Изменения в профессиональном образовании обусловлены объективными требованиями времени и общества. Ведущей стратегией подготовки будущих специалистов становится компетентностный подход, который предполагает не просто трансляцию знаний, навыков и умений преподавателем, а в первую очередь формирование профессиональной компетентности через самостоятельность студентов в решении тех или иных задач. Современные требования государственного образовательного стандарта диктуют необходимость расширения профиля профессиональной подготовки специалистов среднего звена, что влияет на формирование профессиональных компетенций выпускника СПО учреждений [2, с.8-9]. В условиях социально-экономических и демографических изменений нашего общества, активного внедрения новых технологий, жестокой конкуренции на рынке труда требуются специалисты, обладающие самостоятельностью, инициативностью, мобильностью, готовые включаться в инновационные процессы, заинтересованные в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации. Все эти качества формируются не только под влиянием социально-экономических условий сегодняшнего дня, но прежде всего под действием профессионализма преподавателей уже в стенах колледжа.
Компетенция, по мнению А.В. Хуторского, – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [7]. Ключевые компетенции необходимы для любой профессиональной деятельности, они проявляются в способности самостоятельно решать профессиональные задачи, уметь выбирать цель, принимать решения в разных контекстах и нести ответственность [3, с.4-5].
Подготовить конкурентоспособного специалиста на рынке труда – важнейшая задача любого учебного заведения, в том числе и среднего профессионального. Ведь уровень профессиональной компетентности специалиста важнейший фактор социальной защищенности в условиях рыночной экономики. Профессионал своего дела сегодня - это не просто высококвалифицированный работник, это предприимчивый, мобильный, деловитый, трудолюбивый, быстро адаптирующийся к изменяющимся условиям, самостоятельный, постоянно стремящийся к самообразованию, саморазвитию и самореализации. Таким образом, на современном рынке труда акцент делается на многостороннее личностно-ориентированное развитие специалиста – профессионала своего дела.
Определяющим моментом по формированию профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена, явилось изучение мотивов выбора профессии и выявление степени удовлетворенности избранной профессией.
С этой целью в нашем учебном заведении было проведено анонимное анкетирование студентов первого-четвертого курсов специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Фармация».
Студентам была предложена анкета, в которой помимо трех общих вопросов (год окончания школы, какую школу окончил, любимые предметы в школе; место работы перед поступлением в колледж – для студентов очно-заочного отделения) необходимо было ответить на четыре закрытых вопроса, предусматривающих выбор одного из ответов, причем только в предложенной формулировке:
1. Почему Вы поступили в медицинский колледж? (Данный вопрос ставил своей целью выявление мотивов выбора профессии).
2.При прохождении практики не разочаровались ли Вы в своей будущей профессии?
3. Нравиться ли Вам ваша профессия?
4. Хотели бы Вы перейти в другое учебное заведение?
Все эти вопросы ставили своей целью выявление удовлетворенности студентов Оренбургского областного медицинского колледжа своей будущей профессией, которая является косвенным показателем эффективности работы преподавателей колледжа по формированию профессиональной компетентности.
При изучении ответов студентов на наш первый вопрос выявлено, что число студентов, поступивших в наш колледж, имеющих интерес к медицинской профессии, составляет 34,7%. Большинство студентов, отвечая на этот вопрос, мотивировали свой выбор интересом к биологии и химии (профилирующим предметам) – 33%; 14,% - студентов объяснили свой выбор тем, что в школе легко давались вышеуказанные предметы; 11,3% - поступили в наш колледж по настоянию родителей или друзей и 7%- попали в колледж случайно, т.к. не поступили в другие учебные заведения. Если полученные данные сопоставить с мотивом, т.к. именно он является наиболее ценным и оправдывающим при выборе медицинской профессии, то можно сделать вывод, что у большинства студентов (65,3%), особенно первого и второго курсов отсутствует профессиональная направленность личности. Полученные результаты являются сами по себе тревожным симптомом и свидетельствуют о необходимости научно обоснованной и планомерно организованной профессиональной ориентации студентов с учетом полученных данных.
При работе со студентами, которые мотивировали поступление в колледж интересом к профильным предметам необходимо добиться того, чтобы любовь к профильным предметам переросла в любовь к выбранной профессии; но особое внимание следует уделять тем студентам, которые мотивировали свой выбор случайными обстоятельствами.
Параллельно проводя работу с преподавателями колледжа, мы попросили внести предложения по формированию и развитию профессиональной компетентности студентов в стенах колледжа. Данный вопрос вызвал затруднение и 18,3% преподавателей отказались ответить на наш вопрос.
Все остальные предложения можно сгруппировать следующим образом:
26,4% считают, что необходимо работать над формированием профессионализма студентов – будущих медицинских работников среднего звена.
18,9% считают необходимым более творчески подходить к тематики урока (дискуссии, пресс-конференции, доклады и.т.д.).
13,4% предлагают больше времени отводить самостоятельной работе студентов, как аудиторной, так и внеаудиторной, что способствует развитию студентов и как профессионала своего дела, и как личности; 11,8% преподавателей обращают внимание на тот факт, что необходимо уже в колледже дать возможность студентам выявить уровень сформированности профессиональной компетентности, например при отработке профессиональных навыков и умений, при проведении административных контрольных работ и срезов, в форме проведения беседы с пациентами, коллегами.
7,5% считают необходимым введение факультативных занятий либо спецкурса по формированию профессиональной компетентности студентов – будущих медицинских работников среднего звена.
3,7% предлагают шире использовать на занятиях различных технических средств обучения.
Помимо опроса преподавателей, мы провели опрос студентов, в анкету которых входил и вопрос о предложениях по формированию их профессиональной компетентности. Данный вопрос вызвал затруднение у 21,2% респондентов, они не дали никакого ответа, остальные предложили следующее:
24,7% студентов считают, что отработка на практических занятиях умений и навыков, а также административные срезы практических умений и навыков, проводимые в колледже являются хорошим стимулом по формированию профессиональной компетентности.
18,6% полагают, что занятия в форме дискуссий и обсуждений будут являться хорошим стимулом по формированию профессиональной компетентности.
13,8% уверены в том, что о профессиональной компетентности необходимо говорить как об отдельном предмете.
12,6% считают обязательным использование на занятиях ТСО.
9,1% полагают, что профессиональная компетентность формируется в ЛПУ при непосредственном контакте с пациентами.
Сравнительный анализ ответов преподавателей и студентов показал, что мнения по вопросу формирования профессиональной компетентности в основном совпадают. Это говорит о том, что преподаватели и студенты чувствуют потребность изучаемой проблеме.
Обобщая вышеизложенное, необходимо выделить группу критериев, наиболее ярко, на наш взгляд, формирующих профессиональную компетентность будущего медицинского работника среднего звена.
· представление о цели и содержании профессиональной компетентности
· глубокий интерес к медицинской деятельности
· психологическая готовность и осознанность заниматься медицинской деятельностью
· уважительное отношение к пациенту, как объекту своей деятельности.
· постоянное саморазвитие и самосовершенствование.
Данные анкетирования показали, что профессиональная направленность студентов, особенно младших курсов, развита недостаточно, а значит, работа по совершенствованию профессиональной направленности, и формированию профессиональной компетентности студентов колледжа, необходимо совершенствовать.
Необходимо искать более действенные методы, которые способствовали бы формированию профессиональной компетентности студентов уже в стенах колледжа, на основе профессиональной направленности, самостоятельной деятельности обучающихся в рамках изучаемой дисциплины, степени удовлетворенности изучаемых предметов.
Сегодняшней выпускник колледжа должен быть готовым самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами и пациентами, стремиться к постоянному профессиональному росту и творческой самореализации, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию [1, с.125-129].
Таким образом, процесс формирования профессиональной компетентности – это многофакторное явление, влияющее на дальнейшее личностное и профессиональное становление студента как профессионала.
Литература:
1. Арасланова А.Т. Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа. Вестник Башкирского университета №2 2007г, с125-129.
2. Манюкова В.Н., кпн, доцент; Кузьмина О.В. Влияние современных социально экономических условий на формирование специальных компетенций. СПО №3 2009г. с8-9.
3. Хетагурова А. Сестринская профессия: гуманность и профессиональная компетентность. Сестринское дело. №6 2001г, с4-5.