Детская периодика сегодня: к вопросу о целевой аудитории
Автор: Капустина Галина Леонидовна
Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3893 раза
Библиографическое описание:
Капустина, Г. Л. Детская периодика сегодня: к вопросу о целевой аудитории / Г. Л. Капустина. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2012 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/27/2275/ (дата обращения: 19.11.2024).
Система российской прессы, как отмечают авторы книги «Система средств массовой информации России», «приближается к европейской, частью которой она и является» [1, с.5]. При этом существенным отличием российских СМИ от западных является наличие большого типологического отряда специализированных газет. Исследователи выделяют специализированную прессу в отдельный вид периодики. Определяющими для этого вида прессы являются, по мнению учёных, два параметра: специализация по проблемно-тематической направленности и ориентация на определенную потенциальную аудиторию [2]. Рассечение неопределенной массы читателей универсальных изданий и другой потенциальной аудитории идет по объективным характеристикам – пол, возраст, род занятий, доход и т.п., а также по интересу аудитории к тем или иным темам и проблемам. Дети в данном случае – не просто социальная группа, а целевая аудитория периодического издания, часть потребителей СМИ, поэтому особенности информационного поведения детей как потребителей СМИ в конечном счете определяют основные принципы политики редакции издания и его модель. Мы уверены, что детскому изданию в большей степени, чем любому изданию «для взрослых» необходимо учитывать психологические и социальные характеристики «своего целевого возраста», своей аудиторной группы, с тем, чтобы осуществлять грамотную редакционную политику в целом. Аудиторию печатных СМИ в широком смысле описывают как «совокупность читателей, вступающих в более или менее продолжительные контакты с газетой, становящихся потребителями определенной информации, отвечающей их интересам» [3, с.79-80]. Специалисты в области юнологии, науки о молодёжи, считают, что для работы с детьми необходимо правильно представлять систему ценностей, обычаи, одежду, моду, музыку, танцы и прочее, характеризующее мир тех, кому минуло «надцать» лет [4, с.35-36]. Существуют различные критерии для выделения возрастных рамок (и – как следствие – различные концепции): биологические (завершение пубертатного возраста, приходящегося приблизительно на 17 лет), социальные (достижение совершеннолетия – 18 лет), экономические (возраст получения минимально возможного профессионального образования – 19 лет), психологические (соотнесение уровня психического развития со среднестатистическими нормами, принятыми в данном обществе в данное время) и пр. Нижние и верхние границы возрастных периодов изменяются в зависимости от влияния исторических, географических, психологических, физиологических, социокультурных и других факторов.
Классическая детская (возрастная) психология определяет детство как период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления личности ребенка, превращение его в полноценного члена человеческого общества [5, с. 57]. Профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Л.Ф. Обухова подчеркивает, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Это значит, что человек без общества остается биологическим существом, неким «маугли», которому присущи исключительно животные привычки.
Возраст – это некая объективная переменная. Преподаватель факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова М.Е. Аникина подчеркивает, что по мере развития общества и усложнения социальных связей и отношений необходимость учёта своеобразия представителей различных возрастных категорий увеличивается [6, с.57-58]. Темпы общества растут, а вместе с этим возрастает значение все более коротких интервалов жизни. Особенно «дробным» является начальный период от рождения до 18 лет. Для формирования теоретических представлений об основных составляющих детского издания, необходимо говорить не только об общих границах группы, но и о внутренней структуре детской аудитории. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о детской субкультуре. Автор единственного в мире университетского курса по психологии детской субкультуры, доцент факультета психологии СПбГУ М.В. Осорина в своих работах отмечает, что «мир детей существует в одном пространстве с миром взрослых. Взрослые бывают слепы по отношению к жизни и культуре детского сообщества» [7, с.78-81]. До недавнего времени детскую субкультуру не принимали во внимание в процессе становления и развития ребенка, так же как и сам период детства.
Детская субкультура — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми [8]. Еще одно определение детской субкультуры представлено в психологическом словаре – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития [9, с.178]. Детское сообщество является носителем детской субкультуры, в которой просматривается своеобразный способ освоения ребёнком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней, проявление самовыражения личности ребенка в коллективе сверстников, а также среди взрослого сообщества. Эта ценностная модель мира существует как стихия детских переживаний и не служит средством достижения какой-либо прагматической цели, в отличие от взрослой культуры. Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. В ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, происходит формирование целостного жизненного опыта индивида. Приобщаясь к традиционной культуре детей, ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным техникам решения трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих людей. Содержание детской субкультуры – не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты – элементы различных исторических эпох, архетипы бессознательного коллективного и прочее, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Профессор И.С. Кон выделяет три главные подсистемы этой культуры: 1) детская игра, 2) детский фольклор и вообще художественное творчество, 3) общение, коммуникативное поведение детей [10, с.126].
Известный петербургский учёный, философ, культуролог, профессор М.С. Коган говорит о том, что культура детства двуслойна. Один ее слой – культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй – формы его собственной деятельности. Творчество взрослых позволяет ребенку приобщиться к достижениям истории культуры, и через процессы распредмечивания стать культурным человеком. Таким образом, человек является не только творцом культуры, но и ее творением. Распредмечивая человеческое содержание, заключенное в предметности культуры, человек вбирает его в себя, усваивает его и присваивает, становясь тем самым культурным, общественным существом [11, с. 179].
М.В. Осорина отмечает три главных фактора, определяющих формирование ребенком определенного мировосприятия в процессе взросления: первый – это влияния «взрослой культуры», активными проводниками которой являются, первоначально родители, а затем и другие воспитатели; второй – это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; третий – это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в понимании детьми того, как освоить мир вокруг [7, с.87].
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, но все-таки обладает относительной автономией, ибо ее основные культурные ценности передаются изустно. В настоящее время складывается многоуровневая градация субкультуры детства: дошкольная, школьная, подростковая и юношеская. Субкультуру школьного периода можно дифференцировать тремя периодами: начальные классы (дети 6/7-10/11 лет), среднее звено (дети 11/12-15/16 лет – подростки) и старшее звено (16-18 лет). Это период характеризуется усложнением морально-этических форм взаимодействия в детском коллективе [8]. В разных периодах детства особую важность приобретают различные элементы детской субкультуры: для дошкольников и младших школьников – игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8-13 лет – другой фольклорный репертуар и традиции, для подростков – мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения.
В контексте того, что детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов развития личности, выполняет одну из важнейших функций социализации, следует вести речь о детском издании как субкультурном феномене. Исследователь детской прессы МГУ им. М.В. Ломоносова И.А. Руденко выделяет четыре типа изданий: для дошкольников; для младших школьников; для подростков; для старшеклассников [12, с.195]. Такое деление обеспечивает возрастную общность и близость интересов, поэтому и само понятие «детская пресса» предполагает уточнение: для какого именно сегмента детской аудитории предназначено то или иное издание. Исходя из этого, очевидная сегментация рынка детских изданий является закономерным следствием необходимости удовлетворить дифференцированные информационные потребности детей, учитывая социально-психологические особенности разных детских групп и характер потребления информации.
Очевидно, что детская газета должна быть ориентирована на интересы детей; «детский» тип читателя (6-8 лет) предполагает довольно широкие возможности понимания текста и сравнительно небольшой словарный запас, последнее ставит в качестве важной задачи расширение и обогащение лексикона детей. При этом введение новых слов и понятий должно быть связано с теми предметами и явлениями, которые окружают детей и могут быть понятыми ими в процессе непосредственного ознакомления с миром; психологи обозначают этот период как «пору первоначального накопления знаний». В этом возрасте ребёнка интересует происхождение животных, растений, объектов и событий, с которыми они сталкиваются в обыденной жизни, устройство различных вещей; именно сейчас они могут задавать вопросы, ответы на которые позволяют понять, зачем и почему происходят различные процессы. Но маленький читатель не только стремится понять это – у него появляется желание оценить, хорошо или плохо, правильно или неправильно то, что он видит вокруг – так начинает формироваться духовный мир с системой оценочных критериев личности.
В 9-11 лет происходит накопление духовных и физических сил; в это время развивается познавательная и общественная активность, появляется интерес к истории, читатель чувствует себя не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником всего происходящего. В 12-13 лет развивается самосознание, стремление к самооценке, к определению своего места в мире, собственной значимости; действительность уже не просто внешняя жизнь, за которой можно наблюдать, это сцена, на которой приходится действовать самому: отсюда интерес к нравственным вопросам, размышления о любви, дружбе, счастье, интерес к деятельности конкретных исторических лиц – тех, кто развивал науку, совершал подвиги. У подростков 15 лет наблюдается возрастание социальной, гражданской активности, стремление к поиску нравственного идеала. Постепенно человек из наблюдателя за окружающей жизнью вырастает в активного её участника, пытается оценить всё происходящее вокруг, перенося интерес с внешнего на интерес к самому себе, к своим возможностям и задачам. Подростковый возраст – качественно новый этап в становлении личности, в психологическом плане это связано с сознательным проявлением собственной индивидуальности: самостоятельное мышление, предстоящий выбор профессии, размышления о будущем, определение роли отдельной личности, значимости каждого человека в открывающемся перед ним мире. В возрасте от 16 до 18 лет завершается психическое и физическое созревание личности, формируется социальная готовность, гражданская ответственность; можно сказать, что именно в этот период размываются барьеры между детским (юношеским) и взрослым возрастом. Теперь чтение прессы становится одним из способов формирования базы знаний, которая развивается в информационную культуру личности, в этот же период проявляются склонности к той или иной сфере деятельности, и это также определяет особенности читательского выбора.
Детская и юношеская пресса в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, старается завоевать популярность в своей аудитории. Каждый период детства отличается особым, ведущим типом деятельности, уровнем развития мышления, интеллекта. Именно поэтому группа СМИ, адресованная юным, достаточно обширна (однако далеко не оптимальна). Но все-таки все эти возрасты определяются одним понятием – дети, а пресса для такой социально-демографической группы – детская пресса. Ориентация на конкретную возрастную категорию читателей определяет главные аспекты редакторской политики – развитие и воспитание своего читателя. Детское издание должно соответствовать морально-этическим нормам, поскольку под влиянием чтения формируется отношение ребенка к своим поступкам, осуществляется оценка поведения других людей.
Подводя итог, подчеркнём: с точки зрения исследовательских парадигм в рамках возрастной психологии и социологии детство – время познания человеком окружающего мира, время становления его личности, системы ценностных ориентиров, определяющих место человека в природе и в обществе. Важно понимать, что ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной от взрослого психикой. По мере накопления знаний и навыков создаются предпосылки духовного роста личности. Проектируя детское издание любого формата необходимо учитывать не только социально-демографические характеристики аудитории. Гораздо важнее выявить психологические группы маленьких читателей. Детская журналистика должна служить своеобразным фильтром на пути к сердцу и разуму подрастающего человека, должна создавать оптимальные условия для развития личности ребенка. Более того, заняв гармоничное место в детской субкультуре, детское СМИ должно стать этапом социализации маленького читателя и проводником в мир «взрослых» ценностей.
Литература
Система средств массовой информации России. М., 2001.
См.: Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий / А.И. Акопов. – Иркутск, 1985; Ахмадулин Е.В., Чуков П.И. К вопросу о типологии специализированных газет/ Е.В. Ахмадулин, П.И. Чуков // Воронеж. Акценты. – 2003. – №5-6. – С.16-19; Есин Б.И. Русская газета второй половины XIX века: Автореф. дисс. … докт. филол. наук/ Б.И. Есин. – М., 1973. С.25-26; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики/ Е.П. Прохоров. – М., 1998. – С.210-213; Корконосенко С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. – М., 2008. С.91-92; Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии /А.Н.Алексеев //Вестник МГУ. Сер.10. Журналистика. –1998. – № 3. – С.19-23.
Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России /А.В. Луков// Социс. – 2002. – №10.
Вяткина Л.Ю. Подростковая самодеятельная пресса в системе средств массовой информации: Дис. … канд. филол. наук:10.01.10 /Л.Ю. Вяткина. – М., 1997.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология /Л.Ф. Обухова. – М., 2011.
Аникина М.Е. Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития Интернета: Дис. … канд. филол. наук:10.01.10 /М.Е. Аникина. – М., 2004.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых /М.В. Осорина. – СПб., 2000.
Абраменкова В.В. Детская субкультура: содержание, функции, значение в культуре/ В.В. Абраменкова.– (http://www.portal-slovo.ru)
Новейший психологический словарь/ Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д.,2007.
Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХI века. Социально-педагогический анализ / И.С. Кон. – Дубна, 2001.
Исаев Д.Н., Коган В.Е. Психогигиена пола у детей/ Д.Н. Исаев, В.Е. Коган. – Л., 1986.
Руденко И.А. Детская и юношеская пресса / И.А. Руденко // Типология периодической печати /Под ред. М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской. – М., 2007.