Имидж современного учителя глазами учеников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 10.05.2016

Статья просмотрена: 5827 раз

Библиографическое описание:

Патрикеева, Э. Г. Имидж современного учителя глазами учеников / Э. Г. Патрикеева, А. А. Перцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1372-1374. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29712/ (дата обращения: 16.12.2024).



Имидж современного учителя глазами учеников

Патрикеева Элла Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент;

Перцева Анна Александровна, студент

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

Каждый человек имеет свой статусный образ или имидж. Имидж — это общественный эталон, представление социума о том, какой должна быть личность в соответствии со своим статусом. Формирование имиджа, забота человека о нем, дает возможность сохранять психологическое здоровье и внутриличностную гармонию.

Педагог — профессия публичная, так как учитель всегда находится в центре внимания. Как бы ни был профессионален, опытен и успешен учитель, он просто обязан постоянно самосовершенствоваться, формируя таким образом, свой имидж. Проблема имиджа педагога является актуальной в условиях развития субъект — субъектных отношений в школе, личность, ее качества, становятся основой педагогического общения, особенно, в современном мире, когда происходит динамика социального статуса преподавателя. На сегодняшний день имидж учителя важен не только для его учеников, как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого преподавателя, для моральной, психологической удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.

Имидж — это образ, сложившееся и устоявшееся в обществе представление о ком-либо [2]. По взглядам многих отечественных и зарубежных ученых, положительные характеристики имиджа являются главными критериями достижения личностью успеха (И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, З. Фрейд, Б. Э. Торндайк, Е. Е. Вяземский, А. А. Калюжный и многие другие). Психологи рассматривают имидж как стереотип, эмоционально окрашенный образ или мнение о человеке, иногда характеристики имиджа отражаются в социальной роли личности. Выполняя те или иные социальные роли (учитель, мама, ребенок и т. д.), люди все же остаются узнаваемыми — это постоянство и называется имиджем [5].

Имидж бывает профессиональным. Таковым принято считать образ человека, состоящий из профессиональных характеристик личности, которые проявляются во взаимодействии и вызывают у партнеров положительные или отрицательные эмоции [2]. В имидже выделяются позиции самоподачи, которые составляют основу модели технологии имиджирования: «Я-концепция», кинесика, фейсбилдинг, дизайн одежды, владение словом, коммуникативная механика [3].

Грамотное осуществление функции самоподачи в педагогическом процессе также необходимо, как знание методики преподавания предмета и методов воздействия на учащихся, в особенностях самоподачи складывается педагогический образ учителя. Как показали исследования, 25 % учителей, начинающих свою карьеру, испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первичного контакта с учениками. Феномен первого впечатления — один из важнейших этапов движения процесса взаимодействия и фундамент формирования педагогического имиджа. Необходимо, чтобы имидж находился в единстве с внутренними установками учителя, соотносился с его характером и взглядами [1, с. 7].

В собирательном образе личности педагога артистизм играет особую роль и является способностью к гармоничному существованию и эффективному действию в условиях образовательного процесса. Наиболее значимыми в создании образа учителя являются профессиональная компетентность педагога и широкий кругозор, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, мышление и импровизация, педагогическое общение. Под последним подразумевается профессиональная коммуникация учителя и школьника, наполненная определенными функциями [7, с. 44–45].

В настоящее время проведено ряд исследований значимости личностного имиджа преподавателя как для учеников, так и для учителей. По данным Е. Русской [5], в рейтинге профессионально значимых качеств учителя имидж, по мнению учеников, занимает второе место, однако с точки зрения самих учителей — лишь восьмое. Образ учителя в памяти школьников сохраняется ярко и на многие десятилетия.

В декабре 2015 года на базе МБОУ СОШ № 1 М. Горького (г. Арзамас) было организовано прикладное эмпирическое исследование значимости имиджевых характеристик педагога в учебном процессе, в котором приняли участие ученики и учителя школы. Респондентам (всего участвовало 45 человек: 15 учителей и 30 учеников) были предложены вопросы, касающиеся значимости образа учителя в педагогическом процессе.

Методом анкетирования установлены особенности влияния имиджа современного учителя на учебный процесс и учеников (таблица 1). В ходе исследования обнаружено, что 100 % опрошенных (как учителя, так и ученики) верно определили понятие имиджа: «Образ человека, состоящий из внешнего облика, манеры поведения и общения, привычек». 80 % опрошенных педагогов применяют к своему образу понятие имиджа.

Испытуемым было предложено проранжировать по степени значимости имиджевые характеристики педагогов. Как учителя, так и ученики большую значимость придают таким качествам, как профессионализм и интеллект. Средние позиции в перечне личностных качеств педагога заняли коммуникативные способности и грамотная речь. Есть позиции, при ранжировании которых, мнения педагогов и учеников существенно разошлись.

Так, с точки зрения учащихся, учителю необходимо постоянное самосовершенствование и данное качество они поставили на пятое место. Однако при ранжировании профессиональных компетенций самими педагогами, самосовершенствование оказалось на последнем, десятом месте. Выразим согласие с учениками, так как консерватизм и ригидность в педагогической деятельности часто мешает в осуществлении личностно-ориентированного подхода при взаимодействии учитель-обучающийся. Заметим, что справедливость, как имиджевую профессиональную характеристику, учителя поставили на восьмое место. Ученики оценили значимость данного качества в имидже учителя значительно выше, и оно оказалось в рейтинге на почетном четвертом месте.

Таблица 1

Значение имиджевых характеристик педагога сточки зрения учителей иучеников

Имиджевые характеристики

Ответы респондентов

учителя

ученики

Верное определение понятия «имидж»

100 %

100 %

Влияние имиджа на эффективность работы учителя

83 %

70 %

Влияние имиджа на восприятие учениками информации

100 %

100 %

Ощущение важности педагогического имиджа в процессе обучения

75 %

85 %

Проранжируйте по степени значимости имиджевые характеристики, которые Вам наиболее близки и помогают при работе с учащимися (для учителей) / при восприятии информации от педагога (для учащихся):

 визуализация

 коммуникация

 артистизм

 интеллект

 справедливость

 вербализация

 эмоциональность

 профессионализм

 пунктуальность

 самосовершенствование

1. профессионализм

2. интеллект

3. эмоциональность

4. коммуникация

5. вербализация

6. визуализация

7. артистизм

8. справедливость

9. пунктуальность

10.самосовершенствование

1.профессионализм

2.интеллект

3.артистизм

4.справедливость

5.самосовершенствование

6.коммуникация

7.эмоциональность

8.визуализация

9.вербализация

10.пунктуальность

Таким образом, считается возможным утверждать, что имидж преподавателя в процессе обучения играет важную роль. Личностные и профессиональные качества педагога — главные составляющие его имиджа, оказывающие непосредственное влияние на процесс становления личности учеников. Как учителя, так и ученики могут точно дать определение понятиям «имидж» и «педагогический имидж». Педагоги и обучающиеся единогласно считают, что имиджевые характеристики влияют на эффективность учебного процесса и восприятие информации во время урока. Учителя обращают внимание на свой образ и понимают его важность в педагогической деятельности. Рейтинг значимых имиджевых характеристик с точки зрения учителей и учеников имеет как общее, так и различное, на данный факт необходимо обратить внимание педагогов для построения эффективного взаимодействия с учащимися и плане самосовершенствования. В продолжение изучения темы планируется исследование имиджа обучающегося в плане его оптимального внешнего вида, так и для развития индивидуальных личностных качеств успешного ученика.

Литература:

1. Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя / А. А. Калюжный. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. — 222 с.

2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998.

3. Перелыгина Е. Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. — Москва, 2003.

4. Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А. Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 1092–1096.

5. Яковлева Е. Л. Имидж и социальные роли // Политический маркетинг. — 2004. № 7 (76).

Основные термины (генерируются автоматически): имидж, ученик, учитель, учебный процесс, Образ человека, педагогическая деятельность, педагогический имидж, педагогический процесс, педагогическое общение, современный учитель.


Задать вопрос