Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 19.08.2016

Статья просмотрена: 2293 раза

Библиографическое описание:

Рыкова, М. А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников / М. А. Рыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33247/ (дата обращения: 17.12.2024).



Действенным средством формирования у дошкольников осознанного отношения к моральным нормам является художественная литература. Цель художественных произведений — не формальное усвоение сообщаемых моральных правил, которые остаются лишь «знаемыми», но не «действенными» (Т. И. Ерофеева, Я. З. Неверович), а воздействие на чувства детей (жалость, сопереживание, негодование, радость и др.), побуждение к нравственным поступкам.

Специфической особенностью, отличающей художественную литературу от других искусств — музыки, живописи, скульптуры — является то, что средством для выражения духовно-нравственного содержания служит язык.

Язык художественной литературы обладает особыми качествами — образностью, выразительностью, живостью. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает.

Художественная литература как средство воспитательного воздействия применяется с того времени, как дети начинают слушать ее в исполнении взрослых. Поэтому в детском саду, где детям систематически читают, рассказывают, художественная литература приобретает уже большее значение.

Далеко не всегда поступки ребенка, внешне соответствующие моральным нормам, являются таковыми, поскольку основываются не на сознании этих норм, не на убежденности в их справедливости, а на подчинении взрослому, на боязни наказания и т. д. Нравственный смысл некоторых правил остается детям непонятным.

Обращая внимание на роль чувств в нравственном воспитании, А. В. Запорожец также подчеркивал, что дети дошкольного возраста нередко не следуют правилам морали не потому, что не знают их, а потому, что не вникают в эмоциональное состояние сверстника, находящегося в ситуации дискомфорта, или не испытывают соответствующих эмоций (стыда, раскаяния, недовольства собой и пр.) при совершении неблаговидного поступка. И лишь некоторые дети, поняв эмоциональное состояние другого, находят правильное решение. В начале дошкольной жизни дети овладевают речью как средством общения с окружающими. Слово, обращенное к детям, становится им понятным еще раньше, поэтому художественная литература является для дошкольников искусством доступным и близким и открывает педагогу широкие возможности для воспитательной работы.

В практике детских садов литературные произведения широко используются в целях обогащения языка детей, а также развития таких качеств речи ребенка, как образность, выразительность. Педагог в детском саду постепенно и целенаправленно подводит детей к познанию действительности, воспитывает правильное отношение к доступным их пониманию явлениям жизни. Для этой цели он наряду с другими средствами воспитания использует художественные образы литературы.

Эмоционально воспринимая поступки литературных героев, дети, по словам А. В. Запорожца, приобретают своеобразный набор эталонов, позволяющих оценивать эти поступки — добрые или злые, справедливые или несправедливые, честные или нечестные и т. д. Большое значение имеет форма передачи нравственного содержания художественного произведения.

Самая доступная пониманию дошкольников форма преподнесения норм морали — описание конкретных положительных поступков. Например, после прочтения «Айболита» К. Чуковского дети, отвечая на вопрос: почему вам нравится Айболит, приводят примеры его любви к зверям, заботы о них, говорят о том, что хотят быть похожими на него. Примеры положительных поступков содержатся и в произведении А. Барто «Вовка — добрая душа». Доступна восприятию детей и такая форма, как сопоставление действий положительного и отрицательного героев с последующей оценкой их писателем.

Этот чистит валенки, моет сам галоши,

Он хотя и маленький, но вполне хороший.

Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха,

Про такого говорят: «Он плохой, неряха». В. Маяковский.

В некоторых произведениях нет прямой оценки автором действий персонажей. Дошкольникам предоставляется возможность самим обсудить их поведение и оценить его с точки зрения норм морали (например, стихотворение С. Михалкова «Два барана»). В ходе беседы педагог подводит детей к выводу: надо уметь уступать друг другу, договариваться. Более сложными для восприятия дошкольников являются литературные произведения, в которых суть нравственной ситуации дается косвенно. Например, в рассказе Е. Пермяка «Бумажный змей» показаны дети, грустно наблюдающие за игрой сверстников с воздушными змеями. Причем у каждого из наблюдающих есть детали, из которых можно изготовить такого змея, но они не догадываются, как это сделать.

После чтения рассказа дошкольники не смогли самостоятельно найти выход из этой ситуации. В процессе беседы педагог подвел их к выводу: если бы дети объединились для совместной деятельности, сумели договориться, то они тоже смогли бы сделать змея.

Особой формой преподнесения нравственного содержания литературного произведения является использование юмора, который доступен пониманию старших дошкольников («Помощница» А. Барто, «Вредные советы» Г. Остера, «Фома» С. Михалкова и др.) [4].

Подобные произведения вызывают оживление, активное обсуждение и одновременно учат «противостоять» отрицательным поступкам (известно, что дошкольникам свойственно идентификация себя с положительными героями). При этом не следует задавать прямых вопросов типа: как Таня помогала? В голосе педагога должен звучать юмор, мягкое порицание действий героев, а не осуждение, что герои не знали, как надо было поступить.

В работе со старшими дошкольниками воспитательные задачи можно усложнить — формировать представление о том, что буквальное следование моральным нормам не всегда возможно (Н. Н. Поддъяков). В жизнь ребенка очень рано входят нравственные правила, регулирующие поведение в конкретных ситуациях. Так, например, детям часто говорят: нельзя драться, надо быть вежливым, надо всегда слушаться маму и т. д. И это, в принципе, верно: не имея достаточного опыта ориентировки в окружающем, малыш может нанести вред своему здоровью или обидеть сверстника, проявить грубость. Но дети становятся старше, и чтобы не развивалось пассивное послушание, они должны научиться осознавать значимость вводимых правил. Возникает вопрос: всегда ли необходимо так прямолинейно действовать в соответствии с этими правилами? Например, детям внушают, что игрушками надо делиться. И когда сверстник просит игрушку у ребенка, то ему напоминают это правило. Но нередко педагог видит, что игрушка крайне необходима ребенку для развертывания игры, и он обращается к сверстнику: подожди, ведь Саша играет собачкой совсем еще не долго. Давай подумаем, какую игрушку ты возьмешь вместо нее. В подобной ситуации ребенок сталкивается с двумя взаимоисключающими правилами: надо игрушками делиться и надо подождать, чтобы не мешать другому играть. Дошкольнику еще трудно понять, какое правило является наиболее целесообразным. И нередко бывает так, что он пользуется возможностью защитить свое право на владение игрушкой.

Еще более сложными для детей оказываются ситуации, в которых возникает необходимость нарушения правила. Они описаны в литературе и определены авторами как «ситуации морального выбора» (Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков, С. Г. Якобсон, С. Г. Рочев, А. Я. Рояк и др.) Например, рассказ о девочке, которая потеряла ленточку из косички в песочнице, где дети строили дом. Как надо поступить, чтобы помочь ей? Перекопать песок, чтобы поискать ленточку? Но тогда будут обижены строители здания.

Обсуждая с дошкольниками подобные рассказы, удается сформировать у них представление об относительной значимости моральных норм, развить самостоятельную поисковую деятельность.

Таким образом, художественная литература играет важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Именно она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способность и стремление к дружбе, верности, честности, расширяет духовно-нравственный и интеллектуальный кругозор ребенка. В зависимости от того, какой литературе отдается предпочтение, что выделяется как главное в характере любимых героев, и складываются кирпичики основ духовной нравственности и нравственно осознанного поведения, ведущие к выработке манер и способов отношения к людям, представлений о добре и зле. Художественные произведения дают возможность представить нормы морали в разных формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественная литература, дошкольник, произведение, детский сад, норма, нравственное содержание, педагог, поступок, правило.


Задать вопрос