Об итогах исследования проблемы развития графической компетенции будущих инженеров
Автор: Полуэктова Ольга Кирилловна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 323 раза
Библиографическое описание:
Полуэктова, О. К. Об итогах исследования проблемы развития графической компетенции будущих инженеров / О. К. Полуэктова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1763/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность исследуемой нами проблемы обусловлена тем, что переход экономики промышленно развитых стран на путь технологического развития, доминирование науко и интеллектуальноемких экономик определяют ключевую роль кадров высшей квалификации инженерно-технического профиля в социально-экономической сфере общества и оказывают существенное влияние на формирование нового содержания подготовки выпускников втузов к многофункциональной инженерно-технической деятельности. В условиях интенсивного развития компьютерных технологий особенно остро проявились проблемы графической подготовки инженеров в техническом вузе.
Историографию проблемы развития графической компетенции будущих инженеров мы разделили на четыре этапа: военно-инженерного образования (конец XVIII- первая половина XIX в.в.), дифференцированного инженерного образования (вторая половина XIX- начало XX в.в.), политехнического образования (первая половина XX в. – конец ХХ в.), компетентностного инженерно-гуманитарного образования (начало ХХI в). Ретроспективный анализ инженерного образования в России и европейских странах с XVIII века по сегодняшний день [4], позволяет сделать вывод о том, что графическая подготовка является одной из базовых составляющих подготовки будущих инженеров.
Категориальный аппарат исследования представлен следующим образом: инженерная компетентность - интегративное профессионально-личностное качество, определяющее готовность специалиста решать актуальные и перспективные инженерные проблемы, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты профессиональной деятельности, необходимость постоянного самосовершенствования и ориентацию на профессиональную успешность; компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; графическая компетенция будущего инженера - это совокупность квалификационных и профессионально-личностных ориентиров сознания и поведения, которые обеспечивают готовность будущего инженера применять знания, умения и личностные качества для успешного геометрического и интегративного моделирования, а также графического предъявления инженерных объектов; развитие графической компетенции будущих инженеров мы рассматриваем как динамичный процесс поэтапного теоретического освоения и практического закрепления норм, правил и способов создания, предъявления и анализа графических форм инженерных объектов. В структуре графической компетенции будущего инженера нами выделены социальный, когнитивный, операционально-проектировочный и конструкторско-аналитический компоненты.
В качестве теоретико-методической стратегии развития графической компетенции будущих инженеров нами избраны:
а) ценностный подход (общенаучный уровень) - это интегрирующая стратегия профессионального образования, направляемая на принятие ценностей познавательной и профессиональной деятельности, организацию личностного взаимодействия студентов со средствами обучения, интериоризацию общественных и профессиональных ценностей, становление активной социальной и профессиональной позиции будущего инженера;
б) партисипативный подход (конкретно-научный уровень) - стратегия, реализация которой позволяет привлекать будущего инженера к принятию гипотетических управленческих решений, способствует формированию инициативности, ответственности и самостоятельности при решении тривиальных и нестандартных проблем в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
в) проектный подход (методико-технологический уровень) – это проектный подход - конструктивная стратегия организации совместной и одновременно индивидуализированной профессиональной подготовки студентов в составе единой учебно-проектной группы, направленной на решение разноуровневых графических задач как средства развития графической компетенции будущих инженеров. Интеграция подходов обеспечивает возможность модульно-проектного моделирования образовательного процесса в высшей школе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, предъявляющими заказ на будущего инженера, готового принимать актуальные и перспективные социально-ответственные решения в инженерно-производственных и жизненных задачах; изменение способов взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе соуправления, совместного творчества, интенсивности и насыщенности учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности; осознание целесообразности и социальной полезности деятельности, будущей профессиональной успешности. Необходимость применения совокупности данных подходов вызвана разнородностью и сложностью структуры изучаемого феномена, его полидинамическим характером [1,3].
Научное обеспечение процесса развития графической компетенции будущих инженеров составляет система принципов, построенная как результат теоретико-методологического анализа, позволившего экстраполировать идеи современной теории педагогики, а также положения высшего технического профессионального образования на систему подготовки компетентного инженера в вузе:
а) принципы педагогики высшей школы (мобильности, дименсиональности, междисциплинарности);
б) принципы инженерно-технического образования (мотивационно-ценностного отношения будущих специалистов к инженерной деятельности в наукоемком производстве, инновационности, актуализации ценностного потенциала инженерной деятельности в партисипативном взаимодействии субъектов образовательного процесса);
в) принципы графического проектирования (модульности, дискретности, технологичности).
Практико-ориентированная модель – логически последовательная совокупность соответствующих элементов, включающих цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ, ориентированная на социальный заказ образовательному учреждению и всесторонние требования, предъявляемые современным обществом к выпускнику высшей школы. Практико-ориентированная модель развития графической компетенции будущих инженеров рассматривается нами как праксиологическая основа, которая состоит из целевого, теоретико-методического, содержательного, организационно-технологического, диагностико-результативного компонентов, предполагает при изменяющихся внешних условиях устойчивость взаимосвязей всех блоков её содержательного компонента и приспособлена к успешному использованию в условиях динамично развивающегося образовательного процесса, способствует достижению высокого уровня развития графических компетенций будущих инженеров. Специфика содержательного компонента разработанной модели развития графических компетенций будущих инженеров определяется интеграцией междисциплинарного, профессионально-аксиологического, гностического, проектного блоков. Технологическим механизмом развития графических компетенций будущих инженеров является система графических задач, которая включает в себя элементарные, алгоритмические, поисковые, творческие задачи и задания. Графическая задача – проблемная ситуация с целью создания, предъявления и анализа графических форм инженерных объектов.
Учитывая социальный заказ общества системе профессионального технического образования на подготовку инженеров в аспекте исследуемой проблемы [2], понимание сущности и содержания компетентностной модели инженера, универсальную структуру педагогического процесса, возможности графической подготовки, необходимость реализации основных положений ценностного, партисипативного и проектного подходов, результаты констатирующего эксперимента, мы определили комплекс педагогических условий, необходимый для успешной реализации предложенной нами модели, включающий:
1) проектно-прогностический характер профессиональных образовательных программ в отношении современного инженерного труда;
2) освоение будущими инженерами содержания дисциплины «Инженерная графика»;
3) направленность деятельности преподавателя на создание студентами ориентировочной основы действий при решении графических задач.
Опытно-поисковая работа выявила повышение уровня графической компетенции будущих инженеров: в КГ – количество студентов допустимого уровня уменьшилось на 12,06%, на 1,76% увеличилось количество студентов продуктивного уровня, на 10,3% увеличилось число студентов, демонстрирующих перспективный уровень компетенции; в опытно-поисковых группах тенденции более выражены, так как в среднем количество студентов низкого уровня сократилось на 25,87%, среднего уровня – на 29,63%, тогда как по высокому уровню приращение составляет 55,51%. Сравнительный анализ и проверка полученных результатов с помощью статистических методов (G – показатель абсолютного прироста, χ2 - «хи-квадрат», ) позволяет нам считать, что произошедшие в опытно-поисковых группах изменения в уровнях графической компетенции не случайны, они являются следствием комплексной реализации педагогических условий разработанной нами практико-ориентированной модели и способствуют достижению цели – позитивный уровень всех компонентов графической компетенции будущего инженера: социального, когнитивного, операционально-проектировочного, конструкторско-аналитического.
В то же время, итоги нашей исследовательской работы позволяют констатировать тот факт, что возможности профессиональной подготовки инженеров в образовательном пространстве технического вуза не исчерпаны и существует ряд вопросов, требующих более углубленного и серьезного изучения. Таковыми, по нашему мнению, являются: изучение интенсивности развития графической компетенции будущих инженеров; дальнейший поиск педагогических условий развития исследуемой компетенции; разработка информационного, содержательно-методического обеспечения процесса развития графической компетенции; уточнение критериев и показателей развития графической компетенции и разработка валидных, достоверных и доступных методик определения уровня развития графической компетенции будущих инженеров; изучение возможностей развития графической компетенции в аспекте непрерывного образования инженеров. С точки зрения этих направлений мы и будем продолжать дальнейшее исследование.
Литература:
Багдасарьян, Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения/ Н.Г. Багдасарьян. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998 .-247с.
Ветров, Ю., Майборода, Т. Инженерное образование: смена парадигмы/ Ю. Ветров, Т. Майборода // Высшее образование в России,2003.- №5.- С. 48.
Воловик, В.В. Инженерия и европейский мир // Проблемы организации и развития инженерной деятельности // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Методология инженерной деятельности». 12-15 июня 1989 г. Выпуск 1. Обнинск, 1990. - С. 55-74
Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года./ Под ред. Кинелева В.Г., автор Савельев А.Я. М.: НИИВО, 1995. -352 с.