В данной работе рассматривается взаимосвязь между самооценкой детей, воспитывающихся в гиперопекаемых семьях, и выраженностью стиля воспитания. Исследование основано на анализе трех методик: анализа семейных отношений, теста «Лесенка» и диагностики общей самооценки. В исследовании приняли участие 40 женщин в возрасте от 30 до 45 лет с детьми от 5 до 14 лет. Было выявлено, что существует прямолинейная значимая корреляция между гиперопекаемым стилем воспитания и самооценкой. Результаты исследования могут быть полезны для лучшего понимания процессов формирования самооценки детей и выработки рекомендаций для коррекции стиля воспитания в гиперопекающих семьях.
Ключевые слова: самооценка, стиль воспитания, гиперопека.
В современном мире одним из важнейших составляющих самосознания любого человека, безусловно, стоит признать самооценку. Самооценка играет важнейшую роль в организации управления поведением человека и является основанием для определения задач, которые личность ставит перед собой и считает себя способной выполнить за счет имеющихся умений, навыков, способностей.
Стоит отметить, что проблема самооценки является одной из наиболее актуальных в современном мире и изучается в огромном количестве работ, как отечественными специалистами, так и международными. Данная тематика очень интересна из-за того, что от формирования правильной, эффективной самооценки в детстве зачастую зависит успешность человека в будущем. В этой связи, изучение влияния родителей и семьи на формирование самооценки детей, безусловно, является очень актуальной темой исследования. Таким образом, семья играет определяющую роль в формировании самооценки детей. В каждой семьи существует свой стиль воспитания, который формируется родительскими установками, ценностями, а также эмоциональным отношением к ребенку. Каждый родитель оказывает непосредственное влияние на поведение ребенка, усвоение им правил и норм поведения в обществе, на формирование позиции ребенка по отношению к себе и к миру [1].
Гипотеза исследования заключается в том, что самооценка детей, воспитывающихся в гиперопекаемой семье, будет прямо зависеть от выраженности стиля воспитания.
В качестве методик исследования использовались:
- Анализ семейных отношений (АСB);
- Лесенка (Щур В. Г.);
- Диагностика общей самооценки (Казанцевой Г.Н).
Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие 40 респондентов, женщины в возрасте от 30 до 45 лет, имеющие детей в возрасте от 5 до 14 лет. 11 из них состоят в браке, 9 являются матерями-одиночками. 10 респондентов имеют высшее образование и на данный момент 14 проживают в Ставропольском крае и 26 в Московской области.
Этапы исследования:
- Подбор методик для определения стиля воспитания родителя и самооценки ребенка;
- Формирование разновозрастной выборки (дети от 5 до 14 лет);
- Проведение исследования, сбор первичных результатов эксперимента;
- Обработка результатов, их интерпретация, составление выводов.
План исследования представлен на рис. 1:
Рис. 1. План исследования
По результатам методики Анализ семейных взаимоотношений (АСВ), разработанной Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицкисом, в выборке были рассчитаны основные описательные статистики. Данные представлены на рис. 2:
Рис. 2. Распределение стилей воспитания в выборке
В выборке детей были рассчитаны основные описательные статистики: среднее арифметическое, стандартное отклонение, медиана, асимметрия, эксцесс, максимум и минимум.
Среднее значение по шкале «Самооценка» составляет 4.6. Разброс значений по выборке в пределах нормы (сигма=3.283). Медианное значение составляет 4. Выявлена левосторонняя асимметрия (A=0.304) — в выборке чаще встречаются значения ниже среднего. Выявлен отрицательный эксцесс (Е=-1.536). В выборке много значений находятся около крайних значений минимума и максимума. Значение минимума равно 1, значение максимума равно 10.
Благодаря этим данным мы можем визуализировать распределение самооценки в нашей выборке:
Рис. 3. Распределение показателей самооценки среди детей
Для подтверждения гипотезы были сравнены группы «Гиперпротекция» и группы «Потворствования» между собой с помощью критерия Т-Стьюдента для независимых выборок. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Расчет Т-Стьюдента для «Гиперпротекции»
Названия шкал |
Среднее значение в группе «Гиперпротекция» |
Среднее значение в группе «Потворствования» |
Эмпирическое значение критерия |
Уровень значимости |
Самооценка |
6±1.155 |
6.1±2.283 |
-0.124 |
0.903 |
Различия по шкале «Гиперпротекция» между группой «Гиперпротекция» и группой «Потворствования» не значимы. Среднее значение в группе «Гиперпротекция» (X =6) меньше среднего значения группы «Потворствования» (X =6.1).
Для определения взаимосвязи стиля воспитания «гиперпротекция» и самооценки ребенка мы выбрали метод наименьших квадратов, так как он дает наилучшие (состоятельные, эффективные и несмещенные) оценки параметров уравнения регрессии. Но только в том случае, если выполняются определенные предпосылки относительно случайного члена (ε) и независимой переменной (x):
H 0 : r xy = 0, нет линейной взаимосвязи между стилем воспитания родителя и самооценкой ребенка;
H 1 : r xy ≠ 0, есть линейная взаимосвязь между стилем воспитания и самооценкой ребенка;
Поскольку |t набл | > t крит , то отклоняем гипотезу о равенстве 0 коэффициента корреляции. Другими словами, коэффициент корреляции статистически значим.
То есть существует прямолинейная значимая корреляция между гиперопекаемым стилем воспитания и самооценкой. Значит, чем больше показатель в данном стиле, тем выше самооценка ребенка.
Считающаяся важным компонентом эмоционального здоровья, самооценка включает в себя как уверенность в себе, так и принятие себя. Детям с высокой самооценкой легче справляться с конфликтами, противостоять негативному давлению и заводить друзей. Детям с низкой самооценкой трудно справляться с проблемами, они чрезмерно самокритичны и могут стать пассивными, замкнутыми и подавленными. На развитие самооценки у детей большое влияние оказывают родительские установки и поведение, в том числе, их стиль воспитания.
Литература:
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология. Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. 4-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2019. — 672 с.
- Алмазова, О.В., Дзукаева, В.П., Садовникова, Т. Ю. Использование метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о семье // О. В. Алмазова, В. П. Дзукаева, Т. Ю. Садовникова. Знание. Понимание. Умение. Проблемы педагогики и психологии. -2018. -No2. -С. 290.
- Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии [Текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Директ. Медиа Паблишинг, 2018. — 419 с.
- Андрущенко, Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. — 2020. — № 4. — С. 5–7.
- Беляева, О. В. Сокол // Психологические проблемы современной Российской семьи: вторая Всероссийская научная конференция в 3-х частях. Часть I. -М., 2019. — С. 133.
- Берлингейм, Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком / Д. Берлингейм // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2017. — No 2.
- Бороздина, Л. В. Притязания и самооценка [Текст] / Л. В. Бороздина, Л. И. Вединская // Школьный психолог. — 2017. — № 3. — С.15–18.
- Захарова, А. В. Как формировать самооценку школьника [Текст] / А. В. Захарова, М. Э. Боцманова // Начальная школа. — 2017. — № 3. — С. 58–65.
- Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н. В. Шутова, В. В. Кисова. — М.: А–Приор, 2020. — 64 с.