Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает переход от квалификационной модели подготовки выпускника, обладающего определенными знаниями, умениями и навыками к компетентностной модели подготовки специалиста, обладающего определенными компетентностями, под которыми понимается общий результат освоения основной образовательной программы. Согласно ФГОС выпускник медицинского колледжа должен обладать целостной системой общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые формируются в течение всего периода обучения.
Понятия «компетенция», «компетентность», «конкурентоспособная личность» достаточно активно используются применительно ко многим видам жизнедеятельности молодого человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности. Речь идет о наборе ключевых компетенций в правовой, информационной и других сферах. Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо разбирается, обладает авторитетностью, познанием, опытом [5].
Компетентностный подход – это создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих способности личности к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.
Конкурентоспособная личность – это личность, обладающая способностью к поведенческой саморегуляции, коммуникативной компетентности, профессиональному самоопределению [3].
Структура профессиональной компетенции медицинского работника понимается через его знания и умения. Содержание знаний определяется государственным образовательным стандартом и конкретизируется в учебных программах и планах к ним. Умения же приобретаются и раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий, основанных на теоретических и практических знаниях и направленных на решение медицинских задач. Они являются частью медицинской действительности, и цикл их сводится к триаде «мыслить – действовать – мыслить» и совпадает с компонентами медицинской деятельности и соответствующими им умениями, а клиническое мышление позволяет оценивать состояние больного как целостного организма, с учетом всех его особенностей. Выяснение причинно-следственных связей между процессами, происходящими в организме, позволяют выйти мышлению на качественно новый уровень развития [4].
Содержание теоретической готовности будущего медицинского работника включает также аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.Аналитические умения реализуются в анализе медицинских явлений, правильном их диагностировании, в формулировке приоритетныхзадач.
Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании медицинского работника цели своей деятельности в виде ее результата.Проективные умениявоплощаются в разработке проекта медицинского процесса.Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью медицинского работника, направленной на себя.
Рассматривая специфику и особенности профессиональной компетентности медицинского работника, следует заметить, что наряду с классификацией компетенций существуют также и уровни компетентности: от полной некомпетентности до высокой компетентности.
Одним из основных требований к образованию, в том числе и к профессиональному, является требование его современности, которое включает в себя представление о том, кто такой современный молодой человек, профессионал, как он живет, каково его назначение в мире, его роль в обществе, культуре, в сфере производства; каков заказ на его образование, чего ожидают человек, общество и производство от образования.Проблема организации педагогических условий, которые бы помогли любому студенту быть максимально успешным в учебном процессе независимо от его индивидуальных особенностей и способностей, иметь высокий уровень подготовки, является одной из самых актуальных в системе образования [6].
Одной из значимых причин этого в образовательных учреждениях в целом, как показывает практика, является несовершенство тех научных теорий, дидактических принципов, образовательных технологий и методик организации учебного процесса, которые в основном ориентированы на использование так называемых наследственных, природных способностей обучаемого, его собственного, эмпирически сформированного опыта и уровня умственного развития [1].
Отличительные для нашего времени изменения в характере образования ориентируют его на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего молодого специалиста, что требует качественно нового подхода к его формированию. Выпускнику предстоит работать в учреждениях и организациях разных форм собственности [2].
Таким образом, основной целью профессионального образования молодежи является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией иориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Что же касается компетентностного подхода, то он предполагает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Самостоятельная работа рассматривается как важнейший элемент обучения и воспитания студентов, когда преподаватель выступает в роли менеджера образовательного процесса, организуя и направляя познавательную деятельность обучаемых. Это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний студентов, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки и самообразования современных специалистов. Объем самостоятельной работы студентов в организации учебного процесса определяется государственным образовательным стандартом. В государственных образовательных стандартах нового поколения данному виду работы отводится более 30% учебного времени, так как усилен акцент на овладение профессиональных компетенций, связанных с самообразованием, самоорганизацией, саморазвитием, самодисциплиной, личной заинтересованностью и мотивацией к обучению.
В соответствии с профессиональным стандартом специалиста в области медико-профилактического дела приоритетными профессиональными компетенциями в области самообразования обучающихся являются необходимые приобретаемые знания и умения: работа с научной и справочной литературой, формулирование выводов на основе полученных результатов; использование информационно-коммуникационных технологий; использование набора средств информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для профессиональной деятельности;подготовка презентационных и информационно-аналитических материалов, статей, справок, сообщений. Классическими формами организации самостоятельной работы студентов в колледже являются подготовка реферативных сообщений, изучение учебной и научно-методической литературы и других источников самообразования, решение нестандартных ситуаций, в ходе выполнения которых формируются приемы моделирования учебной деятельности, способствующие реализации творческого подхода к решению проблемных ситуаций. Это последовательная отработка алгоритма рациональной работы с учебным и нормативным материалом, умение решать реальные ситуации, в которых студенты должны использовать знания конкретных дисциплин, анализ и оценка результатов решения учебно-практических задач.
В современных условиях образовательного процесса компетенция самообразования занимает одно из ведущих мест, поскольку формирует способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания и умения, быть готовым к самостоятельной профессиональной образовательной деятельности в условиях динамичного изменения рынка труда.
Категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, когда компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков субъекта, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения. В теории компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность», при этом первое из них включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а второе соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Качество результата профессиональной подготовки молодого специалиста понимается сегодня как соответствие профессиональной подготовленности выпускника современным «вызовам времени» и рассматривается через понятие «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность включает совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.
Системообразующим компонентом такой компетентности является коммуникативная компетенция, которая одновременно является и ключевой компетенцией, т.е. компетенцией, необходимой для любой профессиональной деятельности. Рассматривая проблему профессиональной компетентностиможно определить ее характеристики:
компетентность не сводится к образованности человека;
компетентность представляет сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно;
основой суждений о компетентности человека является оценка и измерение конечного результата деятельности;
компетентность является характеристикой отдельного человека и проявляется в результатах его деятельности.
В настоящее время имеет место возрастание конкуренции на рынке медицинских услуг. Государство имеет опыт разработки квалификационных характеристик, т.е. четкого перечня знаний и умений, значимых для получения диплома по той или иной специальности. Для работодателя большее значение имеют базовые коммуникативные, информационные компетентности, а также наличие опыта работы по специальности и соответствующих рекомендаций.
Именно поэтому социально-личностные, экономические, общенаучные и профессиональные компетенции не только отличаются по своему составу, но, что гораздо более важно, связаны с потребностями разных субъектов и, соответственно, для получения объективной оценки требуют различных по содержанию и структуре диагностических процедур.
Таким образом, реализация компетентностного подхода в образовании на современном этапе обеспечит выполнение основной цели профессионального образования - подготовку квалифицированных работников.
Данная цель обусловлена ориентацией современного образования на развитие конкурентоспособной личности, которое понимается сегодня не как управление ею, а как создание условий для формирования у нее механизмов саморазвития, самосовершенствования.
Поскольку в реальных рыночных отношениях современной России во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие личностные качества, как способность быстро адаптироваться к изменениям в обществе, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность к рефлексии и другие, следует особо выделить адаптационный потенциал конкурентоспособной личности т.е. ее способность к поведенческой саморегуляции, коммуникативной компетентности, к профессиональному самоопределению.
Компетентностный подход к формированию молодой конкурентоспособной личности в условиях нового образования поможет обеспечить достижение важной цели профессионального образования - подготовки молодых квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной мобильности и эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
Литература:
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd. South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. – 448 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002. – С. 171.
- Дутчина О.К. Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента: Дис. … канд. пед. наук: 19.00.07. – Хабаровск, 2004. – 186 c.
- Лемешев А.Ф. Клиническое мышление / А.Ф. Лемешев – Мн.: Мед. Литература, 2008. – 240 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984.
- Шикина Л.С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Казань, 2006. – 255 с.