Роль детских телевизионных передач в интеллектуальном развитии младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колесникова, Т. А. Роль детских телевизионных передач в интеллектуальном развитии младших школьников / Т. А. Колесникова, О. С. Боровко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4241/ (дата обращения: 16.04.2024).

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах умственного, психического и физического развития. Этот возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость [2].

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом [1].

В одной из своих работ А. Я. Юровский писал: «Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры <…> обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик» [3].

Актуальность темы нашего исследования связана с тем, что на современном этапе развития общества телевидение занимает одно из ведущих мест в системе средств массовой информации, оно выполняет различные функции и играет большую роль в жизни современных людей. Влияние, оказываемое телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на детей и подростков в процессе их социального развития, отражается в их стремлении к активному подражанию кино героям, в богатстве воображения и чутком восприятия наблюдаемых событий. Значимость и влияние телевидения на интеллектуальное развитие детей как источника разнообразной информации особенно велико.

Сегодня детские программы занимают определенную долю на федеральных каналах в сетке вещания и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей одновременно. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей.

Доступность информации, знаний и дешевизна телевидения — это его положительные стороны, однако есть и отрицательные, ведь оно доступно и тем, для кого может сыграть совсем иную роль. Речь идет о детях, подростках и молодых людях — самой открытой и восприимчивой части человечества. Для них существуют специальные познавательные и развлекательные передачи, для них работают целые каналы.

В наше время это огромное количество специальных каналов и передач для детей. Это один из способов, благодаря которым дети лучше познают окружающую среду. Красочная, яркая виртуальная картинка на некоторое время способна отвлечь ребенка от реальности. Приведем примеры некоторых из них.

Телеканал «Детский мир» — первый детский телеканал. В первые годы вещания на телеканале были представлены обучающие, познавательные передачи и развлекательные шоу. В данный период на канале транслируются: мультфильмы отечественного и зарубежного производства, детские фильмы, сказки. Канал способствует эмоциональному развитию детей.

Телеканал «Детский» — современный телеканал для детей. Универсальный, современный, безопасный, увлекательный, образовательный. Наполнен анимационными фильмами, сказками и мультфильмами отечественного и зарубежного производства, а так же передачами собственного производства (ЗанзиБар, Как я провел..., Girls Only). Предназначен для детей от 6–12 лет и их родителей [5].

Телеканал «Моя радость» — это Детский семейный образовательный телеканал. Он наполнен культурно-просветительскими, образовательными и детскими программами собственного производства. На канале каждый член семьи найдёт для себя что-то полезное. Особенность «Радости моей» — приверженность православным традициям. Предназначен для детей и подростков в возрасте от 0–16лет. Преимущество передач на данном телеканале посвящено именно изучению и приобщению подрастающего поколения, православным традициям, что способствует на наш взгляд не только умственному, эмоциональному, но и духовному развитию детей [4].

Телеканал «Улыбка Ребенка» — Российский телеканал для детей, посвящен нравственному воспитанию ребенка и развитию детского творчества. В эфире многообразие образовательных, познавательных программ для детей, мультфильмы и многое другое [7]. Детская аудитория от 3 до 11 лет.

Многие передачи на канале созданы для того, чтобы помочь ребенку освоиться в социуме, показать как нужно вести себя в сложных ситуациях, что способствует успешной социализации ребенка в обществе, есть передачи, которые посвящены спорту и здоровому образу жизни. Все это представлено в игровой форме. Перечислим некоторые из них: «Классные уроки», «Мастерская добрых дел», «Заряжайка», «Олимпийская академия», «Волшебный сундук» и т. д.

Телеканал «Карусель» — уникальный телевизионный проект для детей и юношества. Канал создан на базе каналов «Бибигон» и «Теленяня», при содействии ведущих педагогов, педагогов, авторов инновационных образовательных программ. Канал «Карусель» ориентирован на широкую детскую и подростковую аудиторию.

«Карусель»- это яркий калейдоскоп из лучших образовательных и развлекательных шоу, любимых фильмов и мультфильмов, весёлых викторин и игровых проектов. В увлекательной и доступной форме уникальные передачи, сочетающие образовательные, развивающие и игровые элементы, обучающие юных телезрителей, активизируют творческие способности и расширяют кругозор. Программная сетка канала сформирована с учётом особенностей детского телесмотрения [6].

Основные передачи телеканала «Карусель»:

1.                  «Fanny English» — познавательная передача, предназначенная для обучения детей английскому языку.

2.                  «Мы идём играть» — познавательная передача для детей.

3.                  «Большие буквы» — познавательная игра, где участники и зрители расширяют свой словарный запас и пополняют интеллектуальный багаж.

4.                  «Вопрос на засыпку» — интеллектуальная викторина для детей.

5.                  «Спроси у Всезнамуса!» — интерактивная телеэнциклопедия

6.                  «Забавная наука», «Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить», «Служба спасения домашнего задания» — познавательные передачи о науке и не только.

Это далеко не весь перечень программ, транслирующихся на канале «Карусель», есть и программы о спорте («Олимпийцы», «Спорт — это наука»); о творчестве («Давайте рисовать!», «Волшебный чуланчик»); о животных («Жизнь замечательных зверей», «Ребята и зверята»); о природе («Чудо Путешествия», «В гостях у Деда-Краеведа») и о много, многом другом очень интересном, познавательном и увлекательном.

Таким образом, в эфире канала Карусель представлены познавательные, обучающие, развивающие и игровые программы, а также мультфильмы и телесериалы. Все передачи развивают память, воображение, мышление, фантазию. С их помощью дети знакомятся с окружающим миром, познают и открывают новое. Способствуют повышению интеллектуального уровня развития ребенка. Передачи созданы с учётом возрастных особенностей детей, т. е. целевая аудитория это младший школьный возраст.

Детская программа — это система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель ее — всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей.

Проведя данное исследование, мы сделали вывод, что среди разнообразия телевизионных каналов, существуют такие, которые по праву могут называться детскими телеканалами, они способствуют всестороннему развитию детей, их аудитория это дети в возрасте от 0 до 12 лет. Каждый из перечисленных выше телеканалов постарался разнообразить список передач, которые были бы направлены на удовлетворение детских потребностей (интеллектуальных, эмоциональных). С помощью них дети знакомятся с окружающим миром, познают и открывают новое. Все передачи созданы с учётом возрастных особенностей детей.

Программы для детей и подростков можно встретить на «Первом канале» («Ералаш», «Умники и умницы»); на канале «СТС» («Галилео», «Самый умный», «Детские шалости», транслирует достаточно большой объем мультфильмов преимущественно зарубежного производства). Данные программы больше рассчитаны на аудитории в возрасте от 12 лет.

Детское телевидение, на наш взгляд, должно быть именно детским. Над созданием такого рода передач должны работать психологи и педагоги, знающие детскую психологию, имеющие четкие представления о том, что для детей полезно, а что нет и способные преподнести детям информацию именно в том виде, в каком она будет наиболее востребована и понятна.

Детские передачи должны развивать и воспитывать детей, превращать их в полноценных членов здорового общества, способного мыслить, понимать, сочувствовать и помогать. В заключении хотелось бы отметить следующее, каким бы не было разнообразие детских телеканалов и передач в них необходимо учитывать то, что выбирать телепередачи нужно тщательно, так чтобы не навредить своему ребёнку.

Литература:

1.                 Колосов А. А., Сапунов В. И., Тулупов В. В., Цуканова М. И. Техника и технология СМИ. Печать. Радио. Телевидение. Интернет. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2008. С.127.

2.                 Мальцева Л. В. Возрастная психология. — М.: Высшее образование, 2005. С.330

3.                 Юровский А.Я Место телевидения в системе средств массовой коммуникации / Телевизионная журналистика. — М.: Высшая школа, 2002. с.367

4.                 URL: http://www.radostmoya.ru/about/ ДСОТ «Радость моя». Лицензия Россвязькомнадзор ТВ № 13815 от 14.08.2008 г. 2008–2013г.

5.                 URL: http://telekanaldetskiy.ru/collection Контент Юнион (медиабренд Клуб 100). 2011–2013г.

6.                 URL: http://www.karusel-tv.ru/announce/ ЗАО «Карусель» 2010–2013г.

7.                 URL: http://smiletv.org/ «Улыбка ребенка». Детский телеканал. Сайт разработан веб-группой Russian Broadcasting Network, 2013г.

8.                  

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, канал, передача, детская, зарубежное производство, программа, телеканал, главное преимущество, младший школьный возраст, познавательная передача.

Похожие статьи

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших...

Для детей младшего школьного возраста, существуют специальные передачи, которые имеют не только познавательный характер, но и учат быть добрыми, щедрыми, готовыми прийти напомощь.

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей...

- познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь

И главное — нельзя показывать мультфильм ребёнку, если его не видел родитель!

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

Положительное и отрицательное влияние отечественных...

За 10–15 лет развития телевидения в России появилось множество каналов, где показывают различные детские телепередачи, а также различные мультфильмы

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое...

Однако многие современные родители предпочитают включать детям зарубежные мультфильмы.

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

Реализация культурно-образовательной функции журналистики...

К 2015 г. детских передач на основных каналах стало еще меньше (см. Таблица 2 [6]).

К тому же, большинство каналов пытаются выполнить требование закона, заполняя эфир мультфильмами, в основном зарубежного производства.

Роль радио в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Радиовещание для детей среднего и старшего возраста тесно связано с программами школьного обучения и воспитания.

Предлагаем вам пройти по ссылке «Любознайка» — детская познавательная передача, которая интересна и детям, и взрослым

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших...

Анкетирование среди школьников младших классов показало, что большинство учащихся младшего школьного возраста смотрят

26 % детей смотрят мультфильмы зарубежного производства, 10 % — отечественного, 37 % — зарубежного и отечественного производства.

Современная мультпродукция в контексте развития детей...

Основные термины (генерируются автоматически): мультфильм, ребенок, зарубежное производство, детский сад, родитель, плохой поступок, отечественное производство, друг, дошкольный возраст, телевизор.

История внедрения технологий мультимедиа...

Одним из первых зарубежных опытов применения мультимедиа в образовании можно считать создание «портрета» сегодняшнего

1. Способствуют повышению познавательного интереса. 2. Обладают универсальностью использования. 3. Опираются на базовую учебную программу.

Похожие статьи

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших...

Для детей младшего школьного возраста, существуют специальные передачи, которые имеют не только познавательный характер, но и учат быть добрыми, щедрыми, готовыми прийти напомощь.

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей...

- познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь

И главное — нельзя показывать мультфильм ребёнку, если его не видел родитель!

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

Положительное и отрицательное влияние отечественных...

За 10–15 лет развития телевидения в России появилось множество каналов, где показывают различные детские телепередачи, а также различные мультфильмы

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое...

Однако многие современные родители предпочитают включать детям зарубежные мультфильмы.

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

Реализация культурно-образовательной функции журналистики...

К 2015 г. детских передач на основных каналах стало еще меньше (см. Таблица 2 [6]).

К тому же, большинство каналов пытаются выполнить требование закона, заполняя эфир мультфильмами, в основном зарубежного производства.

Роль радио в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Радиовещание для детей среднего и старшего возраста тесно связано с программами школьного обучения и воспитания.

Предлагаем вам пройти по ссылке «Любознайка» — детская познавательная передача, которая интересна и детям, и взрослым

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших...

Анкетирование среди школьников младших классов показало, что большинство учащихся младшего школьного возраста смотрят

26 % детей смотрят мультфильмы зарубежного производства, 10 % — отечественного, 37 % — зарубежного и отечественного производства.

Современная мультпродукция в контексте развития детей...

Основные термины (генерируются автоматически): мультфильм, ребенок, зарубежное производство, детский сад, родитель, плохой поступок, отечественное производство, друг, дошкольный возраст, телевизор.

История внедрения технологий мультимедиа...

Одним из первых зарубежных опытов применения мультимедиа в образовании можно считать создание «портрета» сегодняшнего

1. Способствуют повышению познавательного интереса. 2. Обладают универсальностью использования. 3. Опираются на базовую учебную программу.