Социальное партнерство в системе дополнительного образования детского дома как фактор нравственного развития воспитанников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Большакова, Т. К. Социальное партнерство в системе дополнительного образования детского дома как фактор нравственного развития воспитанников / Т. К. Большакова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3700/ (дата обращения: 19.04.2024).

У воспитанников интернатных учреждений возникает много трудностей, проблем, которые связаны с межличностными отношениями. Эти проблемы, несомненно, требуют самостоятельного решения, однако при этом нужна поддержка, сопровождение в их решении. Осуществление этой поддержки является одной из приоритетных задач воспитателей, педагогов дополнительного образования, а также всех специалистов детского дома и иных социальных структур, которые каким-либо образом в своей деятельности соприкасаются с личностью детей и подростков, так как именно педагог является регулятором социальных отношений между подростком и окружающей средой. Поскольку формирование нравственных, гражданских, личностных качеств во многом определяет судьбу воспитанников детского дома, педагогический коллектив стремится в своей деятельности к расширению социального пространства, где бы наши дети были приняты и поняты, а также успешно развивались, адаптировались, могли активизировать и повышать свой личностный потенциал. Это возможно сделать через создание системы социального партнерства.

Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно, оно является одним из условий развития воспитанников всех образовательных учреждений, и детского дома в частности, действенным механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в обсуждение и решение возникающих проблем, важным фактором, обеспечивающим качество образовательных услуг.

В педагогике термин «социальное партнерство» трактуется не однозначно, многоаспектно и может пониматься как:

  • способ взаимодействия между различными социальными группами;

  • специфический тип общественных отношений;

  • особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития [1, 2].

Социальное партнерство способствует созданию единого культурно-образовательного пространства, а этот аспект очень важен для развития наших воспитанников в целях их духовно-нравственного обогащения.

Основными задачами реализации проекта по созданию системы социального партнерства как фактора личностного развития воспитанников детского дома имени В. А. Гаврилина являются:

  • создание условий для личностно-творческой самореализации воспитанников в различных сферах деятельности;

  • профессиональная ориентация воспитанников в различных сферах человеческой деятельности, формирование готовности к продолжению образования;

  • создание условий для социализации воспитанников, успешной их адаптации в социокультурном пространстве;

  • осуществление совместной деятельности с культурными центрами города, области, средствами массовой коммуникации, общественными организациями;

  • расширение участия детского дома в развитии социокультурного пространства;

  • воспитание ценностного, бережного отношения к культурным традициям через приобщение к лучшим образцам национального культурного наследия;

  • создание условий для сохранения здоровья детей как душевного, так и физического;

  • активное участие воспитанников детского дома в городских, региональных, всероссийских и международных проектах, соревнованиях, конкурсах, фестивалях, олимпиадах;

  • создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов БОУ ВО «Вологодский детский дом имени В. А. Гаврилина».

Благотворно влияет на развитие личности ребенка и его успешную адаптацию в социуме дополнительное образование. Благодаря системной и последовательной работе администрации и всего коллектива детского дома была создана система социального партнерства в сфере дополнительного образования воспитанников.

Важнейшей составляющей духовно-нравственного развития является музыкально-эстетическое воспитание ребенка. Мы заключили договор с детской музыкальной школой имени В. А. Гаврилина города Вологды, где уже в течение 6 лет наши воспитанники обучаются по нескольким специальностям: фортепьяно, скрипка, класс духовых инструментов, класс баяна, класс струнных народных инструментов и вокал; участвуют в городских и областных конкурсах, развивая свой талант, приобретая уверенность, воспитывая самооценку своего творчества. Наиболее значимыми являются следующие результаты: участие в Международном фестивале «Кинотаврик» (г. Сочи, 2009г.), Диплом «За самое эмоциональное исполнение» в рамках областного конкурса исполнителей музыки В. А. Гаврилина; специальный Диплом за исполнение композиции «К нам плывут дельфины» на домре в номинации «Инструментал» в рамках областного конкурса юных исполнителей. В 2011 году состоялся первый выпуск наших воспитанников из музыкальной школы. Для некоторых выпускников музыка становится профессией, и они продолжают обучение в Вологодском музыкальном колледже. Возможно, наши дети не будут известными музыкантами, но слушать музыку, ценить ее, ощущать духовное богатство научатся наверняка.

Огромное влияние на формирование нравственных убеждений воспитанников детского дома оказывают занятия в областном Духовно-просветительском центре «Северная Фиваида», где наши дети занимаются в художественной студии «Запечатленная душа» и обучаются по новым технологиям рисования, лепки, росписи и искусству оригами. Наблюдая за кропотливой работой детей, приходишь к очень позитивному выводу: очень любят рисовать ребята, воплощая в рисунке свои мечты, впечатления, изображая окружающий мир, природу, фантазируя, и при этом учатся видеть и ценить прекрасное. Творческие работы детей представлены на тематических выставках центра «Северная Фиваида», в экспозиции областного музея «Усадьба Брянчаниновых», на персональных выставках в музее им. Д. Т. Тутунджан детского дома. Традиционно наши воспитанники участвуют в ежегодном конкурсе центра «Северная Фиваида» на тему «Русь моя — златоглавая» и занимают призовые места, но это не самое главное — важнее собственное удовлетворение и нравственное обогащение.

Также детский дом сотрудничает с областной станцией Юных натуралистов, где в студии фитодизайна дети создают уникальные шедевры из природного материала — искусные сувениры, добрые игрушки, композиции, которые дети могут подарить своим педагогам, друзьям. Принося в дар свои незамысловатые работы, они учатся быть добрыми, внимательными, отзывчивыми.

Важным фактором воспитания нравственности, жизненной стойкости, воли является спорт. Мы заключили договор с Детско-юношеской спортивной школой «Юниор». Дети с удовольствием занимаются в спортивной школе, участвуют в городских и областных соревнованиях и имеют очень высокие показатели. Так, в 2012 году наша воспитанница заняла призовое место в областном лыжном состязании «Дрозд». Занимаясь спортом, дети учатся сопереживать, чувствовать плечо друга, учатся уступать, принимать замечания, ставить перед собой наиболее трудные задачи и стремиться к победе.

Воспитанию грациозности, красоты, эстетическому восприятию действительности способствуют занятия хореографией. Вот уже четыре года наши воспитанники занимаются в образцовом коллективе «Веселая планета» наравне с домашними детьми в городском Доме культуры и успешно участвуют во всех городских, областных и всероссийских фестивалях, смотрах-конкурсах, где занимают высокие призовые места. В январе 2012 года наши воспитанники достойно выступили на Всероссийском фестивале детского творчества «Вологодские узоры», заняв 3 место в номинации «Хореография». В настоящее время они готовятся принять участие во Всероссийском фестивале «Весенние фантазии».

Стать более коммуникабельными, умело вести диалог с разными людьми, развивать толерантность, позиционировать себя в разных ролях и различных житейских ситуациях — вот задача, которую ставит перед детьми «Театр Всеволода Чубенко», с которым детский дом сотрудничает более трех лет. В настоящее время дети готовятся к выступлению на фестивале «Моя профессия — самая лучшая».

Для того чтобы важные жизненные приоритеты, позитивные ценности были наиболее стойкими, педагогический коллектив задумался над созданием еще одного социального проекта «Детский дом + дом-интернат для престарелых людей», задача которого — пробудить в детях доброту, научить чувствовать чужую боль, воспитать патриотов. Воспитанники организуют для пожилых людей выставки своих работ, проводят виртуальные экскурсии по музеям детского дома, совместные мастер-классы. Традиционным стало проведение концертов с участием пожилых на Всемирный День инвалидов, День Победы. К Новому году и Рождеству коллектив детского дома приготовил подарки каждому ветерану: дети сшили куклу-ангела, сделали иконки, оформленные берестой, смастерили полочки под них, маленькие табуретки, сплели изящные коврики.

Совместные поездки детей разного возраста в дом-интернат создают предпосылки к созданию коллектива единомышленников (взрослых и детей), в котором царит благоприятная психологическая атмосфера, формируются комфортные условия для сотрудничества, взаимопонимания, творческого общения всех участников. Ребята видят, что их творчество востребовано, их ждут, им рады и с удовольствием едут к пожилым людям, с осознанием своей востребованности и значимости того дела, которое делают. Они начинают задумываться о том, а какую песню, какое стихотворение приготовить, что больше понравится бабушкам и дедушкам, которые их будут слушать. Как показывает опыт, такая форма социального партнерства обладает большим нравственно-патриотическим потенциалом, закрепляет представление ребенка о себе как гражданине России.

Еще одним важным направлением дополнительного образования воспитанников является музейная деятельность в рамках музейного комплекса детского дома, в который входят музеи: «Боевая слава», «В. А. Гаврилин», «История школы», «Этнография и прикладное творчество», «Ткачество», «Д. Т. Тутунджан», «Православная культура». Мне, как педагогу дополнительного образования, отвечающему за организацию музейной деятельности, отрадно видеть, как воспитанники, постепенно осваивая программу «Экскурсоведение», организуют встречи в музеях с различными категориями посетителей, общаются с ними, привлекают к совместному творчеству ветеранов УВД области, священнослужителей (архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, архиепископа Бельгийского и Брюссельского Симона), известных художников Вологодчины, музыкантов, актеров (в 2011 году в музеях детского дома побывал известный актер П.Ришар), школьников и педагогов близлежащих школ, жителей микрорайона и т. д.

Таким образом, обобщение многолетнего опыта работы по развитию дополнительного образования воспитанников, позволяет утверждать, что система социального партнерства, созданная детским домом, положительно влияет на становление социально компетентной личности, способной к самовоспитанию и духовно- нравственному развитию, создает условия для выявления, развития и поддержки наших воспитанников, способствует личностной и социальной самореализации.


Литература:

  1. И. А. Хоменко Школа и родители: этапы развития социального партнерства// Педагогическое обозрение.– 2008, № 4, С.7–8.

  2. Нуртдинова А. Некоторые аспекты становления социального партнерства в России //Проблемы теории и практики управления. — 1995, № 3, С.13–16.


Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, детский дом, дом, ребенок, воспитанник, дополнительное образование, дополнительное образование воспитанников, Всероссийский фестиваль, музейная деятельность, педагогический коллектив.

Похожие статьи

Художественно-творческая деятельность в системе...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Социализация воспитанников через образовательное...

Социализация воспитанников через образовательное пространство музея детского дома (из опыта работы воспитателя).

В связи с этим в Законе РФ «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где названы задачи формирования...

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного...

PRO, возможность, Краевой конкурс, высокоскоростной интернет, дополнительное образование, проектная деятельность, попечение родителей, воспитанник, ребенок. Похожие статьи.

Использование потенциала музейной деятельности...

музейный комплекс, дом, воспитанник, детский дом, музейная деятельность, музей, декоративно-прикладное искусство, гражданское воспитание, подрастающее поколение, православная культура.

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Музейно-ресурсный центр как партнер...

Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества.

Пантелеева Л. В. Музей и дети. М.; Изд. Дом «карапуз», 2005 г. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А. Мини-музей в детском саду.

Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского...

музейный комплекс, дом, воспитанник, детский дом, музейная деятельность, музей, декоративно-прикладное искусство, гражданское воспитание, подрастающее поколение, православная культура.

Социализация личности детей с ограниченными возможностями...

ограниченная возможность здоровья, ребенок, развитие, родитель, воспитание детей, педагогический коллектив, дополнительное образование, педагогическая работа, психическое развитие...

Музей в детском доме: опыт реализации инновационного проекта

В условиях детского дома имеется возможность привлечения всех воспитанников к музейной деятельности, разумеется, дифференцированно – с учетом возраста, интересов, индивидуально-личностных особенностей.

Похожие статьи

Художественно-творческая деятельность в системе...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Социализация воспитанников через образовательное...

Социализация воспитанников через образовательное пространство музея детского дома (из опыта работы воспитателя).

В связи с этим в Законе РФ «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где названы задачи формирования...

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного...

PRO, возможность, Краевой конкурс, высокоскоростной интернет, дополнительное образование, проектная деятельность, попечение родителей, воспитанник, ребенок. Похожие статьи.

Использование потенциала музейной деятельности...

музейный комплекс, дом, воспитанник, детский дом, музейная деятельность, музей, декоративно-прикладное искусство, гражданское воспитание, подрастающее поколение, православная культура.

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Музейно-ресурсный центр как партнер...

Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества.

Пантелеева Л. В. Музей и дети. М.; Изд. Дом «карапуз», 2005 г. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А. Мини-музей в детском саду.

Музейный комплекс в воспитательном пространстве детского...

музейный комплекс, дом, воспитанник, детский дом, музейная деятельность, музей, декоративно-прикладное искусство, гражданское воспитание, подрастающее поколение, православная культура.

Социализация личности детей с ограниченными возможностями...

ограниченная возможность здоровья, ребенок, развитие, родитель, воспитание детей, педагогический коллектив, дополнительное образование, педагогическая работа, психическое развитие...

Музей в детском доме: опыт реализации инновационного проекта

В условиях детского дома имеется возможность привлечения всех воспитанников к музейной деятельности, разумеется, дифференцированно – с учетом возраста, интересов, индивидуально-личностных особенностей.