Исследование проблемы формирования имиджа преподавателя вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1263 раза

Библиографическое описание:

Гордеева, Е. В. Исследование проблемы формирования имиджа преподавателя вуза / Е. В. Гордеева, Н. В. Иванушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41609/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена актуальной на данной момент проблеме — формированию образа (имиджа) современного преподавателя, оказывающего благоприятное воздействие на аудиторию, в качестве повышения мотивации среди студентов.

Ключевые слова: профессиональный имидж преподавателя, формирование имиджа современного преподавателя, имиджелогия, педагогический имидж

Тема формирования имиджа преподавателя является актуальной педагогической проблемой на данной момент времени. Проблемы формирования имиджа преподавателя вуза не исследована в полной мере, хотя эта проблема является важной для формирования знаний и успеваемости. В настоящее время профессия преподавателя утратила былой интерес со стороны молодого поколения, и она требует реабилитации. Естественно, что со стороны государства решить эту проблему будет очень тяжело. Но не только экономическая поддержка важна в формировании имиджа современного педагога и отношения к нему студентов. Что же тогда может сделать сам преподаватель, чтобы поднять свой имидж? Ответ на этот вопрос возможно получить путем изучения общественного сознания. По мнению И. В. Криксуновой понятие имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности [2].

Существует множество мнений по вопросу, когда же все-таки появился имидж. Одни ученые утверждают, что его зарождение пошло еще с древних времен. Другая точка зрения показывает, что понятие «имидж» появился в настоящее время во время широкого использования телевидения, развития инновационных технологий и Интернет-ресурсов. На наш взгляд, понятие «имидж» зародилось еще в глубокой древности, о чем свидетельствует множество пословиц и народных мудростей. Однако, широкое использование и детализация понятия стали использоваться в настоящие время. В век информационных технологий уделяется особое внимание изучению принципов создания необходимого имиджа в любой отрасли человеческой деятельности. Множество ученых занимаются исследованием этой отрасли, самые известные из них: американский эколог-аналитик Л. Браун, П. Берд, Д. Ягер. В России — государственный деятель Н. В. Муравьев, академик В. М. Шепель, писатель, сатирик, драматург и театральный критик Л. К. Аверченко, И. Крик, Л. Н. Колесникова и др. Имидж затрагивает такие сферы деятельности как педагогика, психология, PR-деятельность и многие другие.

В настоящее время существует множество подходов к изучению понятия имиджелогии. Мы в своей статье рассмотрим понятие имиджа с позиции педагогической деятельности. В современном и информационном обществе преподаватель вуза перестает быть единственным носителем информации, теряя свою уникальность в глазах обучаемых. Современное образование для многих понимается как сфера образовательных услуг, в которой студент является клиентом, выбирающим направление своей деятельности в обучении. Особенностью средств формирования имиджа преподавателя вуза является сочетание двух разноплановых имиджей — образа ученого, обладающего большим запасом профессиональных качеств, с багажом практической деятельности.

Немаловажным фактором, сказывающимся на эффективном имидже преподавателя, является и аудитория, с которой он работает. Преподаватель создает в аудитории благоприятную атмосферу, заряжая особой энергией, своей манерой разговора, подачей, речевым запасом, расположенностью к студентам, манерам и культурам общения. Все эти факторы способствуют налаживанию каналов коммуникации среди аудитории и преподавателем и их дальнейшее сотрудничество. Ведь именно через общение можно выявить целостный образ человека.

Как показывают результаты исследований (С. Л. Братченко), для современного студенчества черты уверенности, авторитарности, безапелляционности очень важны; ярко выраженная ориентация на более простые, быстрые и легкие решения, нежелание углубляться в суть проблемы и готовность удовлетвориться поверхностным взглядом; почти тотальное предпочтение интеллектуальных, рациональных способов работы с проблемами, средств понимания себя, других людей и конкретных ситуаций [3].

Проанализировав исследования С. Л. Братченко, можно сделать вывод, что современная молодежь очень практична, не нацелена на результат и поэтому психологически беззащитна, не может самостоятельно находить выходы из кризисных ситуаций и принимать решения, поэтому нуждается в педагогической поддержке. Именно эти обстоятельства обуславливают формирование имиджа современного педагога, мотивирующего студентов к получению знаний и новой информации, доверительных отношений педагога, который может создать такую обстановку в коллективе, где каждый из его участников будет чувствовать себя комфортно и защищено, не боясь высказывать свое мнение.

Сегодня понятие «имидж» соотносят с понятием «авторитет». Однако многие исследователи утверждают, что это принципиально разные понятия. Толковый словарь объясняет понятие «авторитет» как общепризнанное влияние. Ученые, занимающие проблемой формирования имиджа, при сравнении двух понятий имиджа и авторитета указывают на разницу во временных промежутках. Так, например, Т. А. Бусыгина считает, что «имидж формируется сразу, при первых контактах, а авторитет — в течение продолжительного взаимодействия» [1]. Тем не менее, имидж современного преподавателя корректируется в течение его профессиональной деятельности и не всегда формируется «ежесекундно» при знакомстве с новой группой студентов. Профессор Т. А. Бусыгина в одной из своих работ отметила, что авторитет всегда зарабатывается годами, постепенно, неважно будет ли этот имидж положительным или отрицательным, самое главное, что будет он формироваться в течение определенного промежутка времени. Таким образом, имидж за короткий промежуток времени рассказывает о человеке необходимую информацию, то есть, как он взаимодействует. В зависимости от того, как человек себя подает, их можно поделить на два момента, на то каким он себя преподносит, каким хочет казаться в глазах окружающей его аудитории и тем, каким он преподносит себя бессознательно. Если первый момент при определенных условиях можно корректировать, дорабатывать, то второй момент из-за того, что происходит бессознательно и неосознанно, невозможен в доработке. Ко всему вышеперечисленному можно добавить, что имидж процесс непрерывный на протяжении всей жизни, изменяется он по ряду качеств: повышению по социальному статусу, развитию коммуникационных навыков, личностных и профессиональных качеств человека. Следовательно, можно сделать вывод, что авторитет и имидж на протяжении всей деятельности человека, будь то профессиональной или личностной меняется или корректируется.

В конечном итоге, именно стиль педагогического общения определяет характер взаимодействия между педагогом и учащимся, а, следовательно, эффективность учебно-воспитательного процесса.

Рекомендации, выработанные в процессе исследования:

  1. Интерес к студентам и работе с ними, наличии потребностей и умений общения, общительность, коммуникативные качества.
  2. Способность к эмоциональной эмпатии и пониманию студентов.
  3. Гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов.
  4. Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении.
  5. Хорошие вербальные способности: культура, хорошо поставленная речь, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств.

Для создания имиджа преподавателю нужно сформировать свой индивидуальный стиль и уметь преподносить его студентам, чтобы поднять уровень посещаемости и успеваемости. Но следует отметить, что этот имидж должен отличаться от обучения студентов, обучающихся по программе бакалавриата и по программе магистратуры и аспирантуры. Для бакалавров нужно создавать имидж ведущего, как так бакалавры-первокурсники еще не имеют знаний по выбранной специальности и их нужно всему обучать и давать им новые знания, при этом давать им возможность высказываться и участвовать в дискуссии. У аспирантов и магистров для достижения лучшего эффекта взаимодействия между студентами и преподавателем необходимо выстраивать отношения по принципу единомышленников или коллег. Чтобы обмениваться информацией между собой, но при этом преподаватель должен понимать, что он выступает как объект для подражания, его качества и манеры ведения урока аспирант может перенять на свою будущую преподавательскую деятельность.

На основе проведенного исследования разработаем структуру и дадим рекомендацию по формированию имиджа преподавателя.

Структура и рекомендации имиджа преподавателя (рис. 1)

Рис. 1. Схема основных компонентов для формирования имиджа преподавателя вуза

Для бакалавров важно ощущение, что преподаватель выступает перед ним как наставник, направляет его в нужное русло, дает собственные советы и рекомендации, считается с их выбором и дает им право голоса. Для аспирантов и магистров преподаватель должен быть как коллега, для обсуждения научных исследований и работ, но в тоже время брать у него опыт.

Профессионализм подразумевает наличие ученой степени, количества научных работ, написанных статей, монографий, методических пособий. Научным руководителем аспирантов, как правило, назначается сотрудник соответствующей кафедры, имеющий ученую степень и осуществляющий научную и учебно-методическую деятельность.

Под стилем работы со студентами подразумевается: эмоциональная эмпатия, понимание студентов, способность идти им навстречу. Первостепенно важно, чтобы преподаватель был личностью, обладал харизмой, выражал похвалу за хорошую работу, это дает студенту стимул двигаться и работать дальше, знать нормы этикета и следовать им.

Для бакалавров важно ощущение, что преподаватель выступает перед ним как наставник, направляет его в нужное русло, дает собственные советы и рекомендации, считается с их выбором и дает им право голоса. Для аспирантов преподаватель должен быть как коллега для обсуждения научных исследований и работ, но в тоже время черпать у него педагогический опыт.

В рекомендациях, изложенных в таблице, можно сделать вывод о том, что структура имиджа преподавателя имеет отличительные черты от обучения студентов бакалавров, магистров и аспирантов. Отличие состоит в компетенциях и профессиональных качествах, в остальных моделях они имеют схожие черты, но стоит отметить, что все это имеет лишь общий характер и все рекомендации является общими, в частности преподаватель должен подстраиваться под работу каждой группы индивидуально.

Таким образом, эта проблема является актуальной в настоящее время и требует дальнейшего исследования.

Литература:

1. Бусыгина Т. А. Индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза: автореф. Дис. Самара, 2004.

2. Криксунова И. Создай свой имидж. — СПб.: Лань, 1997. – 315 с.

3. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Народное образование, 2002. 576 с.

Основные термины (генерируются автоматически): имидж, преподаватель, время, современный преподаватель, студент, формирование имиджа, нужное русло, понимание студентов, современный педагог, эмоциональная эмпатия.


Ключевые слова

профессиональный имидж преподавателя, формирование имиджа современного преподавателя, имиджелогия, педагогический имидж

Похожие статьи

Имидж успешного политического лидера (на примере конкретного социологического исследования)

Статья посвящена исследованию проблемы имиджа политического лидера. В статье представлены результаты конкретного социологического исследования, направленного на изучение приоритетных качеств и характеристик имиджа успешного политического лидера, пров...

Мультимедийные презентации и их роль в формировании профессиональной и культурной компетенции студентов неязыкового вуза

В этой статье автор обсуждает роль мультимедийной презентации в обеспечении эффективности урока.

Тренинг как фактор развития корпоративной культуры в организации

В данной статье рассматривается тренинг, который в наше время является важной составной частью корпоративного развития любой организации или фирмы. Сделана попытка проанализировать проведение тренингов по формированию корпоративной культуры у сотрудн...

Успешный имидж политического лидера глазами общественности

Данная статья посвящена проблеме исследования имиджа политического лидера и социологическим факторам его формирующим. В статье раскрывается понятие политического имиджа и его составляющие глазами общественности. В статье представлены результаты социо...

Имидж современного учителя истории и обществознания

В статье затронута проблема изучения имиджа современного учителя истории и обществознания. Представлены результаты исследования представлений об имидже учителя истории и обществознания, сформированных в сознании коллег, учеников и их родителей.

К вопросу об определении понятия «имидж педагога»

Преподаватель вуза является той личностью, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна иметь множество универсальных качеств. Одно из существенных направлений, которое могло бы повысить статус педагога в обществе — это умение выр...

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Психологические аспекты разработки имиджа эстрадного исполнителя

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования, диагностики и совершенствования имиджа эстрадного вокалиста, описаны критерии диагностики и проанализированы первичные результаты.

Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе как фактор создания благоприятного психологического климата образовательной организации

В статье автор исследует влияние конфликтов на благоприятность уровня психологического климата в образовательной организации.

Похожие статьи

Имидж успешного политического лидера (на примере конкретного социологического исследования)

Статья посвящена исследованию проблемы имиджа политического лидера. В статье представлены результаты конкретного социологического исследования, направленного на изучение приоритетных качеств и характеристик имиджа успешного политического лидера, пров...

Мультимедийные презентации и их роль в формировании профессиональной и культурной компетенции студентов неязыкового вуза

В этой статье автор обсуждает роль мультимедийной презентации в обеспечении эффективности урока.

Тренинг как фактор развития корпоративной культуры в организации

В данной статье рассматривается тренинг, который в наше время является важной составной частью корпоративного развития любой организации или фирмы. Сделана попытка проанализировать проведение тренингов по формированию корпоративной культуры у сотрудн...

Успешный имидж политического лидера глазами общественности

Данная статья посвящена проблеме исследования имиджа политического лидера и социологическим факторам его формирующим. В статье раскрывается понятие политического имиджа и его составляющие глазами общественности. В статье представлены результаты социо...

Имидж современного учителя истории и обществознания

В статье затронута проблема изучения имиджа современного учителя истории и обществознания. Представлены результаты исследования представлений об имидже учителя истории и обществознания, сформированных в сознании коллег, учеников и их родителей.

К вопросу об определении понятия «имидж педагога»

Преподаватель вуза является той личностью, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна иметь множество универсальных качеств. Одно из существенных направлений, которое могло бы повысить статус педагога в обществе — это умение выр...

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Психологические аспекты разработки имиджа эстрадного исполнителя

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования, диагностики и совершенствования имиджа эстрадного вокалиста, описаны критерии диагностики и проанализированы первичные результаты.

Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе как фактор создания благоприятного психологического климата образовательной организации

В статье автор исследует влияние конфликтов на благоприятность уровня психологического климата в образовательной организации.

Задать вопрос