Имидж в педагогической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.11.2023

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева, Т. В. Имидж в педагогической деятельности / Т. В. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107468/ (дата обращения: 21.11.2024).



В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в деятельности педагога. Имидж (image) — английское слово, произошедшее от латинского, которое переводится как изображение, подобие, образ. Имидж является частью профессионального успеха. Выделяют три составляющих имиджа:

А) реальный имидж — это имидж, который сложился на текущий момент;

Б) желаемый имидж — образ, который хотелось бы сформировать;

В) необходимый имидж — создание такого имиджа, который способствует эффективному достижению определенных целей.

Существует ли специфический имидж учителя? — задает вопрос известный отечественный психолог Л. М. Митина и утвердительно отвечает на него. Имидж педагога представляет собой устойчивый, эмоционально окрашенный образ, направленный на создание, поддержание и усиление позитивного общественного мнения о его престиже, репутации. Имидж педагога содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные качества и особенности профессиональной деятельности и поведения.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л. М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т. д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Ядро имиджа составляют следующие установки: высокая самооценка, позитивное отношение к жизни, вера в добро, умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, умение меняться и учиться у жизни.

А. А. Калюжный выделяет следующие наиболее важные элементы построения педагогического имиджа:

1) следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности;

2) в основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого;

3) обязательно необходимы эксперты со стороны.

Министерство образования и науки в Российской Федерации предъявляют различные требования к педагогу, которые непосредственно влияют на формирование его имиджа. Содержание профессионального стандарта учителя состоит из нескольких частей. Часть первая — обучение (педагог должен иметь высшее образование; уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность; владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика). Часть вторая — воспитательная работа (педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности; владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций; владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся). Часть третья — развитие (готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами).

Мною были проведены исследования у педагогов МКОУ Чулымский лицей, с целью изучению имиджа педагогической профессии.

Исследование № 1. Задача педагогов состояла в следующем: проранжировать положения из профессионального стандарта педагога по степени значимости. Учителям предлагалось десять положений, из которых педагоги выделили следующие:

  1. умение педагога общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
  2. умение педагога демонстрировать знание предмета и программы обучения;
  3. умение педагога разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
  4. умение педагога объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
  5. умение педагога использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании.

В исследовании принимало участие 27 педагогов. Большинство опрашиваемых считают, что каждый педагог, в первую очередь, должен уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их (81 %). Важным критерием для респондентов является умение педагога демонстрировать знание предмета и программы обучения (67 %) и разработка и применение современных психолого-педагогических технологий (63 %). Далее педагоги выделили умение объективно оценивать знания обучающихся в соответствии с реальными учебными возможностями детей, (55 %) и использование специальных подходов к обучению, в том числе детей с особыми образовательными потребностями (52 %).

Исследование № 2. Респондентам предлагалось написать 5 качеств, которыми на их взгляд должен обладать современный педагог. Из 27 опрашиваемых педагогов, большинство выделили следующие качества:

  1. любовь к детям (60 %);
  2. компетентность (52 %);
  3. доброжелательность (41 %);
  4. коммуникабельность (41 %);
  5. ответственность (37 %)

Хотелось бы отметить, что внутренняя составляющая имиджа, непосредственно зависит от личностных качеств педагога, его ценностей. Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод, что ответы при первом и втором опросе совпадают. Педагоги при своих ответах, в первую очередь, опираются на формирование у педагога нравственных качеств, таких как: доброжелательность, любовь к детям.

Хороший педагог, в первую очередь, должен любить людей, вообще, и детей, в частности. Без уважения к детям хорошим педагогом не стать. На втором месте стоит профессионализм. Педагог должен быть хорошо вооружен необходимыми знаниями, как своего предмета, так и методик преподавания, психологии межличностных отношений и быть эрудированным во многих сферах жизни. Педагог должен быть интересной личностью, пользоваться уважением и любовью окружающих. Антон Семенович Макаренко говорил, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж. Формирование позитивного имиджа психологически важно не только для педагога, но и для обучающихся. Позитивный имидж педагога положительно влияет на успеваемость, качество знаний и успешность учеников. Если у педагога будет сформирован позитивный имидж, то он соответственно, будет получать удовлетворение от педагогической деятельности.

Литература:

  1. Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя. — М.: Владос, 2004. — 222с.
  2. Крысанова О. А. Позитивный индивидуальный имидж педагога // PR в образовании. 2006. — Вып. 4. — С. 64–69.
  3. Панасюк А. Ю. Понятие «имидж» в сопоставлении с другими сходными понятиями // Известия Академии Имиджелогии. Том I / под ред. Е. А. Петровой М.: РИД АИМ, 2005. — С. 10–40.
  4. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. — М.: Академия, 2004. — 320с.
  5. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: https://school3.kchr.eduru.ru/media/2020/02/11/1250875158/Profstandart_Pedagog.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): умение педагога, педагог, имидж, позитивный имидж, ребенок, воспитательная работа, педагогическая деятельность, педагогический имидж, профессиональная деятельность, хороший педагог.


Задать вопрос