Влияние Я-концепции и стиля взаимодействия на имидж учителя
Автор: Егорова Анна Михайловна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1649 раз
Библиографическое описание:
Егорова, А. М. Влияние Я-концепции и стиля взаимодействия на имидж учителя / А. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4128/ (дата обращения: 17.12.2024).
Современные условия жизни диктуют нам новые модели поведения, принципиально отличающиеся от тех, которые были раньше. Педагог — профессия особенная, учителя всегда на виду, рядом с ними ученики, коллеги, родители. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен им как личность. Ведь учитель несёт детям не только знания, особенно сегодня, в период бурного развития высоких технологий. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Известно, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного — только современный человек.
Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно. Интерес к личности учителя — средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель открывает им «новые горизонты». Образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж. [7].
Как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся? На эти вопросы сегодня отвечает новая наука — имиджелогия.
Имиджелогия — это практическая комплексная дисциплина, использующая результаты ряда наук(социальной психологии, культурологии, социологии и др.) с целью создания и преобразования имиджа в профессиональную деятельность [5, с.145].
В последние годы появилось немало работ, посвященных имиджу и имиджелогии, в которых дано научное обоснование отдельных практических результатов по построению имиджа для тех или иных целей (Шепель В. М., Почепцов Г. Г., Кузин Ф. А., Панасюк А. Ю., Перелыгина Е. Б.). Общей и наиболее полной фундаментальной научной теории имиджа как социально-психологического и педагогического феномена пока не существует.
Приоритетное предназначение имиджелогии как науки о технологии личного обаяния — оснастить людей различного возраста имидж-знаниями и оказать помощь в овладении и умелом использовании их при выстраивании межличностных и деловых отношений. Чем больше мы преуспеваем в создании положительного имиджа, тем богаче репертуар нашего поведения и эффективнее управление людскими впечатлениями, тем успешнее мы можем заниматься конструированием разнообразных сфер социального общения, возбуждать к себе симпатии, пользоваться уважением [10].
В переводе с английского image в буквальном смысле означает образ. Каждый из нас создает определенный образ — имидж — представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д. Что такое имидж? Рассмотрим как данное понятие трактуется в справочной литературе и словарях.
Имидж (англ. image, от лат. imago — образ, вид), целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. [2].
Имидж — представление о чьём-н. внутреннем облике, образе [9].
Имидж — целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. [1]
Имидж — образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т. п., способствующие воздействию на окружающих [4, с. 590].
Имидж — целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т. п. [3, с. 240–241].
Имидж — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Определенным имиджем может обладать политический деятель, профессия, товар и т. д. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов в областиполитической психологии, психологии рекламы, маркетинга и т. п. [8, с.134].
Имидж учителя — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, соц. окружения, в массовом сознании. При формировании и. у. реальные качества тесно переплетаются с теми, к-рые приписываются ему окружающими [6].
В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание. Внешний вид педагога должен разумно сочетать тенденции моды: одежда не должна быть слишком модной, но и отставать от моды тоде недопустимо. Хорошо, если стиль одежды учителя максимально приближен к классическому.
Внутренний образ — это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний астрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Итак, первым шагом на пути к созданию «эффекта ореола», думаем, можно считать работу над собственным имиджем.
Визуальная привлекательность — первостепенная составная имиджа педагога. Весь облик учителя должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Важная часть имиджа педагога — красноречие. Искусство речи — это её гибкость, выразительность, оригинальность. Ещё древние мудрецы говорили, что ораторское мастерство — это умение внушать и убеждать словом. В общении с учениками учителю важно не забывать о тоне, которым он разговаривает. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.
Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникационные связи с людьми.
Нельзя забывать и о том пространстве жизнедеятельности, которое создаёт каждый человек. Расстановка мебели в нашей квартире, оформление рабочего места, марка машины и просто масса мелочей от фирменной ручки до кейса, которыми мы пользуемся, несут информацию о нас.
Немаловажное значение имеет и образ жизни, который также влияет на имидж в целом. Имидж вашего образа жизни — это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение и характер.
Одним из важных аспектов личного успеха явяется привлекательность в глазах окружающих. Привлекательные люди часто и охотно улыбаются, обладают чувством юмора, естественно себя ведут, веселы, часто и охотно говорят комплименты, знакомы с этикетом и следуют ему, уверены в себе, умеют посмеяться над собой, быстро вызывают человека на разговор о нём самом, осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы, дружелюбны, с ними легко общаться. Совершенно не обязательно, чтобы люди вас любили, просто вы должны им нравиться.
К формированию имиджа учителя непосредственное отношение имеют Я-концепция учителя и стили взаимодействия.
В педагогической литературе дано следующее определение Я-концепции — это система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [6]. Калюжный А. А. [5] в ее структуре выделяет три основных компонента: когнитивный (что я знаю о себе), оценочный (как я оцениваю то, что знаю о себе), поведенческий (как я веду себя в соответствии с оценкой того, что я знаю о себе).
Самым главным компонентом в Я-концепции личности является оценочный, который обычно называют самооценкой. Это «оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Она бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди)» [6]. «Самооценка отражает степень развития чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу «Я». Это означает, что позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, ощущению собственной ценности» [5, с.44]. Современные исследователи утверждают, что осуществить эффективное взаимодействие способен только учитель с позитивной Я-концепцией.
Для учителя с позитивной Я-концепцией характерны следующие качества:
1) чувство собственной значимости;
2) уверенность в способности заниматься определенным видом деятельностти — педагогической работой;
3) твердая убежденность в импонировании как всем людям, так и своим воспитанникам в частности;
4) гибкость мышления, любовь к экспериментированию.
Такой учитель считает себя способным справляться с проблемами в различных жизненных ситуациях; чувствует, что нужен другим людям; владеет стилем неформального общения с учащимися; всегда старается понять другого человека; ждет от людей проявления дружелюбия, а не враждебности; представляет человека как личность, обладающую достоинством. Школьники обычно высоко ценят проявление таких качеств учителя.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический, попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский и др.).
При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.
Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т. п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.
Попустительский (анархический, конформный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.
Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Альтернативой этим стилям общения является диалогический стиль участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация.
Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны:
1) активно-положительное отношение к учащимся;
2) адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач;
3) им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения;
4) умение прогнозировать развитие личности школьника.
По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.
В таблице приведена полная характеристика содержательной и формальной сторон трех стилей (по Галине Михайловне Андреевой).
Формальная сторона(приемы и средства, используемые при межличностном взаимодействии) |
Содержательная сторона(содержание процесса межличностного взаимодействия) |
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ |
|
Деловые, краткие распоряжения |
Дела в группе планируются заранее во всем их объеме |
Запреты без снисхождения, с угрозой |
Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны |
Эмоции не принимаются в расчет |
|
Позиция лидера — вне группы |
|
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ |
|
Инструкция в форме предложений |
Мероприятия планируются не заранее, а в группе |
Не сухая речь, а товарищеский тон |
За реализацию предложений отвечают все |
Похвала и порицание — с советами |
Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются |
Распоряжения и запреты — с дискуссиями |
|
Позиция лидера — внутри группы |
|
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ |
|
Тон — конвенциональный |
Дела в группе идут сами собой |
Отсутствие похвалы, порицаний |
Лидер не дает указаний |
Никакого сотрудничества |
Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера |
Позиция лидера — незаметно в стороне от группы |
Позитивная Я-концепция учителя определяет демократический стиль преподавания и общения, обеспечивающий формироваие у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважения со стороны учителя и воспитателя. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, а это, в свою очередь, способствует раскрытию творческого потенциала личности. Убежденность ученика в собсвтенной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Я-концепция учителя создает предпосылки для достижения высокой эффективности педагогического взаимодействия.
Литература:
1. Большой толковый словарь. — http://slovo.yaxy.ru
2. Большой энциклопедический словарь. — http://slovo.yaxy.ru
3. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. — 640 с.
4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Дрофа, Русский язык, 2000. — 1233 с.
5. Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 222 с.
6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — http://slovo.yaxy.ru
7. Кудряшова О. Имидж современного педагога. — http://pedagog2010.lokos.net/article/imidzh-sovremennogo-pedagoga
8. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, — 494 с.
9. Толковый словарь Ожегова от А до Я. — http://slovo.yaxy.ru
10. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. — http://sbiblio.com/biblio/archive/shepel_imedjelogija/00.aspx