Воспитательная деятельность в общеобразовательной школе: от теории к практике, от идеи к её воплощению (из опыта работы)
Авторы: Александров Иван Николаевич, Сергиенко Любовь Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1415 раз
Библиографическое описание:
Александров, И. Н. Воспитательная деятельность в общеобразовательной школе: от теории к практике, от идеи к её воплощению (из опыта работы) / И. Н. Александров, Л. А. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 72-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4066/ (дата обращения: 16.11.2024).
Воспитательная работа в школе всегда направлена на реализацию задач формирования и развития культуры личности учащихся.
Цели воспитательной работы: обеспечение саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности детей в образовательном учреждении на основе актуализации духовно-нравственных, интеллектуальных, культурных ценностей.
В ГБОУ СОШ № 262 основное направление в воспитательной работе — развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации. Также воспитательная работа строится на расширении и углублении внутришкольных и внешкольных связей.Педагоги школы считают, что в основе взаимоотношений ребёнка и взрослого должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание. Такие воспитательные методы позволяют предупредить негативное влияние на формирование личности факторов, способствующих нанесению вреда здоровью учащегося.
В школе созданы условия для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых; условия взаимодействия всех участников воспитательной системы, а также для профессионального роста учителя.
Педагоги школы учат уважать историю и культуру своей страны, формировать и укреплять лучшие школьные традиции, воспитывают творческую активность у детей, создают условия для возможности выразить себя в художественной деятельности.
Ниже представлен план воспитательной работы школы.
Месяц |
Мероприятие |
Классы |
Сентябрь |
1.Праздник «День знаний» |
1–11 |
Октябрь |
1.Мероприятие «День учителя» |
5–11 |
Ноябрь |
1.Мероприятие «70-лет разгрома немецко-фашистских войск под Москвой» |
5–11 |
Декабрь |
1.Тематическая встреча в Московском Дипломатическом Кадетском Корпусе № 11 2.Мероприятие «Новый год шагает по планете» 3.Конкурс «Елочная игрушка» 4.Конкурс «Сделай ёлку своими руками» |
6–7 5–11 |
Январь |
1.Мероприятие «Святки» 2.Мероприятие «По волнам памяти» (к 50-летию школы) |
5–11 7–11 |
Февраль |
1.«Сталинградская битва» 2.День защитника Отечества |
5–11 5–11 |
Март |
1.Международный женский день 2.Предметная неделя |
5–11 5–11 |
Апрель |
1.Акция «Поздравь ветерана» |
5–11 |
Май |
1.Экскурсия в Тарусу, Поленово, Ярославль 2.Последний звонок |
9–11 10–11 |
Июнь |
1.Выпускной бал |
11 |
Каждый новый учебный год начинается с праздника, посвященного Дню знаний. Он создаёт атмосферу радости, удивления, восторга, воспитывает дружеское отношение в коллективе.
В сценарий праздника включено выступление первоклассников с правом дать первый звонок, напутственные слова старшеклассников, цирковая миниатюра «Клоуны», исполнение частушек (номер «Кастанаевские бабушки и дедушки»), танцевальный номер «Школьный вальс». Традиционным становится исполнение песен учащимися «Дорогою добра», «Россия».
Мероприятие создаёт условия для успешной социализации ребёнка, обеспечивает совместную деятельность воспитателей и воспитуемых, развивает творческие способности ученика, помогает адаптации в незнакомой среде.
Мероприятие «День учителя», которое традиционно проводится 5 октября, укрепляет дружбу между учащимися класса, знакомит с особенностями профессии учителя, учит уважительному отношению к ней, самостоятельно выбирать и готовить материал, быть ответственными, помогает раскрыть творческий потенциал.
Праздник, посвящённый Дню учителя, начинается с «живой лестницы». Учащиеся школы выстраиваются для поздравления педагогов с воздушными шарами и цветами. На первом этаже при входе в школу на экране показывается презентация с фотографиями. Через «живое радио», систему оповещения играют любимые песни учителей.
Концерт заменён на мини-поздравления в зале рекреации на переменах и обычно проводится с 1-го по 5-ый урок.
Несомненно, цель любого мероприятия воспитать в ребёнке чувство патриотизма, толерантности, любви к своей стране. Среди педагогов школы представители разных национальностей. Очень важно показать учащимся добрые, тёплые отношения и доказать, что всех людей в мире объединяет любовь и добро.
Один из таких номеров — поздравление учителей других национальностей не только на родном языке, но и с традиционными блюдами и песнями той страны, где родился педагог. Также в мероприятие возможно включить выступление учащихся, играющих на музыкальных инструментах. Исполнение этнических мелодий придаст празднику характер колорита.
За несколько недель праздника дети на уроках литературы пишут сочинение «Место учителя в жизни моей семьи», а также проводят блиц-опросы преподавателей. Одни из интересных вопросов: «Что запомнилось из школьной жизни?», «Когда впервые влюбились?». Проделанная работа размещается на стендах, расположенных в залах рекреации.
На последней перемене учителя показывают сказку «На ночь глядя», «Репка» (на современный лад).
В конце ноября проводится мероприятие, посвящённое 70-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Его цель донести до учащихся правду о войне, о героических подвигах советского солдата, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию, повышению культуры и творческих способностей ребёнка.
Администрация школы приглашает ветеранов Великой Отечественной войны. Учащиеся располагаются в актовом зале на плащах-палатках, поют военные песни «На безымянной высоте», «22 июня», «Тёмная ночь», «Москвичи» и др., читают стихотворения. На экране выведена хроника военных лет. Завершается мероприятие гимном Москвы. Под его звуки вручаются цветы ветеранам.
В рамах мероприятия можно провести тематические встречи. Так, на базе Московского Дипломатического Кадетского Корпуса № 11 состоялась беседа с полковником Артемовым Жоресом Львовичем, который «в годы войны служил в разведке. Истории об орденах и медалях, усеявших грудь ветерана, о мужестве и героизме, страданиях и победе целого многомиллионного народа в самой масштабной войне за всю историю человечества — то, что рассказал ветеран ребятам». (http://mdkk11.ru)
В конце декабря проходит мероприятие «Новый год шагает по планете», «Старая сказка на новый лад». Его цель — познакомить учеников с обычаями и традициями разных народов, празднованием Нового года. На жеребьёвке представители классов (старосты) выбирают ёлочную игрушку, на обратной стороне которой написана страна (Япония, Италия, Великобритания, Украина, Россия, Китай и др.)
Учащиеся самостоятельно подбирают музыку, одежду той страны, которую представляют, готовят традиционное новогоднее блюдо.
За несколько недель до празднования Нового года объявляется конкурс «Ёлочная игрушка» и «Сделай ёлку своими руками». Ребята изготавливают новогодние елки в кругу семьи, используя разные материалы (пластилин, картон, конфеты, монеты и др) За неделю до основного мероприятия в залах рекреации организовывается выставка работ, из которых выбираются лучшие.
После празднования Нового года дети охотно знакомятся с главным зимним праздником СВЯТКИ, который обычно отмечается с 24 декабря по 6 января. Учащиеся продолжают расширять знания о народных традициях. У ребят формируется интерес к народным играм, потешкам, песням, развлечениям. Дети знакомятся с торжественными обрядовыми трапезами (блины), разнообразными развлечениями (гадания, игры, народные песни и танцы).
Учащиеся, переодетые в ряженых, участвуют в колядовании и исполняют песни «Ой святки мои, святки, святые вечера!», «Ой, блины, мои блины», водят хороводы. Это развивает познавательную и творческую активность, эмоциональное, творческое и образное восприятие фольклорного материала.
Данное мероприятие продолжает воспитывать детей на лучших традициях русского народного творчества, приобщать детей к духовным ценностям народной культуры.
Каждая образовательное учреждение отмечает юбилейные даты. Мероприятие «По волнам памяти» посвящено 50-летнему юбилею школы. На праздник приглашаются учителя, выпускники разных лет. За прожитые годы можно многое рассказать, но как уложиться в строго ограниченное время? Например, снять короткометражный фильм о школе, на экране показать фотографии из школьного архива под звуки «Как молоды мы были». Директор предстаёт в роли капитана судна, ученики — юнгами, учителя — матросами.
Также возможно использование советской тематики: учащиеся школы в роли пионеров под звуки горна дают клятву («Быть гражданином своей страны, с честью и достоинством нести звание учащегося школы № 262»). На мероприятии исполняются песни, танцы,близкие данной тематике (бардовские песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», танец «Яблочко»).
Мероприятие, которое проводится ежегодно — предметная неделя. Обычно она начинается с парада наук под гимн «Gaudeamus». Каждому методическому объединению предоставляется один день для «гимна» своему предмету. Например, учителя русского языка и литературы выбирают инсценировку по школьным произведениям. В течение 5–7 минут учащиеся с 5 по 11 классы должны показать миниатюру с последующим отгадыванием. Выбираются произведения А. С. Пушкина «Дуровский» (6 класс), Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» (7 класс), Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (6 класс), Н. А. Некрасов «На Волге» (5 класс).
Апофеоз предметной недели — костюмированный бал. И здесь вновь мы встречаем героев из произведений Л. Н. Толстого «Война и мир», А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или А. С. Грибоедова «Горе от ума». На заключительном этапе принимают участие учащиеся 9–11 классов.
Акция «Поздравь ветерана» приурочена к празднованию Дня Победы (9 мая). Учащиеся среднего и старшего звена участвуют в волонтёрской акции: готовят специальные подарки для ветеранов, дарят им цветы, вручают приглашение на концерт, посвящённый празднованию Дня Победы, который обычно проходит в середине мая. Осуществляется выход к конкретным жителям района Фили-Давыдково. Такая работа направлена на сохранение традиций. Во время общения с ветеранами дети записывают истории. У школьников складывается полная картина о годах войны. После поздравления учащиеся возлагают цветы к Могиле Неизвестного солдата.
Кроме того, в воспитательной работе школы огромное значение играет посещение экскурсий. Учащимся можно предложить экскурсии в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова, воочию увидеть окские просторы, где жил и творил художник, окунуться в традиции и уют поленовской усадьбы, вдохнуть полной грудью чистого воздуха, наполненного ароматом хвойного леса.
Интересна и познавательна экскурсия в Карабиху и Ярославль. В начале XIX века усадьбу Карабиха приобрел известный русский поэт Н. А. Некрасов. В Большом доме усадьбы восстановлена обстановка, в которой жил поэт и его близкие. (http://karabiha.yarcenter.ru/)
В Ярославле стоит заглянуть в частный музей «Музыка и время». В начале экскурсии посетителям предоставляется возможность послушать различные граммофоны. В коллекции представлено около двухсот уникальных старинных часов (настенные, напольные, настольные, каминные и каретные). Огромный интерес также у туристов вызывает выставка утюгов. (http://www.virt-city.com)
Литературные места продолжаются в Тарусе (Калужская область). Здесь располагается дом-музей Цветаевых и дом-музей Паустовского. Ребятам можно показать несколько комнат. Подлинных вещей осталось мало. Музей посвящен не только Марине Цветаевой, но и ее сестрам — Анастасии, Валерии, ее отцу, основателю одного из самых наших известных музеев — ныне изобразительного музея им.Пушкина. (http://kokm.ru/ru/welcome/)
В конце мая звучит последний звонок. Тема мероприятия — «Коммунальная квартира». В нём участвуют учащиеся начальной школы, 10-го класса и виновники торжества 11 класс. Также на праздник приглашены учителя, родители, друзья выпускников. У мероприятия двойной символ: начало самостоятельной жизни и окончание учебного года. В этот день исполняются известные песни, переделанные для каждого учителя, стихотворения заменяют сухие официальные фразы. На экране показывается видеоролик передачи ключа будущим выпускникам (10 классу), презентация с фотографиями. В течение мероприятия слово для поздравления предоставляется родителям, классному руководителю, директору школы. Завершается праздник вручением цветов учителям и финальной песней.
Основная задача школы — проводить непрерывную работу по воспитанию качеств и умений, способствующих гражданскому поведению учащихся.
Особое внимание при организации учебно-воспитательного процесса уделяется патриотическому воспитанию, привитию норм здорового образа жизни.
Воспитательная работа направлена на развитие коммуникативной культуры учащихся.