В статье рассматривается гипотеза связи самооценки учащихся младших классов с социометрическими показателями внутри учебного коллектива. Приводятся результаты исследования, которое было проведено среди учащихся школы. Делается вывод о качестве связи и практической её значимости для работы педагога и психолога образовательного учреждения.
Ключевые слова: самооценка, социометрические показатели, учащиеся младших классов.
В наши дни, по законам Российской Федерации среднее образование является обязательным [1], учащиеся определяются в учебные классы, в составе которых проходят обучение. Таким образом, школа на длительный срок становится институтом социализации, для многих школьников, в частности, не сменяемым. Между детьми внутри учебного коллектива возникает коммуникация, которая может носить различный качественный характер. При переходе в среднее звено у учащиеся достигают переходный возраст, возникают различные нормативные кризисы, на которые влияет среда, определяющаяся качествами отношений, социально-психологическим климатом.
Многим педагогам, классным руководителям вполне знакомы случаи трудного протекания данного кризиса на фоне отчужденности в коллективе, которое порой занимает роковую роль в жизни подростка. Точно невозможно предугадать поведение такового учащегося, в том числе и прогнозировать тот или иной тип девиантного поведения. С другой стороны, возможно отследить связь между факторами девиантного поведения и характера социометрии учебного коллектива.
В частности, одним из не маловажных факторов является самооценка. В наступлении кризиса подросткового возраста, а значит при начале нового поиска себя, она является важной составляющей конструктивного разрешения данного кризиса. При неадекватной самооценке у учащихся может быть низкая мотивация к развивающей и учебной деятельности или наоборот, завышенные ожидания от собственной персоны.
Возникает следующая гипотеза: наличествует связь между самооценкой учащихся младших классов и их социально-психологическими отношениями в группе.
С целью проверки гипотезы было организованно исследование учащихся 4-ого класса гимназии № 39. Количество учащихся в исследуемом коллективе равно тридцати шести. В качестве методов исследования были предпочтение было отдано методике Дембо-Рубинштейн модификации Анны Прихожан [2], а также составленные вопросы для проведение социометрического исследования (С кем еще ты дружишь из класса? С кем ты не общаешься из класса, но хотел бы? С кем ты не общаешься и/или не хочешь общаться в классе?) [3]. Статистическая обработка была исполнена в табличном процессоре Excel с использованием метода линейной корреляции.
Для наглядности приведем график на рис.1, отображающий показатель связи самооценки с количеством набранных выборов другими учащимися в коллективе:
Рис. 1 Результаты применения метода линейной корреляции
Результаты исследования следующие: связь между положительным предпочтением и самооценкой прямая и слабая, а между отрицательным и самооценкой обратная и слабая. Наибольшая связь прямая связь сложилась самооценки с выбором не лучших друзей с класса, а друзей в общем (не самых близких).
При наличии слабой связи сложно говорить о раскрывающихся перспективах исследования влияния и методов интервенции для коррекции социально-психологических отношений, но дает важный показатель, на который необходимо обратить внимание при работе с классом.
В частности, учащийся с низкой самооценкой может быть отвергнутым своим классом, что может усугублять картину его подросткового кризиса, успеваемости и социальной мотивации. Ребенок попадает в замкнутый круг, из которого не в силах выйти без сторонней помощи. Ко всему прочему, у школьной службы психологического сопровождения не всегда бывает возможность проводить социометрические исследования.
При наличии так называемых аутсайдеров в учебном коллективе будет важно обратить внимание на их самооценку. Предположительно, решение проблем с неадекватной самооценкой поможет обрести положительные социальные связи в коллективе.
Необходимо понимать, что данное исследование не исключает различных других факторов влияния на социально-психологические отношения коллектива или самооценку, но может быть существенным дополнением к инструментарию классного руководителя, социального педагога и школьного психолога.
В качестве дальнейшего исследования, имеет интерес сопоставить данные о качестве мотивации учащихся и о социально-психологических отношениях, что даст большее понимание условий трансформации мотивации при переходе в подростковый возраст.
Подводя итоги, заметим, что гипотеза о связи отношений учащихся и самооценки верна. С другой стороны, ее выраженность свидетельствует о не первостепенности ее как фактора влияния.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/66c0c83e63d34f08870033f56479217971de7ae4/
2. Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д. Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007
3. Марковская, И. М. Социометрические методы в психологии. Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 46 с.