Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития
Авторы: Корженко Ольга Михайловна, Заргарьян Евгения Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 14302 раза
Библиографическое описание:
Корженко, О. М. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития / О. М. Корженко, Е. А. Заргарьян. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3855/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена рассмотрению сущности, целей и перспектив дальнейшего развития артпедагогики — одной из современных областей научного знания. Рассмотрены пути ее реализации и взаимосвязь с общей педагогикой. Статья предназначена для педагогов, родителей и всех, кто интересуется вопросами воспитания посредством искусства.
Ключевые слова: артпедагогика, воспитание, обучение, художественная культура, искусство, личность, развитие, теория и практика, творчество, психика.
Одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания является артпедагогика. Как известно, ее поле деятельности — проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности.
Она возникла и развивается на стыке педагогики и искусства. Сущность артпедагогики состоит в том, чтобы в процессе воспитания и обучения развить у человека (в том числе — при наличии отклонений в развитии) художественную культуру и помочь ему найти подход к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности.
Надо сказать, что на сегодняшний день в России понятие «артпедагогика», как особое направление в современной педагогической науке, не получило еще достаточно полного и точного определения. Но, несмотря на этот факт, педагоги дополнительного образования, творчески мыслящие учителя, преподаватели вузов и так далее все чаще начинают использовать в своей практике отдельные приемы, методы и технологии артпедагогики. Можно уверенно говорить о том, что данное направление с каждым годом все более настойчиво заявляет о себе в современном образовательном и культурном пространстве России. Здесь стоит заметить, что сегодня в использовании элемента «арт» педагогами ощущается некоторая образность, поскольку в артпедагогике искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Иными словами, артпедагогическая теория и практика при помощи средств искусства решает профессиональные педагогические задачи, без претензий на серьёзное художественное образование.
Во все времена искусство было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через личный, внутренний эмоциональный опыт человека, а также — через его непосредственное участие в творческом процессе. Оно формирует отношение человека к миру, ко всем явлениям бытия, к собственной личности, помогает освоить культурные ценности, стимулирует развитие творческого начала и его проявление во внешнем мире. Искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики.
Надо сказать, что на современном этапе развития артпедагогика наиболее полно реализует себя в двух сферах человеческой деятельности: в науке и практике, причем обе они взаимосвязаны. Основными сферами артпедагогической деятельности сегодняшних исследователей и практиков можно считать создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе объединения таких общеизвестных наук и отраслей, как педагогика, психология, искусствознание и, в целом, всего огромного спектра человекознания, а также — организацию педагогами самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса. Характерной особенностью артпедагогики является то, что она основана на средствах искусства и художественно-творческой деятельности с развивающим и воспитывающим потенциалом. В ней очень тесно переплетаются художественное развитие и эстетическое воспитание. При грамотном сочетании они придают образовательному процессу новую специфическую направленность, очень актуальную сегодня. Появляется возможность использовать в образовательном процессе практически все виды искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика — как в учебной деятельности, так и вне ее.
Артпедагогика и общая педагогика имеют общие конечные цели — помочь человеку научиться понимать себя и гармонично сосуществовать с окружающим его обществом, научиться познавать действие законов красоты и нравственности в окружающем мире.
Однако у артпедагогики есть и свои, только ей одной присущие цели — например, формирование этического и эстетического «иммунитета» личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры. Он особенно важен в современном мире, где мы и наши дети так часто встречаемся с образцами безвкусицы и бездуховности. «Этический иммунитет» — это цельное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в окружающей среде и адекватную реакцию на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, организацию духовных ресурсов для преодоления материальных и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности. «Эстетический иммунитет» — характеристика духовного новообразования личности, обладающая такими качествами, как умение отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса, эклектики в искусстве, в человеке (в его поступках, поведении, творчестве); быть устойчивым к воздействию массовой, безликой культуры.
Артпедагогика имеет общие признаки, позволяющие заявлять о ней как о вполне сформировавшейся на сегодня области педагогической деятельности. Они таковы:
1. Использование искусства и его средств (в совокупности с содержанием какого-либо учебного предмета) в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества учащимися;
2. Интериоризация (внутреннее присвоение) знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий;
3. Отдание приоритета воспитанию в классической последовательности «обучение-воспитание-развитие личности».
Артпедагогика способна и призвана решать следующие задачи:
- облегчение процесса обучения для ученика и педагога;
- поиск социально приемлемого выхода агрессии и других негативных чувств, которые возникают в процессе общения педагога с учащимися;
- наличие материала для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике;
- проработка учебного материала с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми;
- налаживание отношений между учителем и учениками, создание наиболее благоприятных условий для ведения диалога;
- содействие в сохранение целостности человеческой личности, путем воздействуя в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности;
- содействие адаптации личности в социуме (самопознанию, самоопределению, самореализации), через приобщение к плодам творчества всего человечества в разных его видах, путем создания собственного творчества;
- развитие рефлексивной культуры, чувства внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения;
- содействие развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства.
В качестве концептуальных идей артпедагогики на сегодня выделяются следующие: идея гуманизации, идея креативности, идея рефлексивности, а также — идея интегративности.
Что касается гуманизации, то, по нашему мнению, это — стержень нового педагогического мышления, в основе которого лежит установка восхождения к личности, к человеку как высшей ценности. Гуманизм — основа артпедагогики, главный принцип деятельности артпедагога, если только он реализуется по отношению к каждому ученику вне зависимости от его способностей. Вера в индивидуальность предполагает большую работу учителя над самим собой, над своим отношением к ученикам, которые не вызывают симпатии педагога. При этом воспитательные цели превалируют над целями обучения. Сам этот процесс насыщается размышлениями над вечными проблемами (добра и зла, любви и мудрости, красоты и гармонии и др.)
Креативность включает в себя четыре основных аспекта: креативная среда, креативная личность, креативный продукт, креативный процесс. Личность становится креативной, только если она может осуществлять свою творческую деятельность полноценно, в условиях свободной и креативной среды. Творческая способность не может возникнуть и тем более развиться в результате принуждения. Поэтому перед артпедагогом встает вопрос, как создать условия, стимулирующие благоприятное созидательное творчество. Безопасность креативной среды обеспечивается:
- принятием безусловной ценности индивида, способностью к самовыражению;
- созданием атмосферы, в которой отсутствует однозначная внешняя оценка (она обязывает защищаться, а ее отсутствие раскрепощает человека);
- наличием чуткости и понимания.
Реализация идеи рефлексивности — это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. В качестве основного показателя рефлексивной культуры личности можно рассматривать ее способность к работе в условиях неопределенности, так как это свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творческих возможностей личности.
Идея интегративности заложена в самой основе артпедагогики. Как уже отмечалось выше, она развивается на основе слияния всех отраслей и видов искусства, а также — педагогики, психологии и других областей наук о человеке. Гармоничное сочетание всех видов и форм разнообразной художественной деятельности обогащает нравственно-эстетический облик учащегося. Вместе с тем, ученик осваивает информацию в основном при помощи трех модальностей (ощущения, зрение, слух), Так как у каждого человека доминирует своя модальность, то и материал необходимо воспроизводить в трёх модальностях одновременно — для его лучшего понимания и усвоения всеми участниками учебного процесса.
Таким образом, сочетание педагогики и различных видов искусства во всех их проявлениях позволяет нам освоить новые методы обучения и воспитания, наиболее современные и актуальные на сегодняшний день. Благодаря этому становится возможным сделать обучение более результативным, творческим и доступным для каждого человека. Кроме того, к очевидным достоинствам артпедагогики следует отнести то, что ее грамотное и систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих путей в педагогике в целом и в коррекционной педагогике в частности. Все это способствует лучшему освоению детьми и взрослыми наук и искусств, а также — духовному и нравственному развитию, которое так актуально на сегодняшний день.
Литература:
1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
2. Копытин, Е. А. Арт-терапия / Е. А. Копытин. — М.: Новые горизонты, 2006.- 336 с.
3. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.