Имидж педагога в контексте его эволюции, структурных компонентов и актуальности формирования
Авторы: Комисова Наталья Алексеевна, Комисова Ольга Сергеевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.02.2019
Статья просмотрена: 898 раз
Библиографическое описание:
Комисова, Н. А. Имидж педагога в контексте его эволюции, структурных компонентов и актуальности формирования / Н. А. Комисова, О. С. Комисова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14853/ (дата обращения: 22.12.2024).
Имидж — это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.
Имидж педагога — это особенное понятие, так как личность педагога способствует формированию личности ученика, а чем ярче и самобытнее его личность, тем сильнее влияние. Согласно педагогическому словарю, имидж преподавателя представляет собой эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Как показывают исследования специалистов в этой сфере, имидж «хорошего» педагога в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.
На рисунке 1 отражена информация об эволюции представления имиджа педагога в России, начиная с 1930-х годов до настоящего времени [1, 2]. Так, например, в 1930-х годах в педагоге ценились знания предмета и владение методикой, хорошие взаимоотношения с воспитанниками, создание дисциплины. В 40-е года от педагога требовался достаточный уровень эрудиции и политическая зрелость. Авторитетность, остроумие, храбрость, сильная воля педагогу для создания собственного имиджа требовались в 1950–60-х годах. В 1970–80-х гг. приоритеты отдавались справедливости, требовательности, приветливости, организаторским способностям. В 1990-е годы тактичность, чувство юмора и доброта были неотъемлемыми качествами хорошего педагога. В 2000-х годах к ним добавились такие компоненты, как ухоженность, коммуникабельность, умение думать и работать в коллективе, а в 2010-х — еще и саморегуляция, ортобиоз, проектное мышление и лидерское поведение.
Необходимо заметить, что на протяжении всего рассмотренного периода эволюции можно наблюдать присутствие таких составляющих в представлении об имидже, как внешний вид, приятная наружность, стильность. Именно эти компоненты и являются наиболее распространенными в ситуации, когда пытаются объяснить понятие имиджа педагога.
Рис. 1. Эволюция представления об имидже педагога в России за период 1930–2010-е гг.
Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению, поэтому визуальная привлекательность образа педагога так важна. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По мнению психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние педагога на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность — это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас, например, ухоженность, стиль в одежде, мимика, пластика и т. д.
Как показывает исследование, имидж педагога — это не только приятный визуальный образ, участвующий в повседневном непосредственном влиянии эффективней шаблонного воспитания. Это еще и такие слагаемые как вербальное и невербальное поведение, менталитет (рис. 2).
Рис. 2. Структурные компоненты имиджа педагога
Вербальное поведение — это основа персонификации, так как информацию возможно донести не только словами, но и интонацией, темпом речи, паузой и др.
Невербальное поведение — это язык подсознания, проявление личной культуры. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе, а поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.
Менталитет базируется на глубоких пластах бессознательного, которые человек наследует и которые составляют его психическую природу. К его компонентам, относительно педагога, относятся интеллект, мироощущение или мировосприятие, умственная активность, качество сознания.
Авторами данного исследования был проведен опрос среди родителей города Белгорода, дети которых занимаются в учреждениях дополнительного образования. В опросе приняли участие 100 респондентов. Родителям было предложено ответить на вопрос: «Какое слагаемое имиджа, как профессионального требования для педагога дополнительного образования, по Вашему мнению, важно?». В ответах предполагалась их многовариантость. Результаты обработки опроса отражены на рис. 3.
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какое слагаемое имиджа — как профессионального требования для педагога дополнительного образования, по Вашему мнению, важно?»
Визуальной привлекательности отдали предпочтение 98 % респондентов, манерности и этикету — 76 %, обаянию 63 %. Практически одинаковое распределение ответов пришлось на вербальное и невербальное поведение — 56 % и 54 % соответственно. Самое наименьшее количество респондентов (46 %) считает, что педагог дополнительного образования должен соответствовать необходимому образу, то есть в классическом его представлении.
Для того чтобы выяснить, действительно ли имидж педагога является той необходимой составляющей в успешной работе с детьми, авторами также в рамках данного исследования было предложено этим же родителям ответить на вопрос: «Какие критерии, по Вашему мнению, являются самыми главными для педагога дополнительного образования?». Результаты обработанных вариантов ответов отражены на рисунке 4. Профессионализму и знанию своего дела, согласно обработанным данным отдают предпочтение при выборе педагога 95 % родителей детей, которые посещают занятия дополнительного образования, заинтересованности в своей работе — 74 %.
На имидж педагога обращают внимание и считают его не малозначительным фактором 63 % респондентов. На вопрос: «Почему среди указанных вариантов ответов Вами указан имидж?», ответ родителей сводился к общему мнению, который можно сформулировать следующим образом: «Имидж носит в себе психологическую нагрузку: аккуратно, чисто и со вкусом одетый педагог воспитывает эти же качества в воспитанниках».
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие критерии, по Вашему мнению, являются самыми главными для педагога дополнительного образования?»
Таким образом, можно заключить, что данные результаты свидетельствуют о том, что действительно имиджу педагога необходимо уделять пристальное внимание, так как он является не только индивидуальной целью каждого человека, но и залогом успеха в работе с детьми.
Литература:
- Жулина И. В. Имидж современного педагога [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/02/04/imidzh-sovremennogo-pedagoga
- Имидж современного педагога как условие повышения профессиональной компетентности учителя [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya_imidzh_sovremennogo_pedagoga-434089.htm
- Куликова В. Н. Язык внешности. Как создать свой имидж. Серия: Популярная психология [Текст] / В. Н. Куликова. — Изд-во: Центрполиграф. — 2016, 159 с.