Воспитание социально активной личности в условиях колледжа
Автор: Арифулин Александр Михайлович
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 4987 раз
Библиографическое описание:
Арифулин, А. М. Воспитание социально активной личности в условиях колледжа / А. М. Арифулин. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 138-140. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3791/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современной педагогической науке проблема воспитания социально активной личности является одной из актуальных. Известно, что ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс социализации подростков. Колледж же, благодаря своему воспитательному потенциалу, способен помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Этот потенциал колледжа может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагогов управлять процессом воспитания учащихся.
Необходимо отметить, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Востребованные сегодня идеи о воспитании общественной активности подрастающих поколений мы находим в трудах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, СТ. Шацкого. Современные теоретико-методологические подходы к развитию социальной активности молодежи получили обоснование в работах Б. З. Вульфова, Р. А. Литвак, М. И. Рожкова.
Изучению специфики воспитания социальной активности у школьников на различных этапах их возрастного развития посвящены исследования В. М. Басовой, Т. В. Дуровой, А. Я. Зосимовского, Е. К. Касаткиной, Т. Н. Мальковской, А. П. Шпоны и др. В работах Л. П. Клементьева, И. Н. Орловой, В. А. Ситарова, В. А. Сластенина, Э. Д. Тлеулова, Л. А. Трепоуховой рассматриваются социально-педагогические аспекты развития социальной активности у студентов средних специальных и высших учебных заведений.
В отечественной науке все больше появляется исследований, в которых явление социальной активности личности рассматривается в контексте социализации (А. В. Волохов, М. В. Демиденко, М. В. Поддубная, Т. Г. Пташко, Л. С. Яковлев и др.), гражданского воспитания (А. В. Беляев, А. С. Гаязов, О. В. Лешер и др.). Причем, их авторы признают, что, несмотря на богатый арсенал средств и методов воспитания социально активной личности, используемых учреждениями образования, особая роль в данном процессе принадлежит детским и молодежным общественным объединениям.
Вопросам воспитания личности в социально-педагогическом движении детей и молодежи посвящено значительное количество психолого-педагогических исследований. Педагогические и психологические основы деятельности детских и молодежных объединений рассматривались Л. А. Борисовой, СВ. Качалиной, Г. В. Сабитовой, Е. Е. Чепурных и др.; особенности взаимодействия её участников исследовались Т. П. Вернигоровой, А. Ю. Кривокулинским, И. И. Фришман и др.; содержание и методы социального воспитания в общественных объединениях разрабатывались В. А. Дергуновым, Г. В. Ермоленко, СВ. Тетерским, О. Д. Чугуновой и др.; педагогические условия самореализации и саморазвития личности в молодежных объединениях изучались М. Г. Квитковым, В. В. Ковровым, Р. Х. Салахутдиновым и др.
Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретают особую актуальность.
К настоящему времени проведен ряд исследований, направленных на изучение отношения молодёжи к общественной деятельности (Г. Г. Николаев, Л. А. Сивицкая, О. Б. Скрябина, Е. Л. Федотова, СБ. Шаргородская и др.), поиск оптимальных условий и эффективных методов развития социальной активности личности (В. М. Бейлин, Н. В. Бушманова, И. Д. Гаврильев, Е. М. Карпова, А. Р. Лопатин, О. В. Соловьев, В. В. Умановский, А. Я. Школьник и др.).
Если же сфокусировать внимание на работе отдельно взятого учебного заведения, то воспитательная работа в этом направлении подразумевает, что здесь должны быть созданы условия для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь подросток в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в подростковом возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.
Рассмотрим работу по воспитанию социально активной личности на материале организации такой работы в колледже.
Методической целью работы является формирование у педагогического коллектива колледжа системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися.
Основная цель воспитания социально активной личности сводится к следующему: создание в колледже условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.
Указанная цель требует решения ряда задач:
1) содействие формированию ценностного отношения учащихся к социальному устройству человеческой жизни, формированию активной жизненной позиции;
2) содействие учащимся в освоении культурных ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в них;
3) содействие формированию сознательного отношения подростков к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;
4) предоставление учащимся возможностей выбора творческой деятельности и способов ее реализации;
5) содействие формированию ценностных отношений к нормам культурной жизни.
Одна из ведущих задач педагогического коллектива — это создание культурной среды развития подростков и оказания им помощи в самоопределении.
Социально развитая личность — это свободная развитая личность. Воспитание такой личности требует исключения из воспитательной практики любых методов принуждения. Именно поэтому система воспитательной работы базируется на следующих принципах:
- в центре внимания воспитательной работы должны быть культурологические ценности, носителем которых должен стать ученик;
- природосообразность воспитания, опора на природу подростка, его врожденные психофизиологические особенности и возможности;
- организация совместной деятельности учащихся, мастеров и педагогов, взаимообщение, взаимопонимание, взаимосотрудничество.
Таким образом, главным направлением реализации задачи воспитания социально активной личности является действие целостной воспитательной системы, которая охватывает весь педагогический процесс и которая отвечает таким базовым требованиям:
- создание условий для самореализации и самоутверждения обучающихся;
- возможность проявления инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;
- развитие творчества обучающихся;
- воспитательная поддержка в самоопределении обучающихся.
Этапы реализации работы
Этапы |
Виды работы |
1. Подготовительный Цель — выявить позитивный опыт воспитательной работы в колледже, определить приоритетные направления его развития. |
1. Совещание классных руководителей и мастеров. |
2. Прогностический Цель — разработать основные направления воспитания социально активной личности, подготовить условия для осуществления такой работы |
1. Разработать основные направления воспитания социально активной личности в колледже. 2. Обеспечить методическую поддержку участникам эксперимента (семинары, заседания МО классных руководителей, совещания классных руководителей). 3. Диагностировать уровень воспитанности, уровень социализации учащихся колледжа. 4. Диагностировать работу кружков и секций, выявить уровень заинтересованности учащихся в их деятельности. 5. Разработать программы деятельности по реализации основных направлений воспитания социально активной личности в колледже. |
3. Практический Цель — реализация основных направлений воспитания социально активной личности в колледже (по — необходимости, внесение корректив в содержание работы). |
1. Работа детских объединений (Совет командиров, «Сыны Отечества»). 2. Создать условия для самореализации учащихся: — организовать работу волонтёрского движения в колледже; — обеспечить условия для реализации творческих способностей и возможностей учащихся. |
4. Обобщающий Цель — определение эффективности работы колледжа по воспитанию социально активной личности. Выявление и оценка результатов деятельности |
1. Провести педагогическую конференцию «Осуществление на практике основных направлений воспитания социально активной личности в колледже: опыт, проблемы, перспективы». 2. Изучение качества реализации основных направлений воспитания социально активной личности в колледже, внесение корректив. 3. Провести мониторинг по проблеме «Качество реализации основных направлений воспитания социально активной личности в колледже через опросы учащихся, через систему оценок и наблюдений осуществления программы деятельности». |
Работу по воспитанию социально активной личности мы строим исходя из следующих понятий:
1. Социально активная личность — это культурный, воспитанный человек. Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у обучающихся освоения различных способов жизнедеятельности (основной из которых — здоровьесберегающий), развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения.
2. Социально активная личность — это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение обучающимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются также с образом гражданина — патриота своей страны.
3. Социально активная личность — личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой среды в колледже.
4. Социально активная личность — гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т. е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе. Кроме того, такая личность стремиться помогать людям, нуждающимся в поддержке.
Основные направления воспитания социально активной личности в колледже реализуются через следующие программы (блоки) деятельности:
- «Азбука нравственности» — блок нравственно-эстетического воспитания;
- «Сыны Отечества» — блок патриотического воспитания;
- «Если хочешь быть здоров» — здоровьесберегающий блок;
- «Вокруг тебя — мир» — блок экологического воспитания;
- «Семья и школа — навстречу друг другу» — работа с родительским коллективом;
- «В согласии с собой и людьми» — социальный блок (волонтёрская деятельность).
Таким образом, целенаправленная работа по воспитанию социально активной личности, несомненно, даст хорошие результаты, если к этой работе подходить системно и целенаправленно.
Литература:
2. Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2007–2011 годы. Проект вынесен на обсуждение на 11 декабря 2007 г. 3.Методические материалы по организации общероссийский добровольческих акций Весенняя неделя добра (ВНД) и Всемирный день молодежного служения (ВДМС), 2007.