она попал на телеграф. Давай попробуем тоже разделить слова на слоги»

Можно с помощью камешков марблс на предметных картинках выкладывать количество слогов.

2 вариант.

Цель игры: развивать умение определять количество слогов в словах.

Ход игры:

Логопед кладет на фоны со спящими детьми схемы с обозначением количества слогов в словах. Ребенок определяет, что снится девочке, а что снится мальчику.

Как видно из предложенных вариантов проведения игр с данным пособием, основная цель пособия — автоматизация и дифференциация звуков, но разнообразие картинного материала и наличие схем позволяют проводить попутно работу над развитием всех сторон речи.

Материал пособия удобен в использовании. Варианты разнообразных упражнений дают логопеду возможность гибко и выборочно использовать их в зависимости от поставленных коррекционных задач, а также речевых, умственных и психологических особенностей ребенка.

Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный