Воспитание национального самосознания личности на уроках математики
Автор: Гизатуллина Рима Ильдусовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 604 раза
Библиографическое описание:
Гизатуллина, Р. И. Воспитание национального самосознания личности на уроках математики / Р. И. Гизатуллина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2273/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время в современном обществе существует потребность в формировании гражданской направленности личности, сознающей ответственность за свою судьбу, за будущее своей республики, своей страны. В решении этой актуальной задачи огромную роль играет краеведение.
Одним из основных направлений моей педагогической деятельности является краеведение. Краеведческий материал, собранный учащимися в ходе исследовательской работы, успешно используется на уроках математики. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, несут большое воспитательное значение.
Можно определить следующие цели использования краеведения на уроках математики:
развитие познавательных интересов учащихся;
формирование их гражданских качеств;
воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения.
Краеведение и математика. Как можно их совместить в педагогической практике?
Во – первых, я это делаю через текстовые задачи. Пробудить чувство любви и гордости за свою малую родину можно через сюжеты математических задач, содержащих краеведческую информацию. Ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Это способствует расширению их кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.
Например:
11 июля 1913 года состоялось открытие одного из красивейших мостов в Европе, который сначала назывался и Романовским, и Красным, а нынче - Свияжским. Через него вы проезжаете на поезде, когда едете в Казань и Зеленый Дол. Мост состоит из шести пролётов, каждый из которых весит 85 тысяч пудов и имеет длину – 75 сажен. Узнайте массу моста в килограммах и его длину в метрах.
Волжско – Камский государственный заповедник – самый крупный в Татарстане и один из крупнейших в Европе – находится в нашем районе. Леса занимают 9082,08 га, что составляет 90% всей территории заповедника. Какую площадь занимает заповедник?
При весеннем таянии снега с близлежащих полей смывается почвенный слой. Эта огромная масса (в среднем около 500 тонн в год) попадает в малые реки, протекающие по территории заповедника, далее эта масса оседает в заповедных озерах. Так, Раифское озеро, максимальная глубина которого еще 20 лет назад составляла 21 метр, обмелело к настоящему времени на два метра, а площадь его сократилась с 38 до 36 га. На сколько процентов обмелеет озеро и сократится его площадь через 10 лет? Какие меры вы можете предложить для спасения Раифского озера?
При изучении темы «Диаграммы» в 6 – м классе использую следующие данные: 85% всех лесных богатств Татарстана лиственные леса, 27% – дуб, 14% – липа, 11% – берёза, 24% – осина, 12% – сосна.
Во – вторых, можно использовать игровые моменты урока на этапе актуализации знаний, умений, навыков. Решая примеры устного счёта, учащиеся по буквам составляют, например, фамилию автора Свияжского моста инженера Николая Аполлоновича Белелюбского.
В – третьих, это уроки – заочные путешествия. Я практикую заочные путешествия по историческим, достопримечательным местам родного края, путешествие во времени в прошлое своего края.
Например:
При изучении темы: «Единица измерения времени – век» к тысячелетию Казани был проведен урок – путешествие на машине времени в далёкое прошлое к истокам рождения Казани, татарского народа, нашего края.
Наш край славится своими родниками, холмами, вишнёвыми и яблоневыми садами. И у каждого из них своя история, своя тайна, о которых можно говорить интересным языком математики.
В – четвёртых, это уроки, приуроченные к юбилейным датам. Изучение программного материала по математике в тесной связи с общественно – важными событиями повышает социальную значимость деятельности учащихся.
Например:
Изучение темы: «Решение уравнений» можно связать с 65-летием Великой Победы. Я провела урок по теме «Эти страшные числа войны», где каждый корень решенного уравнения – это число, которое напоминает людям о страшной правде войны.
В – пятых, это уроки, посвящённые знаменитым людям нашего края и истории своей родословной. Ученики должны хорошо знать родословную своей семьи. Cо своими учащимися я провела исследовательскую работу «Моя семья в годы Великой Отечественной Войны». Итогом этой работы стал цикл внеклассных мероприятий, посвящённых Великой Победе:
«По страницам блокадной книги» (К 65-летию снятия блокады Ленинграда);
«И помнит мир спасённый» (Об узниках фашистских лагерей смерти);
«Детство, опалённое войной».
В – шестых, это изучение природы родного края, в процессе которого формируется экологическое мышление учащихся. Например, с учащимися младших классов можно провести исследовательскую проектную работу по теме: «Мы строим город Экоград». В ходе этой работы ребята узнают, какова площадь зелёных насаждений села, сколько тонн вредных веществ они могут очистить из воздуха, об экологических проблемах края и вносят свои предложения по улучшению экологической обстановки. Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за происходящее вокруг нас.
Ценность таких уроков заключается в том, что учащиеся в течение всего урока работают целенаправленно, с увлечением и интересом узнать больше о тайнах родного края.
Как учитель математики главной своей задачей считаю не только передачу учащимся определённой суммы знаний, но и развитие у них интереса к познанию истории, культуры родного края.
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.