Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы
Авторы: Харькова Ольга Александровна, Кнещук Максим Петрович, Симахина Дарья Александровна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Дата публикации: 27.10.2015
Статья просмотрена: 2443 раза
Библиографическое описание:
Харькова, О. А. Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы / О. А. Харькова, М. П. Кнещук, Д. А. Симахина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9028/ (дата обращения: 16.12.2024).
Актуальность:
На протяжении многих лет в Российской Федерации происходит реформирование сферы образования. [3]. Столь масштабные изменения, несомненно, сказываются на психоэмоциональном состоянии обучающихся. Учебная деятельность оказывает влияние на многие сферы личности, одна из которых — самооценка. Так как самооценка выполняет регуляторную функцию и влияет на личностный выбор, её изучение и последующая коррекция может помочь ученикам десятого класса совершать предстоящие личностные выборы, основываясь на максимально точном оценивании своих возможностей [1].
Выбор нами учеников 10-го класса в качестве обследуемых обусловлен тем, что, согласно возрастной периодизации, представленной Кулагиной И. Ю., ведущей деятельностью подростков в возрасте 16–17 лет является «учебно-профессиональная» [2]. Таким образом, основываясь на определении самооценки Кондакова И. М., согласно которому значительную роль в формировании самооценки играют оценки достижений индивида и его личности окружающими, мы считаем, что данная возрастная группа будет наиболее точно отражать взаимосвязь самооценки с уровнем успеваемости [2].
Цель:
Определить взаимосвязь между самооценкой личности и успеваемостью у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал на тему соотношения самооценки личности и успеваемости детей старшего школьного возраста;
2. Провести исследование самооценки личности учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы;
3. Исследовать успеваемость учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы за последний учебный год;
4. Определить взаимосвязь между показателем самооценки и успеваемостью у учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы.
Объект исследования: учащиеся десятых классов средней общеобразовательной школы (объем выборки — 28 человек);
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки личности и успеваемости у учащихся десятых классов.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между успеваемостью и показателем самооценки у учеников 10-го класса средней общеобразовательной школы.
Методы сбора данных:
1. Методика Дембо-Рубинштейна (модификация А. М. Прихожан) для определения уровня самооценки и уровня притязаний;
2. Архивный метод для сбора данных об успеваемости учащихся;
Метод анализа данных: корреляционный анализ Спирмена.
Результаты исследования
1. На первом этапе нашего исследования мы проанализировали показатели самооценки личности учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы. Согласно результатам, чаще всего встречается средний и высокий уровни самооценки; низкого уровня самооценки личности у учащихся выявлено не было — это подтверждает данные Кулагиной И. Ю. о том, что самооценка старших школьников находится на высоком уровне [2]. Данные нашего исследования представлены на Рисунке 1.
Рис. 1. Уровень самооценки личности учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы, %
2. На втором этапе исследования мы проанализировали показатели самооценки личности учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы. Согласно результатам, каждый 10-тый респондент учится на «удовлетворительно», оценки «хорошо» и «отлично» распределены между обследуемыми равномерно. Такие результаты могут быть обусловлены жёстким отбором учеников, принятых из 9-го класса, обследуемый класс был сформирован из двух 9-тых. Данные нашего исследования представлены на Рисунке 2.
Рис. 2. Уровень успеваемости учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы, %
Результаты анализа данных:
Согласно расчётам, представленным в приложении 1.
Коэфицент корреляции Спирмена(r) = 0,02.
Для выборки в 28 человек p>0,5 (p=1.000).
Корреляция между показателем самооценки и успеваемости учеников 10-тых классов очень низкая и статистически не значимая.
Выводы:
1. Соотношение самооценки личности и уровня успеваемости у старших школьников мало изучено.
2. Наибольшее количество учеников обладает средним и высоким уровнем самооценки (42,85 % и 42,85 % соответственно; 14,28 % — очень высокая самооценка);
3. Каждый десятый учится на «удовлетворительно», оценки «хорошо» и «отлично» встречаются в 46 и 42 процентах случаев соответственно.
4. Статистически значимая взаимосвязь между показателем самооценки и успеваемости отсутствует.
Заключение:
В изученном нами теоретическом материале наибольшая взаимозависимость самооценки и успеваемости наблюдается у детей младшего школьного возраста [2]. Результаты нашего исследования показывают,что в старших классах подобная тенденция отсутствует.Вероятно, причиной такого результата является малый объем выборки, и при увеличении числа респондентов показатель корреляции изменится.
В ходе работы нами была достигнута цель и выявлено, что взаимосвязь между самооценкой личности и успеваемостью у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы очень низкая. Таким образом гипотеза нашего исследования о том, что существует взаимосвязь между успеваемостью и уровнем самооценки у учеников 10-го класса средней общеобразовательной школы — не подтвердилась.
Литература: