Связь самооценки учащихся младших классов c социально-психологическими отношениями в группе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 03.04.2021

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Семушкин, Л. А. Связь самооценки учащихся младших классов c социально-психологическими отношениями в группе / Л. А. Семушкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79736/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается гипотеза связи самооценки учащихся младших классов с социометрическими показателями внутри учебного коллектива. Приводятся результаты исследования, которое было проведено среди учащихся школы. Делается вывод о качестве связи и практической её значимости для работы педагога и психолога образовательного учреждения.

Ключевые слова: самооценка, социометрические показатели, учащиеся младших классов.

В наши дни, по законам Российской Федерации среднее образование является обязательным [1], учащиеся определяются в учебные классы, в составе которых проходят обучение. Таким образом, школа на длительный срок становится институтом социализации, для многих школьников, в частности, не сменяемым. Между детьми внутри учебного коллектива возникает коммуникация, которая может носить различный качественный характер. При переходе в среднее звено у учащиеся достигают переходный возраст, возникают различные нормативные кризисы, на которые влияет среда, определяющаяся качествами отношений, социально-психологическим климатом.

Многим педагогам, классным руководителям вполне знакомы случаи трудного протекания данного кризиса на фоне отчужденности в коллективе, которое порой занимает роковую роль в жизни подростка. Точно невозможно предугадать поведение такового учащегося, в том числе и прогнозировать тот или иной тип девиантного поведения. С другой стороны, возможно отследить связь между факторами девиантного поведения и характера социометрии учебного коллектива.

В частности, одним из не маловажных факторов является самооценка. В наступлении кризиса подросткового возраста, а значит при начале нового поиска себя, она является важной составляющей конструктивного разрешения данного кризиса. При неадекватной самооценке у учащихся может быть низкая мотивация к развивающей и учебной деятельности или наоборот, завышенные ожидания от собственной персоны.

Возникает следующая гипотеза: наличествует связь между самооценкой учащихся младших классов и их социально-психологическими отношениями в группе.

С целью проверки гипотезы было организованно исследование учащихся 4-ого класса гимназии № 39. Количество учащихся в исследуемом коллективе равно тридцати шести. В качестве методов исследования были предпочтение было отдано методике Дембо-Рубинштейн модификации Анны Прихожан [2], а также составленные вопросы для проведение социометрического исследования (С кем еще ты дружишь из класса? С кем ты не общаешься из класса, но хотел бы? С кем ты не общаешься и/или не хочешь общаться в классе?) [3]. Статистическая обработка была исполнена в табличном процессоре Excel с использованием метода линейной корреляции.

Для наглядности приведем график на рис.1, отображающий показатель связи самооценки с количеством набранных выборов другими учащимися в коллективе:

Результаты применения метода линейной корреляции

Рис. 1 Результаты применения метода линейной корреляции

Результаты исследования следующие: связь между положительным предпочтением и самооценкой прямая и слабая, а между отрицательным и самооценкой обратная и слабая. Наибольшая связь прямая связь сложилась самооценки с выбором не лучших друзей с класса, а друзей в общем (не самых близких).

При наличии слабой связи сложно говорить о раскрывающихся перспективах исследования влияния и методов интервенции для коррекции социально-психологических отношений, но дает важный показатель, на который необходимо обратить внимание при работе с классом.

В частности, учащийся с низкой самооценкой может быть отвергнутым своим классом, что может усугублять картину его подросткового кризиса, успеваемости и социальной мотивации. Ребенок попадает в замкнутый круг, из которого не в силах выйти без сторонней помощи. Ко всему прочему, у школьной службы психологического сопровождения не всегда бывает возможность проводить социометрические исследования.

При наличии так называемых аутсайдеров в учебном коллективе будет важно обратить внимание на их самооценку. Предположительно, решение проблем с неадекватной самооценкой поможет обрести положительные социальные связи в коллективе.

Необходимо понимать, что данное исследование не исключает различных других факторов влияния на социально-психологические отношения коллектива или самооценку, но может быть существенным дополнением к инструментарию классного руководителя, социального педагога и школьного психолога.

В качестве дальнейшего исследования, имеет интерес сопоставить данные о качестве мотивации учащихся и о социально-психологических отношениях, что даст большее понимание условий трансформации мотивации при переходе в подростковый возраст.

Подводя итоги, заметим, что гипотеза о связи отношений учащихся и самооценки верна. С другой стороны, ее выраженность свидетельствует о не первостепенности ее как фактора влияния.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/66c0c83e63d34f08870033f56479217971de7ae4/

2. Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д. Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007

3. Марковская, И. М. Социометрические методы в психологии. Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 46 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный коллектив, класс, самооценка, учащийся, девиантное поведение, линейная корреляция, неадекватная самооценка, подростковый возраст, связь.


Ключевые слова

самооценка, учащиеся младших классов, социометрические показатели

Похожие статьи

Взаимосвязь профессионального самоопределения со степенью тревожности учащихся старших классов в школе

Данная статья посвящена проблеме осознанного выбора профессии учащимися старших классов в школе. Раскрывается взаимосвязь уровня тревожности и профессионального самоопределения.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления ...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у педагогов дошкольных образовательных организаций.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Похожие статьи

Взаимосвязь профессионального самоопределения со степенью тревожности учащихся старших классов в школе

Данная статья посвящена проблеме осознанного выбора профессии учащимися старших классов в школе. Раскрывается взаимосвязь уровня тревожности и профессионального самоопределения.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления ...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у педагогов дошкольных образовательных организаций.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Задать вопрос