Стилевые стратегии молодежи и проблема самореализации личности
Автор: Петрухин Виктор Иванович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 10.02.2015
Статья просмотрена: 161 раз
Библиографическое описание:
Петрухин, В. И. Стилевые стратегии молодежи и проблема самореализации личности / В. И. Петрухин. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 247-250. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7276/ (дата обращения: 17.12.2024).
Проблема самореализации личности является одной из актуальных и важнейших в современной науке. Содержание термина «самореализация» находится в такой стадии разработки, когда обозначенная его интерпретация все чаще затруднительна. Причина заключается в многогранности изучаемого явления. Зародилось оно в философии, получило свое развитие в психологии, а в последние годы становится специальным предметом изучения в педагогике.
В проведенном нами исследовании по данной теме мы исходим из того, что самореализация личности это ее индивидуальность, т. е. определенная динамическая система. Организационная структура данной системы обусловлена факторами влияния на личность внутренней ее составляющей и внешними условиями.
В качестве рабочей гипотезы исследования мы считаем, что основой приоритетного развития индивидуальности является гуманистическая концепция воспитания. Данная концепция позволяет осмыслить человека не только как уникальное явление природы, но и определить доминанты между свободой выбора личности в самореализации и влиянием на нее общества. Именно целенаправленное влияние общества и определяет стилевые стратегии молодежи, как выбор жизненной позиции (поступление в вуз, профессиональная деятельность, трудоустройство, социальный статус и др.) — составляющие модуса благополучия. При данном подходе проблема самореализации имеет субъектно-субъективную направленность и может рассматриваться как личностное развитие индивида.
М. В. Громенко отмечает, что «все это требует от человека глубоких профессиональных знаний, высокой творческой активности, умения видеть ближние и дальние перспективы своей деятельности. При таком подходе обязательно идет формирование внутренней структуры человеческой психики, благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, т. е. интериоризации. В теории деятельности интериоризация — это перенос соответствующих действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний план» [1, с. 97], т. е. речь идет о преобразовательной деятельности.
Преобразовательную деятельность мы рассматриваем как специальное и максимально эффективное психологическое самообеспечение: с одной стороны, это знания, добываемые мышлением, а с другой — ценностные установки, формируемые переживанием и мобилизующие волю к действию ни как единичного акта деятельности, а как действий перцептивных.
Действия перцептивные являются структурной единицей процесса восприятия и обеспечивают сознательное выделение некоторого аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, и приводящие к построению образа адекватного предметному миру и задачам деятельности [2, с.114].
В научной литературе проблеме самореализации личности посвящены многие отечественные и зарубежные исследования, следовательно, многие определения данного понятия могут звучать по-разному.
Самореализация трактуется как ценность, как потребность, как процесс, как деятельность, как результат. В первую очередь, обращаясь к этимологии слова, самореализация (от русского «само» и латинского «realiz») — выявление и развитие индивидом личностных способностей в различных сферах деятельности. С другой стороны, самореализация — цель человеческой жизни, средство достижения смысложизненных целей. То есть самореализация определяется как цель жизни личности, отражающая важную потребность человека в самоутверждении и самосовершенствовании, самовыражении.
Мы считаем, чтосамореализация — это одна из основных ценностей жизнедеятельности каждого человека, отражающая его стремление наиболее полно проявить свои способности и потенциалы, претворить их в жизнь в процессе продуктивной деятельности, включающей как различные формы общения, так и межличностное в частности.
И здесь же, наряду с проблемой самореализации личности, следует говорить о проблеме изменения или даже отсутствия общечеловеческих ценностей у современного человека, и особенно остро это прослеживается в молодежной среде. В концепции воспитательной работы академии отмечено, что анализ общечеловеческих ценностей, способствующих воспитанию человека, позволяет сделать вывод о том, что сам процесс воспитания на основе общечеловеческих ценностей включает две основные составляющие:
1. Вооружение человека знаниями (общечеловеческих ценностей) — как он должен жить и что он должен и не должен в жизни делать.
2. Создание общечеловеческого идеала и стремление к нему путем развития положительных и изжития противоположных отрицательных моральных качеств (например, развивая вежливость — изживаем грубость).
Следует отметить, что доминирующую роль в образовании и воспитании человека играют семья и образовательные учреждения. Определенную роль среди них занимают вузы, куда студент приходит уже с запасом знаний и навыков, но как личность окончательно еще не сформирован. Одна из главных задач вузов — помочь студенту в выборе дальнейшего жизненного пути, то есть помочь самореализовать себя.
Рассмотрим как пример Курскую ГСХА. Академия — это образовательное пространство, где молодой человек проводит 5 лет своей жизни в возрасте, в среднем, от 17 до 22 лет. Это время, когда идет процесс активного формирования жизненной позиции и выбор своего дальнейшего жизненного пути. И здесь очень важно попасть именно в ту среду, которая не только бы отвечала уже имеющимся жизненным потребностям, но и давала бы возможности для раскрытия и развития дополнительных потенциальных способностей. Так, поступая на первый курс, студент имеет возможность, в первую очередь, получить качественное высшее образование, что позволяет в будущем устроиться на престижную работу, имея большой запас знаний в различных областях науки.
На базе каждого факультета действуют студенческие научные общества, при многих кафедрах есть научные кружки, где студенты более углубленно занимаются наукой или же более детально изучают понравившиеся дисциплины.
Творческие студии, спортивные секции, волонтерская работа, студенческие специализированные отряды вуза — это тот инструментарий, который составляет содержание стилевых стратегий молодежи на современном этапе развития общества.
Литература:
1. M. V. Gromenko. APPROACH ТО PERSONAL DEVELOPMENT AND SOCIAL ADAPTATION. OF STUDENTS The strategies of Modern Science Development: Proceedings of the VII International scientific-practical conference North Charleston, USA, 14–15 October 2014. — North Charleston: CreateSpace, 2014. — 126 p.
2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. е.С. Рапацевич — Мн.: «Соврем. слово», 2005. — 720 с.
3. Петрухин В. И. Социально-психологические особенности формирования личности студента, региональные проблемы повышения эффективности агропромышленного комплекса (материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Курск, 20–22 марта 2007 г., ч.З). — Курск: Изд-во Курск, гос. с.-х. ак., 2007. — 320 с.