Роль элективного курса в патриотическом воспитании школьников
Автор: Циулина Марина Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 539 раз
Библиографическое описание:
Циулина, М. В. Роль элективного курса в патриотическом воспитании школьников / М. В. Циулина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/316/ (дата обращения: 23.11.2024).
В настоящее время в России определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного патриотического воспитания. Выбор такой формы работы как элективный курс обусловлен рядом проблем, с которыми столкнулась современная школа: уменьшение количества классных часов, вымывание функции патриотического воспитания из учебных предметов. Мы считаем, что элективный курс может нести не только информационную функцию, но и воспитательную.
В своем диссертационном исследовании Т.В. Аникаева, обосновывая необходимость введения спецкурсов, отмечает ряд преимуществ такой формы работы, часть из выделенных преимуществ можно применить к процессу патриотического воспитания:
- появление спецкурса в учебном плане обусловлено интересами педагога и школьника;
- спецкурс дает возможность получения обратной связи от всех членов группы;
- спецкурс дает возможность для творческого самовыражения, самореализации учащихся;
- педагог получает возможность более мобильно и динамично управлять воспитательным процессом [1].
Необходимо отметить, что программа элективного курса ориентирована на связь интеллектуальных и эмоциональных влияний на личность учащегося. Теоретическим обоснованием этого положения является идея о том, что развитие аффективно-потребностной сферы проходит тот же путь исторического развития, что и познавательные процессы, т.е. идея единства интеллекта и аффекта, сформулированная отечественным психологом Л.С.Выготским.
Развитие мышления и эмоций имеют один корень. Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и в том, что эта связь является динамической, т.е. каждой ступени в развитии мышления соответствует определенная ступень в развитии аффекта [2].
Проблему связи интеллектуального и эмоционального воздействия в процессе воспитания поднимает П.М. Якобсон. В психологическом очерке «Эмоциональная жизнь школьника» автор пишет, что «… налицо явное расхождение между словами и делами, между знанием положений морали и нравственным поведением. … Одна из причин неэффективного воздействия школы на личность заключается в интеллектуализме, который часто пронизывает воспитательную работу школы. Вместо воздействия на личность учащегося в целом для перестройки его побуждений, стремлений, поведения воспитательная работа затрагивает лишь его интеллектуальную сферы…» [4, с. 8].
Проблема интеллектуализма является характерной чертой современной школы. По нашему мнению, одной из значимых предпосылок действенного воспитания, а в особенности патриотического воспитания, является воздействие на эмоциональную сферу учащихся.
Чувства, по мнению П.М. Якобсона, являются отражением действительности и носят субъективный характер, бывают эпизодическими и глубокими. Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, приводит к закреплению чувства в поведении [4]. Это является конечной целью патриотического воспитания. Патриотизм в значительной мере формируется в школьные годы, в дальнейшем он становится лишь более осознанным, следовательно, все мероприятия по патриотическому воспитанию должны быть направлены на глубокий эмоциональный отклик детей, особенно это важно в воспитании подростков, поскольку, как утверждает П.М. Якобсон, в этом возрасте чувства приобретают более личностный характер [4].
Отечественный психолог А.А. Смирнов в труде «Психология, педагогика, школа» показал необходимость изучения закономерностей нравственного развития учащихся для формирования их мировоззрения, убеждений, нравственных чувств. При этом ученый подчеркнул, что «знания – убеждения – поведение – качества личности – все это звенья одной цепи» [3, 225]. По мнению А.А. Смирнова, наличие правильных нравственных представлений еще не гарантирует соответствующего поведения и чувств личности, оно только содействует их формированию [3].
Это положение особенно важно для патриотического воспитания, поскольку знания, которые получают учащиеся на данном элективном курсе, должны превращаться в мотивы их действий и поступков. Патриотизм должен стать личным достоянием человека, частью его духовного мира, только в этом случае они будут побуждать человека к действиям и определять его отношение к жизни, к современной Российской действительности.
Введение специальных элективных курсов в образовательный процесс позволяет реализовать то содержание, которое решает цели и задачи, направленные на воспитание тех или иных черт, чувств и качеств личности. Нами разработан элективный курс «Мой дом, мой горд, мой край», целью которого является воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своей семьи, школы, родного края. Данная цель решается посредством расширения и углубления знаний о традициях семьи, школы, культуре малой Родины. Программа элективного курса реализуется в 9 классах, рассчитана на 30 часов в год. Организационные формы изучения курса: урок, классный час, семинарское занятие, экскурсия, конференция, викторина, выставка, самостоятельная работа учащихся. Элективный курс реализуется учителями истории, краеведения, русского языка и литературы, классными руководителями, работниками библиотеки.
Программа элективного курса состоит из 7 разделов-тем: «Патриот своей семьи», «Наша школа», «Челябинск – город родной», «Национальная культура народов Южного Урала», «Литература Южного Урала», «Челябинская область в годы Великой Отечественной войны», «Современная Челябинская область» (таблица 1).
Таблица 1. Учебно-тематический план элективного курса «Мой дом, мой город, мой край»
№ занятия |
Тема |
Кол-во часов |
|
теор. |
практ. |
||
Вводное занятие |
|||
1 |
Что мы знаем о патриотизме? |
1 |
|
Тема 1. Патриот своей семьи (3 ч.) |
|||
2 |
История возникновения семьи. Традиционный быт русской семьи |
1 |
|
3, 4 |
История, традиции моей семьи |
|
2 (конференция) |
Тема 2. Наша школа (3 ч.) |
|||
5, 6 |
|
|
2 (экскурсия, встречи) |
7 |
Выпускники нашей школы |
|
1 (встречи) |
Тема 3. Челябинск – город родной (6 ч.) |
|||
8, 9 |
Челябинск: от крепости до большого города |
2 |
|
10, 11 |
Современный Челябинск |
|
2 (экскурсия) |
12, 13 |
Ленинский район |
|
2 (экскурсия) |
Тема 4. Национальная культура народов Южного Урала (4 ч.) |
|||
14 |
Человек на Урале |
1 |
|
15-17 |
Культура народов Южного Урала |
|
1 (семинарское занятие) 2 (экскурсия) |
Тема 5. Литература Южного Урала (3 ч.) |
|||
18 |
Детская литература на Южном Урале |
1 |
|
18 |
Русские писатели классики на Южном Урале |
1 |
|
20 |
Писатели и поэты Южного Урала |
|
1 (литературная гостиная) |
Тема 6. Челябинская область в годы Великой Отечественной войны (5 ч.) |
|||
21, 22 |
Танкоград – кузница Победы |
2 |
|
23 |
Южноуральцы на фронте |
|
1 (конференция) |
24, 25 |
Памятники, посвященные Великой Отечественной войне |
|
2 (экскурсия) |
Тема 7. Современная Челябинская область (4 ч.) |
|||
26 |
Официальные символы Челябинской области |
1 |
|
27,28 |
Визитные карточки городов и районов области |
|
2 (презентация) |
29 |
Встречи с южноуральцами |
|
1 (встречи) |
Заключительное занятие |
|||
30 |
Викторина |
|
1 (викторина) |
|
10 |
20 |
|
Итого: 30 часов |
Цель данного курса – воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своей семьи, школы, родного края, Родины.
Задачи курса:
Расширять и углублять знания о традициях семьи, школы.
Развивать познавательный интерес к истории, культуре малой Родины.
Формировать ценностные ориентации личности.
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа.
Вырабатывать установку на патриотическую деятельность.
Тема «Патриот своей семьи» открывает возможность превращения чувства причастности к судьбе страны через судьбу своей семьи в побудительную силу, ведущую к действию; приводит к закреплению чувства в поведении. Экстериоризация отношения к своей семье происходит под влиянием естественных основ патриотизма и переносится на отношение к Родине как матери всех отечественных семей. Это является конечной целью патриотического воспитания. Деятельность школьников в вопросах отношений к героическому прошлому Родины, через знание истории своей семьи, приобретает патриотическую направленность. Гордость за свою семью, как части большого государства, переносится на страну в целом.
Высказывания детей по вопросу: «Как ты можешь представить свою семью в нашей большой стране?»
- «Семья как маленькая семечка одного большого подсолнуха»;
- «Семья как страничка в Интернете»;
- «Семья – это лучик от Солнца» и т.д.
Тема «Наша школа» является благодатной во всех отношениях, ибо школа – это то место, где происходит осознание ребенком себя и своего места в жизни. Это тот период, когда происходит кристаллизация личности и становление характера, принятие культуры народа и познание основ наук, обретение товарищей и социализация. Объединенные единым школьным пространством, единым порядком и культурой образовательного учреждения, дети «врастают» в школьную среду естественным образом, как молодые побеги вырастают каждую весну. Для абсолютного большинства детей школа становится больше, чем просто образовательное учреждение. Чувство патриотизма по отношению к своей школе у школьников развито более чем в достаточной мере. Экстериоризация естественных основ патриотизма распространяется и на окружающую школу среду. Учащиеся с энтузиазмом занимаются социальным проектированием с целью изменить к лучшему окружающую их действительность. Социальный проект – это, пусть маленький, но продуманный и просчитанный «шаг вперед» в решении конкретных социальных проблем школы и микрорайона. Шаг, который дети делают сами, для себя, своих родных, близких, друзей, соседей. Трудно переоценить значение школы в воспитании детей и в частности патриотических чувств, так как воспитание строится на фоне естественных основ, естественных чувств к конкретным местам, людям.
Темы «Челябинск – город родной», «Национальная культура народов Южного Урала» и «Челябинская область в годы Великой Отечественной войны» приводит школьников в лоно краеведения. Самый мощный по эмоциональной насыщенности блок мероприятий, предполагающий непосредственный контакт с людьми, причастными к истории нашей страны. Вопросы истории района, в котором живут школьники, города, области становятся ключевыми при изучении этих тем на уровне активной деятельности, при погружении в пространство исследования. Здесь пытливый детский ум находит простор для исследований в самых различных направлениях: архитектура и храмовое строительство, археология и история, традиции народов и художественная культура, герои и их судьбы и многое другое. Знания, которые получают учащиеся по данным темам, должны превращаться в мотивы их действий и поступков. Чувство причастности к духовному и историческому богатству малой Родины должно стать личным достоянием человека, частью его духовного мира, только в этом случае оно будет побуждать человека к действиям и определять его отношение к жизни. Только так (через чувства) ценности Родины станут личными ценностями молодого человека.
Тема «Литература Южного Урала» знакомит учащихся с богатством литературного наследия Урала. При изучении этой темы обнаруживается связь когнитивного и аффективного компонента личности. И если целью воспитания является продуцирование патриотического типа личности, то, как нельзя лучше, литературные произведения, рассказывающие о красоте родного края, о людях, красоте их характеров, событиях, победах и заслугах перед Отечеством, через чувства, размышления молодых людей достигнут самых тонких слоев души. Осознание принадлежности к этой территории, которая так трепетно воспета литераторами Урала, наполняет души детей естественным чувством гордости. Большое значение имеют реальные тематические встречи с поэтами и писателями Южного Урала, которые дают мощный импульс самостоятельному интересу школьников к местной литературе. Экскурсии и походы по историко-литературным местам Урала привносят в бытие ребенка элемент возвышенности, одухотворенности, сказочности и побуждает к созданию собственных произведений.
Тема «Современная Челябинская область» позволяет школьнику увидеть себя в ореоле современных достижений прогресса в рамках своего региона. Современная Челябинская область является одной из ведущих территорий промышленного комплекса страны. Родители учащихся работают на промышленных предприятиях, в научных организациях, являются работниками культуры и т.д. Акцентируя внимание детей на том, какой вклад вносят их родители в достижения области, как высоко поднимают они сами престиж области, обнаруживая хорошую учебу и побеждая в различного статуса олимпиадах, указывая на их роль в прогрессе общества, обеспечивая ситуацию успеха детям и уверенности в их значимости для современного состояния общества в целом, педагоги достигают поставленных целей, в частности, воспитание патриотического типа личности.
Среда, формируемая вокруг школьника средствами элективного курса, воздействовала через когнитивные и аффективные компоненты личности на экстериоризацию естественных основ патриотизма учащихся в общественные и государственные ценности, выработку установки на патриотическую деятельность в рамках их средового окружения. Главные новообразования, появившиеся в психике подростков – рефлексивное мышление, чувство причастности к истории страны и малой Родины и ответственности за ее будущее.
Литература:
1. Аникаева, Т.В. Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников: дис. … канд. пед. наук. – СПб, 2001. – 220 с., ил.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. – 1136 с., илл. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
3. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1987. – 172 с., ил. – (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
4. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк. – М.: Просвещение, 1966. – 291 с.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ГОУ ВПО «ЧГПУ» 2011 г., проект № УГ-32/11/А