В работе спроектирована и теоретически обоснована модель формирования лингвистической компетентности будущего инженера технического профиля, представляющая собой самоорганизующуюся открытую систему, в которой заложены потенциальные ресурсы для позитивного продвижения, самосовершенствования обучающихся в сфере речевого взаимодействия.
Сущность моделирования состоит в том, что вместо реального объекта изучают его модель. Моделирование нашло широкое применение и в педагогических исследованиях. Педагогическая модель основана на четких представлениях о целях, исходных задачах и содержании современного образования, в то же время служит ориентиром для раскрытия сущности и содержания структурно-функциональных компонентов изучаемых педагогических объектов, выявления условий для их успешного развития, разработки критериально-оценочных характеристик эффективности реализации исследуемой модели.
В педагогических исследованиях модели выполняют следующие функций: объяснительную, предсказательную и иллюстрирующую. С их помощью можно проиллюстрировать работу некоторой системы, объяснить основные правила поведения системы, определить какой будет результат работы системы, что, в свою очередь, дает возможность сопоставить эти результаты с тем, что должно было получиться. Это позволяет внести некоторые коррективы в поведение системы и, следовательно, оптимизировать её работу.
Педагогическим моделированием в своих исследованиях занимались следующие отечественные ученые: В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Г.В. Ахметжанова, В.С. Безрукова, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, В.Г. Виненко, Г.М. Ильмушкин, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, С.М. Маркова, В.М. Нестеренко, Н.Н. Никитина, Е.Л. Осоргин, М.А. Петухов, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Чернова, А.Н.Ярыгин и др.
Нами реализован системный подход к моделированию процесса формирования лингвистической компетентности студентов технического профиля. Данный подход позволяет выявить и обосновать структурно-функциональные компоненты модели, проанализировать их взаимодействие, а также методологически обосновать исследуемую модель. Основная цель использования системного подхода – описать свойства, особенности признаков, структуру объекта исследования, которые формируют из объекта систему. Для более подробного изучения системы необходимо установить, из каких компонентов она состоит, выяснить каковы ее структура и функции, рассмотреть факторы, которые влияют на ее существование и т.д.
Начало использованию системного подхода в педагогических исследованиях положил Ф.Ф. Королев. Кроме того, большое значение придавал системному подходу в педагогических исследованиях В.В. Сериков, по его мнению, данный подход является одним из основных методологических инструментов. Он рассматривает систему как единство ее структурных и функциональных составляющих и их взаимодействия.
В педагогических исследованиях системный подход используется не как средство необходимое для изучения и описания педагогических процессов, а как эффективный путь выявления связей между элементами, составляющими педагогическую систему, выявления свойств и характеристик педагогического объекта, способствующих повышению эффективности процесса обучения, выявления внутри исходной системы подсистем, развитие которых даст положительный результат при повышении качества образования.
Итак, теоретико-методологическими основаниями построения модели формирования лингвистической компетентности студента технического профиля являются:
1. Системный подход к процессу формирования лингвистической компетентности
2. Деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепций Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, а также структуру образовательной деятельности обучающихся с учетом общих закономерностей развития личности.
3. Междисциплинарный подход к процессу формирования исследуемой компетентности, обеспечивающий использование знаний из различных областей современной науки и образования
4. Компетентностный подход к исследованию лингвистической готовности будущих инженеров технического профиля. Данный подход в образовании выдвигает на первое место не просто наличие знаний у обучающихся, а умения разрешать определенные проблемы, возникающие в различных ситуациях. В разработку содержания профессионально-педагогических компетентностей большой вклад внесли Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, Е.Д. Божович, А.К. Маркова, Л.М. Митина и другие отечественные исследователи. В современных условиях социально-экономического развития общества и вступления России в Болонский процесс происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, т.е. определяется компетентностный подход в образовании.
5. Социологический подход, позволяющий рассматривать формирование лингвистической компетентности с позиций современных социальных общепринятых норм и явлений.
6. Аксиологический подход, который направлен на формирование ценностных ориентаций личности как критериев сформированности исследуемой компетентности.
Определив методологические позиции и ориентиры системного моделирования процесса формирования лингвистической компетентности инженера технического профиля, переходим к непосредственному построению и обоснованию названной модели, которая включает следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-процессуальный, результативно – оценочный.
Обоснуем каждый из этих блоков.
1. Целевой блок.
Прежде всего, системное моделирование должно включать целевой блок, так как модель вне целеполагания теряет всякий идейный смысл. Целевой блок включает цели и задачи развития системы. Проектируемая нами модель предусматривает следующую цель: формирование лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля. По нашему мнению, формирование лингвистической компетентности студентов технического профиля должно быть ориентировано на создание условий для развития и самореализации личности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности, а целеполагание должно способствовать этому.
Далее в соответствии с целеполаганием сформулируем задачи, определяющие содержание совместной деятельности педагога и студента в процессе формирования лингвистической компетентности, приведем некоторые из них :
– способствовать формированию у студентов лингвистических знаний в процессе обучения дисциплинам «Русский язык и культура речи» и «Деловая риторика»;
– способствовать развитию всех видов коммуникативно-речевых навыков и умений в процессе подготовки будущих инженеров технического профиля;
– развивать у студентов стремления к лингвистическому самосовершенствованию, самообразованию, способности реализовать себя как в современной социальной жизни, так и в профессиональной сфере.
2. Содержательный блок.
Формирование лингвистической компетентности будущего инженера технического профиля непременно определяется содержанием лингвистической подготовки студентов согласно Государственным образовательным стандартам. В процессе определения и реализации содержания лингвистической подготовки студентов большое значение уделяется региональному компоненту. Так, студенты изучают курс «Деловой риторики» и спецкурс «Основы речевой коммуникации» в рамках регионального компонента. Изучение названных курсов наполняет содержание речевой подготовки студентов новым смыслом и выводит их на новый качественный уровень лингвистической подготовки студентов. Кроме того, студенты путём самообразования непосредственно расширяют свои лингвистические знания, умения и навыки.
Под содержанием лингвистической подготовки студентов мы будем понимать определенную предъявляемую студентам учебную информацию, направленную на формирование лингвистических компетенций посредством гуманистической сущности содержания данной подготовки. Содержание лингвистической подготовки студентов представлено в виде государственных образовательных стандартов, учебного плана, учебно-методических комплексов дисциплин, а также раскрыто в содержании учебников, различных учебных пособий, учебно-методических разработок и т.д. Наиболее эффективно оно реализуется педагогом в процессе предметного обучения лингвистическим дисциплинам.
3. Организационно-процессуальный блок.
При реализации данных задач и содержания образования педагоги в совместной деятельности со студентами должны руководствоваться исходными положениями, определяющими общую организацию, содержание, формы, методы и технологии процесса формирования лингвистической компетентности, т.е. принципами. В отличие от обычных дисциплин предметное обучение лингвистическим дисциплинам имеет специфику реализации содержания образования, что, безусловно, отражается на выборе форм, методов и средств обучения. Данный блок включает форму, методы и средства формирования лингвистической компетентности. То есть, содержание образования реализуется педагогами в совместной деятельности со студентами посредством средств педагогической коммуникации и технологий обучения.
Выделим принципы, на которых базируется формирование лингвистической компетентности студентов технического вуза:
1. Принцип систематичности и системности; 2. Принцип интегративности; 3. Принцип педагогики сотрудничества; 4. Принципы успешного речевого общения: принцип кооперации, принцип вежливости; 5. Принцип гуманизации.
В системе выделенных принципов является системообразующим принцип гуманизации, так как гуманизация образования лежит в основе стратегии современного образования.
Кроме того, мы предусматриваем поэтапное формирование лингвистической компетентности студентов технического профиля, поскольку в процессе обучения студента в вузе происходит активное развитие студента во многих направлениях (в частности, социально-гуманитарное, естественно-научное, специальное, или профессиональное), однако неравномерно. Например, на первом курсе доминирующими дисциплинами являются естественно-научные и гуманитарные, в дальнейшем–социально-гуманитарные и общепрофессиональные, на старших курсах преобладают спецдисциплины. Это, безусловно, отражается на речевом развитии студентов. С учётом вышеизложенного и специфики формирования лингвистической компетентности нами выделены три этапа формирования данной компетентности: 1 этап занимает 1-4 семестры, 2 этап –5- 6 семестры, 3 этап -7-10 семестры.
4. Комплекс педагогических условий. В данном случае необходим поиск адекватных условий обеспечения эффективности формирования исследуемой компетентности. На основе теоретического и экспериментального исследований нами выделен комплекс организационно-педагогических условий формирования лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля, который включает следующее:
1. Учебно-методическое обеспечение.
2. Повышение квалификации педагогических кадров.
3. Реализация содержания обучения лингвистическим дисциплинам на основе личностно ориентированных технологий обучения.
4. Разработка оценочно-критериальной характеристики процесса формирования лингвистической компетентности, необходимой для осуществления его качественного мониторинга.
5. Обеспечение гуманистической направленности предметного обучения.
6. Усиление лингвистической подготовки студентов: реализация дополнительного образования посредством самообразования, факультативных занятий и спецкурсов.
7. Создание ситуаций общения для студентов в процессе предметного обучения и в других видах деятельности (научные конференции, различные диспуты, дискуссии, культурно-оздоровительные мероприятия, литературно-художественная деятельность и т. д.).
8. Развитие речевой активности студентов путём их взаимодействия с социальными институтами города и региона.
В свою очередь, педагогическими условиями обуславливается совместная деятельность личности педагога и студента, ориентированная на успешное речевое взаимодействие в различных ситуациях общения.
5. Результативно-критериальный блок включает критерии, показатели и уровни сформированности лингвистической компетентности: адаптивный, продуктивный, рефлексивно-оценочный, инициативно-творческий, а также коррекцию управления процессом формирования данной компетентности на любом его этапе. То есть, результативно-критериальный блок по существу представляет собой диагностический инструментарий для определения сформированности лингвистической компетентности у студентов.
Итак, формирование лингвистической компетентности студента технического профиля происходит поэтапно с помощью целевой установки, обусловленной задачами, на основе выделенных принципов. Реализация содержания лингвистической подготовки будущих инженеров осуществляется средствами педагогической коммуникации, в состав которых входят формы, методы, средства и технологии. Формирование лингвистической компетентности студентов, как видим, предполагает, прежде всего, усвоение личностью определенной системы лингвистических знаний, составляющих основу его общей речевой культуры.
Проведенный теоретический анализ и обобщение позволяет нам сделать вывод о том, что формирование лингвистической компетентности студентов технического профиля – это мера и способ творческой, социальной, а также профессиональной самореализации обучающихся. Предложенная нами модель призвана обеспечить студентам инициативно-творческий уровень сформированности лингвистической компетентности, что, в свою очередь, способствует достижению успехов как в социальной, так и в профессиональной деятельности.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл; Академия, 2002.
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции- новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня- 2003.- №5.-С. 34-42.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
5. Кочеткова Т.В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) / / Вопросы стилистики. Выпуск 26. Язык и человек. Саратов, 1996.
6. Курилкина М., Мовсесян О. Высшее образование как ценность: Перспективы включения российского высшего образования в Болонскую конвенцию// Знание. Понимание. Умение.-2008.-№1.