Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 06.12.2019

Статья просмотрена: 1636 раз

Библиографическое описание:

Клюйкова, Е. С. Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов / Е. С. Клюйкова, Д. А. Онофрейчук, Д. Д. Киселёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64851/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Ключевые слова: самооценка, личность, межличностные отношения, рефлексивный тренинг, навыки межличностного взаимодействия.

The article describes the course and results of our psychological research aimed at identifying the level of General self-esteem among students and studying the role of self-esteem in establishing interpersonal relationships.

Keys words: Self-esteem, personality, interpersonal relationship, reflexive training, interpersonal skills.

Сложные и противоречивые социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, установка на инновационное развитие экономики, значительно повлияли на все институты жизни общества, в том числе и на образование, потребовали повышения качества профессиональной подготовки кадров. Сегодня нужны специалисты, предрасположенные к нестандартному, творческому мышлению, владеющих умением генерировать оригинальные и необычные идеи, обладающего профессиональными компетенциями, адекватной самооценкой и умеющего устанавливать продуктивные межличностные отношения, проявляющего готовность осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях, стремящегося к саморазвитию в условиях динамично развивающегося социума [3, с.293].

На протяжении всей своей жизни человек находится в постоянном взаимодействии с другими людьми, и адекватное мнение о себе во многом помогает ему успешно адаптироваться в новом окружении. Способность к объективной оценке собственных сил и здоровой самокритике называется самооценкой личности. От того как личность воспринимаем и представляет себя зависит качество общения, его положительная динамика. Чем выше степень самопринятия, тем больше человек верит в свои собственные возможности, в успешный исход начинаний и тем больших успехов он в итоге добивается. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем.

Готовность к профессиональной деятельности, по мнению Ильиной И. А. является основой развития профессионального сознания и становления личности в целом. Стержнем развития является адекватная самооценка студентов и их умение устанавливать продуктивные межличностные отношения, для формирования которых требуется развитие рефлексии, активности и саморегуляции. Перед вузами ставится задача не только сформировать профессиональные знания, навыки, умения, но и научить студентов осмысливать результаты своих действий, специфику деятельности, что лежит в основе сформированных рефлексивных умений и формирования общей и профессиональной самооценки [1]. Формированию адекватной самооценки и навыков межличностного взаимодействия, по мнению Шориной А. В., успешно содействует проведение рефлексивных тренингов, задачами которых являются: развитие самопознания и самопринятия; преодоление психологических барьеров, раскрытию через механизмы эмоциональной поддержки, идентификации, фасилитации [2, с.288].

В целях диагностики уровня самооценки у студентов нами был проведен психологический опросник Г. Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки» [4]. В исследовании приняло участие 32 студента института. По результатам опросника нами было выявлено, что около 31 % опрошенных (10 человек) имеет заниженную самооценку, 47 % (15 человек) — адекватную и 22 % (7 человек) — завышенную самооценку.

Чуть больше четверти всех опрошенных (22 %) имеют завышенную самооценку. Завышенная самооценка — это переоценивание человеком своих возможностей, игнорирование недостатков. Такая самооценка может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Положительное влияние заключается в чрезмерной уверенности в себе и своих действиях. Завышенная самооценка необходима для личностного роста, т. к. низкая тревожность, часто встречающаяся у людей данного типа, является одним из главных преимуществ на пути к личностному саморазвитию. Такие люди не испытывают потребности в одобрении себя окружающими. К отрицательному влиянию можно отнести эгоизм, надменное и высокомерное поведение, игнорирование мнения окружающих. Как показало исследование, у таких людей крайне сложно формируются отношения с социумом. Ведь люди с завышенной самооценкой считают свое мнение единственным верным. Исходя из этого данный тип людей чаще остальных вступает в конфликтные ситуации. Также субъекты весьма болезненно реагируют на любую критику со стороны общества и агрессивно отвечают на нее.

Более трети всех опрошенных (21 %) имеют заниженную самооценку. Заниженная самооценка — это недооценивание человеком собственных способностей и достоинств. Человек с данным типом самооценки характеризуется прежде всего неуверенностью в себе и в своей деятельности, нерешительностью. Огромное значение он придает своим недостаткам и не замечает свои достоинства. Его часто посещает чувство тревожности, самообвинения и безразличия. В социуме данный тип людей остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих, а также нередко поддаётся влиянию и необдуманно идёт на поводу у общества. Он очень болезненно реагирует на любую критику, даже самую безобидную. Психологи выяснили, что то, каким человека видят окружающие во многом зависит от самого человека. Именно образ неудачника, который создаётся вокруг человека из-за акцентирования внимания на своих недостатках, отталкивает людей вести межличностные отношения с представителями данного типа.

Почти половину всех опрошенных (47 %) составили люди с адекватной самооценкой. Адекватная самооценка — это способность объективно осознавать себя и своё место в мире. Лавируя между завышенной и заниженной, человек с адекватной самооценкой умеет правильно оценивать свои возможности и составляет точное представление о себе, не занимаясь самообманом. Индивид данного типа не стремится доказать своё превосходство над остальными людьми, он учитывает мнение окружающих, но не придаёт ему большого значения. Адекватная самооценка ведёт к достижению успехов как в профессиональной деятельности, так и в установлении позитивных межличностных отношений. Наблюдая за студентами, имеющими адекватную самооценку, мы выявили, что они наиболее активно принимают участие как в учебном процессе, там и в общественной и творческой деятельности, поддерживают дружеские отношения со сверстниками и не испытывают трудности в создании новых межличностных отношений.

Самооценка и межличностные отношения непосредственно связаны, т. к. в зависимости от уровня самооценки, человеку будет сложнее или, наоборот, легче выстраивать взаимоотношения со сверстниками, коллегами по работе или просто знакомыми. Люди с завышенной самооценкой могут отстаивать своё мнение, но абсолютно не восприимчивы к критике, что негативно сказывается на ведении межличностных отношений. Заниженная самооценка отталкивает окружающих из-за таких качеств как нерешительность, трусливость, обидчивость. Таким образом, значение сформированной адекватной самооценки студентов в установлении межличностных отношений трудно переоценить и является обязательным условием для развития личности и успешного функционирования в социуме.

Литература:

  1. Ильина Ирина Анатольевна. Педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ильина Ирина Анатольевна. — Санкт-Петербург, 2009. — 169 с.
  2. Шорина, А. В. Формирование рефлексивных умений у студентов в условиях тренинга межличностного взаимодействия / А. В. Шорина // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: сб. материалов I Междунар. науч. конф. — Саратов, 2019. — С. 286–291.
  3. Шорина, А. В., Тельтевская Н. В. К проблеме уровней сформированности рефлексивных умений у студентов / А. В. Шорина, Н. В. Тельтевская // Педагогический журнал. — 2018. — т.8. — № 2 А. — С. 292–310.
  4. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/05/11/izuchenie-obshchey-samootsenki
Основные термины (генерируются автоматически): адекватная самооценка, завышенная самооценка, заниженная самооценка, отношение, профессиональная деятельность, межличностное взаимодействие, общая самооценка, отрицательное влияние, студент, тип людей.


Ключевые слова

личность, межличностные отношения, самооценка, рефлексивный тренинг, навыки межличностного взаимодействия

Похожие статьи

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Особенности достижения взаимопонимания в межличностном общении у мужчин и женщин

В статье проводится теоретический анализ проблемы влияния половых различий на успешность межличностного общения, понимания и взаимопонимания. Рассматривается понятие взаимопонимания в психологии, психологические механизмы и факторы достижения взаимоп...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению, измерению и интерпретации результатов подготовительно–диагностического этапа исследования коммуникативной компетентности студентов в их учебно-профессиональной деятельности.

Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности

В статье автор исследует межличностные отношения и их влияние на уровень психологической безопасности образовательной среды вуза.

Похожие статьи

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Особенности достижения взаимопонимания в межличностном общении у мужчин и женщин

В статье проводится теоретический анализ проблемы влияния половых различий на успешность межличностного общения, понимания и взаимопонимания. Рассматривается понятие взаимопонимания в психологии, психологические механизмы и факторы достижения взаимоп...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению, измерению и интерпретации результатов подготовительно–диагностического этапа исследования коммуникативной компетентности студентов в их учебно-профессиональной деятельности.

Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности

В статье автор исследует межличностные отношения и их влияние на уровень психологической безопасности образовательной среды вуза.

Задать вопрос