Современный период развития России обозначил необходимость обновления основных приоритетов в системе профессиональной подготовки специалистов. В новой концепции образования сформулированы требования подготовки квалифицированных кадров, с учетом многообразных профессиональных качеств, социальных функций и ролей в обществе. Модернизация образования неизбежно приводит к изменению и обновлению квалификационных требований и квалификационных характеристик современных педагогов, центральное место в которых занимают общие и специальные профессионально-педагогические компетентности, выступающие основой продуктивного функционирования педагога.
Понятие профессиональной компетентности педагога предполагает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Содержание данного понятия обусловливается конкретно-историческим характером социальной и педагогической действительности. Профессиональная компетентность – понятие, соответствующее требованиям времени и помогающее адекватно действовать в постоянно меняющейся ситуации. Педагог должен быть профессионально гибким, мобильным, способным адаптироваться к происходящим переменам.
Компетентность в области взаимодействия характеризуется знаниями о природе социальных влияний. Наиболее важной чертой межличностной компетентности является имиджевая компетентность, т. е. умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе. Это умение зависит от нескольких факторов: развитой эмпатии и рефлексии; разнообразного репертуара поведения; обладания определенным межличностным ресурсом, чтобы применять нужную тактику в соответствующих ситуациях.
Важным востребованным профессиональным качеством, повышающимэффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж. Профессиональный имидж — это важная компетенция каждого педагога, формирование его — трудоёмкий процесс и результат самопознания и саморазвития.
Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать отношения с людьми. Имидж педагога – сложившийся стереотип образа в представлении учащихся, коллег, социального окружения. В развитии личностно-педагогического имиджа и индивидуального стиля педагогической деятельности приоритетным считается становление личностного имиджа. как условие формирования педагогического профессионального имиджа.
Специалистами разных областей науки имидж формулируется различно. В.М. Шепель определяет имидж как визуальный образ, А.А. Калюжный трактует имидж как представление, Е.Б. Перелыгина рассматривает имидж как символический образ субъекта, А.Ю. Панасюк определяет его как мнение, Е.А. Петрова как категорию, которая универсально применима к любому объекту. Обобщая имеющиеся определения можно констатировать, что имидж - это то впечатление, которое производит человек на окружающих, это целостное представление об образе, который формируется в сознании людей. [2, с.13].
Имидж связан как с внешним обликом человека, так и с его внутренним содержанием. Для того, чтобы сформировался имидж, недостаточно восприятия характеристик образа. К этому образу должно возникнуть определенное отношение, мнение и определенная оценка этого образа. Поэтому имидж можно охарактеризовать как отношение к образу и мнение об этом образе.
Имидж любого специалиста, а в особенности педагога, должен соответствовать требованиям времени и общества.
В.М. Шепель, одним из первых занимающийся в нашей стране проблемами построения имиджа, выделяет качества, которые способствуют успешному формированию позитивного профессионального имиджа.
Первую группу составляют качества, которые В.М. Шепель определяет как «умение нравится другим людям». Это коммуникативные характеристики человека, определяющие его способность в установлении контактов с другими людьми; умение сопереживать, понять другого человека.
Вторую группу составляют качества, характеризующие личность с точки зрения образования и воспитания, т.е. моральные ценности, психологическое здоровье, стрессоустойчивость, умение не создавать и умело разрешать конфликтные ситуации.
Третья группа качеств определяется профессиональным и жизненным опытом и интуицией личности.
Имидж для педагога важен не в меньшей степени, чем для любого другого специалиста, так как именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей учащихся и студентов. Имидж работников педагогического вуза оказывает положительное влияние на формирование имиджа будущих педагогов.
Профессиональный имидж преподавателя педагогического вуза это интегральная характеристика, включающая в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности.
С помощью метода описательной статистики можно выделить наиболее значимые имиджевые характеристики «позитивно оцениваемого» и «негативно оцениваемого» преподавателя педагогического вуза.
Проведенное исследование на базе студенческих групп 2-3 курса Филиала СГПИ показало, какие внешние и внутренние качества педагогов являются наиболее востребованными студенческой аудиторией и какой образ складывается в их представлении о будущей профессии. Результаты опроса показали значимость предпочтений:
1) доброжелательность
2) справедливость
3)отзывчивость
4) уравновешенность
5) ответственность
6) разумная требовательность
7) тактичность
8) внимательность
9) жизнерадостность
10) чувство юмора.
В оценке компетентности и профессионализма преподавателя студентам хотелось бы видеть педагогов объективными в оценке знаний и людей, профессионалами, знающими свой предмет и умеющими понятно и интересно преподносить материал, целеустремленными, творческими, небезразличными к происходящим событиям и к каждому студенту. У преподавателя должна быть четкая дикция, грамотно поставленная речь, приятный немонотонный голос.
Внешний вид преподавателя – это визитная карточка педагога. Студенты выделяют как «позитивно оцениваемые» характеристики: аккуратность в одежде и макияже, опрятность, строгость и деловой стиль в одежде, наличие неброских украшений, ухоженные волосы и руки.
«Негативно оцениваемые» характеристики преподавателей студентами: вспыльчивость, раздражительность, несправедливость, безответственность, предвзятость, безразличность, неаккуратность, алчность, застенчивость.
Таким образом, имиджевая компетентность, становятся важным компонентом продуктивного взаимодействия, условием эффективности педагогической деятельности. Каждый преподаватель должен обладать ярко выраженной рефлексией, т.е. осознавать, какими качествами он обладает и какие требования предъявляет ему студенческая аудитория и коллеги, а также прилагать усилия по изменению имиджа и его улучшению.
Построение имиджа - процесс довольно сложный, специально организованный, который развивается по определенным законам и технологиям[7, С.21]. Обобщая мнения исследователей по проблеме формирования имиджа преподавателя педагогического вуза, можно сделать вывод, что это длительный процесс, на эффективность которого оказывает влияние ряд условий:
1) развитие у преподавателей жизненных ценностей и установок;
2) осознание преподавателем необходимости формирования позитивного имиджа;
3) проявление собственной активности при работе над имиджем;
4) знание требований студенческой аудитории к личности и деятельности преподавателя;
5) выявление начального уровня развития качеств, составляющих позитивный имидж преподавателя;
6) овладение педагогом приемами самопознания, а также навыками проектирования индивидуального имиджа;
7) соблюдение принципа систематичности при формировании имиджа;
8) соблюдение принципа многообразия форм и методов работы по формированию и коррекции имиджа [1. с. 212].
Значительное место в формировании имиджа педагога уделяется его самопрезентации и позиционированию. Е.Б. Перелыгина определяет самопрезентацию как деятельность по созданию имиджа. Такую деятельность можно признать эффективной, если окружающие воспринимают образ человека как притягательный. Позиционирование, по мнению Г.Г. Почепцова, – это построение имиджа с учетом знания интересов, потребностей, ожиданий, требований определенной группы людей; умение отбирать и предъявлять те внешне оцениваемые характеристики, которые способствуют оптимизации процессов взаимодействия; визуальное моделирование, оформление и представление результатов деятельности во внешней среде [5].
Каким бы компетентным специалистом ни был преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного "Я".
Формирование образа педагога начинается с первого впечатления, создаваемого особенностями стиля одежды, мимики, жестов, речи. Внешние характеристики должны подкрепляться внутренними личностными качествами: общей эрудированностью, жизненными целями и установками, отношением к окружающим людям и происходящим событиям. Имидж обусловливает самореализацию личности: для педагога он служит индикатором признания со стороны общества, оценки и отношения окружающих.
Этапы управления формированием имиджа педагога включают: изучение общественного мнения о профессии, уточнение предпочтений потребителей образовательных услуг (администрация, студенты, родители); трансляция положительного образа педагога, поддержка позитивно окрашенных, эмоционально привлекательных компонентов имиджа.
Таким образом, профессиональный имидж — это важная компетенция каждого педагога, являющаяся результатом самопознания и саморазвития. Профессионально-значимые личностные качества педагога, характеризующие интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу личности, существенно влияют на результат профессиональной деятельности. Профессиональный имидж является инструментом педагогического влияния и условием успешной профессиональной деятельности.
Литература:
- Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176с.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия, 2004. — 320 с.
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб, 2004.
- Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. – М.: Омега-Л, 2007 – 266 с.
- Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - Киев, изд-во «Ваклер», 2002. - С. 25.
- Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, М.: УРАО, 2005 -172 с.
- Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям: Учеб. пособие – М.: Народное образование, 2002. – 576с.
1