Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника
В связи с развитием информационно-компьютерных технологий на сегодняшний день отмечается снижение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать. Следовательно, страдают речь, грамотность, моральное воспитание, аффективная сфера, а самое главное интеллект. Неслучайно роль художественной литературы в умственном развитии младшего школьника так внимательно и предметно изучалась отечественными и зарубежными учеными: Н.Н. Черевичной, В.П. Ягунковой, А.В. Пионтек, З.Н. Клопертанец, П.М. Якобсоном, Г.Нилом и др.
Согласно исследованию детского внеклассного чтения, проведенного в нескольких регионах России (2014), большинство школьников уделяют чтению 1–2 часа в неделю, прочитывая за месяц 1–2 книги. Целью исследования было выяснить, насколько велика мотивация у школьников к чтению, каковы количественные и качественные показатели внеклассного чтения в нашей стране. Статистический анализ, показывает: 30 % школьников6–11 летчитают 1–2 часа в неделю; 29,8 % посвящают чтению 3–4 часа; 41 % школьников указанного возраста прочитывают 1–2 книги в месяц; у 37,8 % количество книг в месяц возрастает до 3–5. Более 10 книг читают за месяц только 5 % ученики младших классов [3, с. 178].
В ФГОС начального образования заложены возможности и ресурсы воспитания у детей интереса к чтению и книге. Пожалуй, можно согласиться с тем, что стремление ребенка обучаться и успех обучения подчиняются желанию читать. Неслучайно А. С. Макаренко подчеркивал: «Этот период имеет огромную значимость в жизни ребёнка. Ребёнок входит в отрасль книги и печатного слова, иногда входит неохотно, с трудом справляется с теми техническими трудностями, которые ставит перед ним буква и самый процесс прочтения» [1, с. 33].
Желание читать сопровождает детей с первых лет жизни, а результат приобщения к литературе будет базироваться опыте эмоциональных переживаний сюжетов и ролей, полученном в дошкольном возрасте. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его — привычка ребенка читать. Большинство педагогов убеждены, что успех развития интереса к чтению поэтической литературы у младших школьников зависит от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать.
Исследователи детского чтения отмечают, что литературное творение выступает перед ребенком в целостности фабулы и поэтической формы. Если ребенок настроен к литературному творению, то его восприятие будет стопроцентным. А для этого необходимо акцентировать внимание детей не только на сюжете, но и на драматических способах языка сказки, повести, элегии и других творениях поэтической литературы. Со временем у младших школьников складывается предпочтительное отношение к литературным творениям, а также поэтический вкус [3, с.179].
Анализ исследований показывает, что чтение художественных произведений всегда выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения — формирование личности учащегося [5, с.139].
Ученые отмечают, что прочтение поэтической литературы способствует обретению эстетичного блаженства, а, значит, воспитывает младшего школьника чувственно. Благодаря чувственным импрессиям осуществляется и фиксация визуального восприятия. В это связи, считает О.В.Ткаченко, чтение художественных произведений решает следующие задачи: расширяется и углубляется кругозор ребенка, обогащаются его знания и эмоции; посредством книги усиливается воспитательное воздействие на ребенка; книги способствуют обогащению и развитию языка [5, с.139]. По мнению автора, влияние литературы на формирование личности младшего школьника осуществляется посредством восприятия. Восприятие тесно связано с пониманием — проникновением в сущность художественного изображения, которое достигается путем анализа и синтеза того, что воспринял читатель. Познание художественной литературы имеет огромное значение для развития творческих задатков ребенка. Глубина восприятия художественной литературы отражает понимание художественного образа как обобщенной картины человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение [5, с.139].
Анализ литературных сведений и собственных наблюдений позволяет утверждать, что поэтическая литература служит разносторонне-развивающим средством. Благодаря чтению художественной литературы, отмечает И..Н.. Чакова, у младшего школьника развивается речь, обогащается словарный запас, что помогает ему выражать свои мысли в устной и письменной форме, и понимать сказанное другими людьми, грамотно строить предложения [6, с.127]. В процессе чтения произведений художественной литературы, подчеркивает исследователь, у ребенка развивается логическое мышление, формируются конкретные понятия и представления; он учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира, учится объяснять жизнь и видеть связь одного явления с другим, что обеспечивает познание реальной действительности [6, с.127].
Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Ребенок из книг узнает обо всем, что его интересует. Поэтическая литература влияет на развитие образной памяти и совершенствование оперативной памяти и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Через знакомство с художественной литературой развивается активность, любознательность, общая культура и эрудиция детей [6, с.127].
На основании этого можно утверждать, роль поэтической литературы в умственном развитии младшего школьника, является неоспоримой. Однако наряду с этим встает проблема чтения книг современными детьми. Педагоги, психологи, филологи озабочены тем, что в век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.
Педагогамии психологами давно доказано, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Между тем доказано, что так называемая «врожденная грамотность» тоже результат начитанности человека. Исследователи отмечают, что в процессе чтения зрительная память фиксирует визуальные образы слов, а при письме эти образы «всплывают в голове» автоматически, и человек, не задумываясь, пишет грамотно, и сразу замечает орфографические ошибки на бумаге [2, с.2310]. В связи с этим, главной целью в деятельности педагога начальной школы должно быть приобщение детей к сфере книг и поэтической литературе, развитие интереса к чтению, стремления слушать сказки, стихи, рассказы. В младшем школьном возрасте дети должны научиться внимательно слушать сказки, повести, элегии, потешки, а также наблюдать за развитием сюжета в сказке, переживать персонажам [2, с.2310].
В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению [4, с.245]. Чтобы процесс декламации стал для младших школьников личной необходимостью, очень полезны игры. Огромную роль играют вечера чтений, наполненные живым, умным словом. Плохо читающие школьники обречены на неуспеваемость в средних и старших классах. Для формирования у ученика потребности в декламации и письменной речи педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важную переписку.
Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя –способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель [3, с.178]. В связи с этим, предлагают Максимова А.А. и Саввинова Р.В., в рамках проверки знаний младших школьников по поэтической литературе надо организовывать викторины, кроссворды. При заполнении опросных листов по викторине школьники ещё раз применяют источник, заостряют внимание на определенные фрагменты, кажущиеся раньше не значительными, думают, лучше запоминают [3, с.179].
Таким образом, подводя итоги, мы пришли, к выводу — роль поэтической литературы в умственном развитии младшего школьника, является неоспоримой. Поэтическая литература служит разносторонне-развивающим средством: развивается память, речь, творческое воображение, учит детей мыслить образами, расширяется словарный запас и кругозор. Также развивается образная память и совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Через знакомство с художественной литературой развивается активность, любознательность, общая культура и эрудиция детей. Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Это становится основой для развития читательских умений. В связи с эти педагоги и родители, должны знакомить и приобщать детей к чтению художественной литературы.
Литература:
- Васинская Н.В., Щербинина Н.А. Технология продуктивного чтения // Тр. междунар. конф. «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности». — Махачкала, 2014. — С.33–34.
- Исаева О.В., Слонь О.В. Продуктивное чтение как способ формирования личностных достижений младшего школьника // Фундаментальные исследования. — 2014. — №9–10. — С. 2308–2311.
- Максимова А.А., Саввинова Р.В. Развитие читательской деятельности младших школьников // Тр. междунар. конф. «Научный поиск в современном мире». — Саратов, 2014. — С. 178–179.
- Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1: Общие основы психологии. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2010. — 687 с.
- Ткаченко О.В. Развитие личности в младшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. — 2015. — №1(40). — С. 138–146.
- Чакова И.Н. Влияние художественной литературы на формирование личности младших школьников // Тр. междунар. конф. «Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания». — Оренбург, 2013. — С.126–129.