Формирование профессиональной компетентности у студентов медицинских колледжей
Автор: Савина Оксана Валентиновна
Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения
Опубликовано в
II международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 23.04.2014
Статья просмотрена: 3699 раз
Библиографическое описание:
Савина, О. В. Формирование профессиональной компетентности у студентов медицинских колледжей / О. В. Савина. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/119/5559/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную потребность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременными условием становления и развития общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства.
Образование должно быть ориентировано на формирование творческой, инициативной, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности личности, отличающейся высокой конкурентоспособностью и ролевой мобильностью.
В русском языке понятия «компетенции» и «компетентности» если не синонимы, то очень близки по своей сути. Компетентность — обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Компетенция — круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Как видим, в основе этих слов лежит «знание» и емкое понятие — «опыт». Педагоги-исследователи смысл этих слов видят шире. Например, согласно Л. М. Митиной, понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности, т. е. автор подчеркивает сложную интегративную природу компетентности.
В новом поколении государственных образовательных стандартов эти понятия разделены. Компетентность рассматривается как результат освоения компетенций конкретной личностью; компетенция — как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность и способность личности эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности.
Компетенции делят на профессиональные (или специальные) и общие (или надпрофессиональные). Общие компетенции — те, которые необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и внепрофессиональной сферах, например: готовность работать с литературой, взаимодействовать с людьми, решать проблемы в социально-профессиональных ситуациях, использовать информационные ресурсы, выступать перед аудиторией и т. д.
Под профессиональной компетенцией педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.
Способности — индивидуальные психологические особенности — свойства, качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности.
Компетентность всегда проявляется в деятельности. Нельзя «увидеть» непроявленную компетентность. Профессиональная компетентность преподавателя выражается в решении профессиональных задач.
Осмысление компетентности современного специалиста, по мнению многих ученых, должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека.
Согласно определению коллектива исследователей РГПУ им. А. И. Герцена, профессиональная компетентность есть совокупность ключевой, базовой и специальной компетентности.
Ключевые компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования:
- информации;
- коммуникаций, в том числе и на иностранном языке;
- социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Базовые компетенции отражают специфику конкретной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.).
Для педагога базовыми являются компетенции, необходимые для «построения» профессиональной в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.
Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.
Все три вида компетенции взаимосвязаны и развиваются одновременно, что формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Профессиональные (специальные) компетенции делятся на компетенции деятельности (например, подготовить и провести занятия по конкретной теме преподаваемой дисциплины, собрать сведения о пациенте, оказать ему неотложную помощь) и личностные компетенции (качества личности, которые формируются через поведение, например, милосердие, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, вежливость, честность, точность, внимательность и др.). В результате, квалификация теперь — это подтвержденная в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей.
В связи с изменением в современных условиях образовательной парадигмы студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъект познавательной деятельности, и задача преподавателя — последовательное формирование в рамках учебного процесса профессионального творческого мышления. Будущий специалист должен уметь не только применять систему знаний, умений и навыков в практической деятельности, но и самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.
Достижение профессиональной компетентности нашего выпускника предполагает разворот педагогического процесса в сторону приобретения студентами опыта самостоятельной и творческой деятельности.
Для определения требуемых компетенций выпускников — медиков было проведено анкетирование среди главных и старших медсестер нескольких ЛПУ г.Твери.
Кроме того, подготовка современного специалиста со средним медицинским образованием имеет особую специфику и ярко выраженную практическую направленность, поэтому организация учебной работы студентов на занятиях должна быть максимально пратикоориентированной и приближенной к условиям будущей профессиональной деятельности. Это возможно достичь при создании условий имитирующих профессиональную деятельность студентов:
- проведение тренинга на фантомах на основе медико-технологических протоколов,
- ролевые игры (элементы),
- работа в малых группах.
Важным звеном является работа студентов у постели больного, на рабочих местах в подразделениях лечебно-профилактических учреждений (процедурный кабинет, сестринский пост медсестры и т. д.).
Такое «погружение» в профессиональную среду позволяет формировать профессиональную компетентность, личностные качества студентов, способность к анализу и проектированию своей деятельности, уверенность в своих силах, психологическую готовность к будущей практической деятельности в лечебно-профилактических учреждениях. Считаю, что формирование профессиональной компетентности, развитие личностных качеств необходимы для будущей профессиональной деятельности медицинского работника.
Работодатели в первую очередь отметили обязательное наличие у специалистов таких качеств и умений, как способность работать в команде, а также трудоспособность, знание информационных технологий и иностранных языков. По словам работодателей, способность к обучению специалиста является решающим критерием при приеме на работу. В то же время они, как и преподаватели, низко оценивают коммуникативные умения студентов, проявление инициативы, работу в команде.
В результате проделанной работы был сделан вывод, что работодатели и преподаватели одинаково понимают конкурентоспособность выпускника. Объединяющим началом стало четкое понимание необходимости:
- усиления практического компонента обучения;
- совершенствования коммуникативных умений;
- повышения чувства ответственности за качество выполняемой работы;
- развития умений работать в команде.
Компетенции, проявляясь в поведении, в деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами.